О уход . -Р^-^^^^.о.Н.рабо-"•""' ^„Я^Т ДО~-.ЬНО .ЫСОКО. 21 страница
Группы преодоления страха и группы тренинга уверенности в себе вышли далеко за рамки начальных понятий Солтера и Вольпа. Ландж и Якубовски (Lange & Jakubowski, 1976) выделили в зависимости от структуры групповых занятий четыре типа групп уверенности в себе: 1) группы, организованные вокруг серии специфических упражнений ролевой игры; 2) группы. в которых каждое занятие посвящено определенной теме, например, научению тому, как осуществить конструктивную критику; 3) группы, объединяющие ролевую игру со множеством других процедур, таких, как расширение самосознания, тренинг родительской эффективности, тренинг борьбы за справедливость, тренинг разрешения конфликтов или анализ трансакцион-но-аналитического сценария; 4) относительно неструктурированные группы, проводимые в соответствии с текущими потребностями конкретных участников.
Оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе
Оценка сильных и слабых сторон навыков уверенности в себе обычно производится на ранних ста диях развития группы. Существует по меньшей мер( 17 опросников оценки видов проблем уверенности и себе (Kelley, 1979). Одним из примеров является опрос ник описания уверенности в себе Рейзаса (табл. 4) (Rathus, 1973). Быть уверенным в себе означает умение определить и выразить свои желания, потребности. любовь, нелюбовь и ожидания. Самое уверенное поведение выражается в умении строить отношения в же-
Таблица 4. Опросник описания уверенности в себе Рейзаса. Инструкция: Укажите с помощью приведенного здесь кода, насколько каждое из следующих утверждении характеризует или описывает Вас.
+ 3 очень характерно для меня, описание очень верное ' + 2 довольно характерно для меня, описание довольно верное + 1 в какой-то мере характерно для меня, описание скорее верное
— 1 в какой-то мере не характерно для меня, описание скорее неверное
— 2 довольно не характерно для меня, описание довольно неверное
— 3 совсем не характерно для меня, описание совсем неверное
. Большинство людей, по-видимому, агрессивнее и увереннее в себе, чем я *.
. Я не решаюсь назначать свидания и принимать приглашения
на свидания из-за своей застенчивости *. . Когда подаваемая в ресторане еда меня не удовлетворяет, я
жалуюсь на это официанту или официантке. . Я избегаю задевать чувства других людей, даже если меня
оскорбили *. . Если продавцу стоило значительных усилий показать мне товар,
который не совсем мне подходит, мне трудно сказать ему “нет” *. . Когда меня просят что-либо сделать, я настаиваю на знании
необходимости этого.
^ 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. |
. Бывают случаи, когда я ищу сильный довод. Я стараюсь вырваться вперед, как и большинство людей. Честно говоря, люди часто используют меня в своих интересах *. Я получаю удовольствие, завязывая разговор с новыми знакомыми и посторонними.
Я часто не знаю, что сказать людям другого пола, которые мне привлекательны *.
Я испытываю нерешительность, когда надо позвонить по телефону
в учреждения и организации *.
Я предпочту обратиться с письменной просьбой принять меня на
работу или зачислить в колледж, чем пройти через собеседование *.
Я стесняюсь возвратить покупку *.
Если близкий и уважаемый родственник раздражает меня, я
скорее скрою свои чувства, чем проявлю раздражение *.
Я избегаю задавать вопросы из страха показаться глупым *.
В споре я иногда боюсь, что буду волноваться и меня начнет
трясти *.
Если известный и уважаемый лектор выскажет точку зрения,
которую я считаю неверной, я заставлю аудиторию выслушать и
свою точку зрения.
19. 20. 21. 22. 23. |
Я избегаю спорить с клерками и продавцами о цене *.
Когда я сделаю что-нибудь важное и стоящее, я стараюсь, чтобы
об этом узнали другие.
Я откровенен и искренен в своих чувствах.
Если кто-то распространяет обо мне сплетни, я стремлюсь быстрее
найти его, чтобы поговорить об этом.
Мне часто трудно сказать “нет” *.
' Общую оценку получают путем сложения баллов по всем пунктам, изменив знаки обратных вопросов.
24. Я ... .•..-. . сцены ".
25. Я жалуюсь • '
26. Когда мне .,- -. ,,v. в ответ *.
27. Если в театре или на лекции рядо^ мнои варивают, я прошуих говорить потише или Гч в другом месте.
28. Тот, кто пытается пролезть в очереди впереди меня, м^/кег оы. уверен, что получит от меня отпор.
29. Я быстро высказываю свое мнение.
30. Бывают случаи, когда я просто не могу ничего сказать *.
* Обратный вопрос.
лаемом направлении, например в общении со значимыми другими и посторонними, в умении обратиться к ним с просьбой или ответить отрицательно на их просьбу (Cottier & Guerra, 1976). Социальной просьбой является просьба о свидании или вопрос о времени, адресованный постороннему. Защитой или отказом будут отклонение предложения родственника провести вместе уик-энд или ответ “нет” продавцу. Компонентами уверенного ответа могут быть поза тела, жесты, выражение лица, невербальные речевые характеристики и вербальное содержание ответа.
Независимо от того, используется в группе или нет формальный опросник описания уверенности в себе Рей-заса, руководитель будет вести с участниками диалог, помогающий выявить и точно определить проблемы уверенности в себе, испытываемые каждым членом группы. Участников поощряют оценивать собственное поведение и приводить примеры из своей жизни, иллюстрирующие уверенность в себе или ее отсутствие. Руководители терпеливо объясняют природу уверенного поведения, его отличие от неуверенного и агрессивного поведения. Они подчеркивают отрицательные последствия неуверенного поведения, утверждают, что уверенное поведение увеличивает возможность выбора и контроль над собственной жизнью. Уверенность в себе ведет к росту самоуважения.
Неуверенный в себе человек сдерживает чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений. Агрессивный человек нарушает права других путем доминирования, унижения и оскорбле-
ния. Агрессивность не основывается на зрелом самоуважении и представляет собой попытку удовлетворить свои потребности за счет чужого самоуважения. Различие между неуверенным, уверенным и агрессивным ответами проясняется путем обсуждения в группе специфических ситуаций и обмена мнениями.
Для преодоления тревоги, чувства неполноценности и обучения уверенности члены группы должны быть убеждены в том, что уверенное поведение поощряется социальной средой. Руководитель играет центральную роль в создании положительных условий для уверенного поведения. Келли (Kelley, 1979, р. 58—59) составил перечень основных прав человека, которые поддерживают уверенность в себе:
• право быть одному,
• право быть независимым,
• право на успех,
• право быть выслушанным и принятым всерьез,
• право получать то, за что платишь,
• право иметь права, например право действовать в манере уверенного в себе человека,
• право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным,
• право просить то, чего хочешь,
• право делать ошибки и быть ответственным за них,
• право не быть напористым.
Членам группы показывают, что уверенность в себе не надо путать с межличностной нечувствительностью и что она не ограничивается выражением негативных чувств. Таким же действенным компонентом тренинга уверенности в себе является обучение выражению позитивного, заботливого отношения к другим. Руководитель также обращает внимание участников на то, что право и способность действовать с уверенностью в себе не подразумевают необходимости действовать так в любой ситуации.
Другим подходом к описанию уверенного поведения является выделение Ланджем и Якубовски (Lange & Ja-kubowski, 1976) шести типов утверждений, выражающих уверенность в себе. Базовым утверждением является простое выражение чувств, мыслей, мнений и прав. Например: “Я хотел бы сейчас уйти”, или: “Вы мне очень нравитесь”. Эмпатическое утверждение указывает на осознание чувств и позиции другого человека. Слова:
“Я знаю, ты хочешь, чтобы мы пошли вместе, но на этот раз я хочу побыть один” — передают эмпатическое по-
нимание плюс уверенную позицию. Растущая уверенность в себе развивается постепенно — от минимально уверенных, относительно не требующих усилий высказываний до более категоричных утверждений, когда минимальный ответ неэффективен. Например, обращение к кому-нибудь в кинотеатре с просьбой говорить потише. Конфронтирующее утверждение используется, когда слова не соответствуют действиям, и включает описание того, что люди собирались сделать, что они фактически сделали и чего хочет говорящий. Пример конфронтирую-щего утверждения: “Я понял, что ты принесешь деньги сегодня. Теперь ты говоришь, что денег не принес. Я хочу знать, почему у тебя нет с собой денег и когда они будут у тебя”. В монологическом утверждении говорящий должен объективно описать поведение другого, указать на результат его действий, описать свои собственные чувства и сказать, чего он хочет. Этот тип утверждения, выражающего уверенность в себе, особенно полезен для того, чтобы поделиться с другими отрицательными чувствами. Примером монологического утверждения может служить следующее высказывание:
“Вчера вечером ты опять не вымыла тарелки. Когда я привел своего знакомого домой, на кухне был беспорядок, я смутился и расстроился. Я хотел бы, чтобы ты делала свою часть домашней работы вовремя”. Наконец, убеждающее утверждение должно быть своевременным и так тичным, чтобы оказать влияние в группе без проявления агрессивности.
Репетиция поведения
Репетиция поведения — основная методика i группе тренинга уверенности в себе, состоящая из роле вого проигрывания сложных ситуаций, которые в cboi время создали или могут создать определенные сложно сти для члена группы. Во взаимодействии с участнике? члены группы и руководитель инструктируют его ил проигрывают роли значимых других. В структурирован ной группе руководитель может начинать с банально ситуации, которая, по его предположению, не будет тру/:
на для всех неуверенных в себе участников. В обычны упражнениях проигрываются ситуации, в которых учас ники выражают просьбу или отказ. Примерами служг уверенные действия с продавцами, официантами, авт( механиками, различные умения вести разговор, включс
внимание к информации, предлагаемой другими, произнесение и выслушивание комплиментов, самораскрытие, изменение темы разговора, вступление в разговор и пре'-кращение его.
На ранних стадиях развития групп проигрываются простые ситуации, создающие незначительную угрозу для участников. Например, один из способов начать занятия в большой группе — это предложить участникам посмотреть друг другу в глаза, представиться, а затем высказаться о том, как им понравилось представление (Lange & Jakubowski, 1976). С развитием группы проигрываются более сложные ситуации, вводятся репетиции поведения, вызывающего наибольшие затруднения. Со временем большинство групп тренинга уверенности в себе становятся менее структурированными, так что участники могут в качестве материалов для ролевой игры в группе поставлять свои собственные уникальные проблемы из реального мира. Конечно, ролевая игра чем-то похожа на содержание психодраматического занятия и, таким образом, несет на себе отпечаток метода Морено. Однако в отличие от психодрамы, которая дает выход подавленным чувствам для достижения катарсиса или эмоциональной разрядки, методики проигрывания участниками различных ситуаций имеют дело исключительно с проблемой уверенности в себе, и ее использование способствует выработке желательного и адаптивного поведения.
В процедуре репетиции поведения используются приемы поведенческой модели обучения. Руководитель группы или ее участник может моделировать лучший способ управления ситуацией. Моделирование — прием поведенческой терапии, являющийся, как было показано, эффективным для создания новых или усиления минимально уверенных ответов участников (Bandura, 1971). Наблюдая смоделированные уверенные ответы и испытывая их влияние, участники косвенно обучаются этому умению. В некоторых группах используются аудио- и видеозаписи моделей уверенного поведения. Моделирование особенно полезно, когда участник группы имеет ограниченное представление о том, каким может быть позитивное уверенное поведение в данной ситуации. Группы, участники которых составили представление о проблеме уверенности в себе, могут сразу переходить к фазе репетиции. Обычно репетиция поведения может проходить примерно так:
Мардж ста-смелости и о своем ре-, чтобы жить Двое членов роль ее ро- |
(В этой ситуации рается набраться сказать родителям шении уйти из дома, с двумя подругами. группы выбраны на дителей.)
Мардж: Мам, пап, я вам что-то хочу ска-, зать. Я... м-м... думаю... м-м... может быть, переехать на другую квартиру.
Отец: На квартиру? Для чего? Тебе больше не нравится жить здесь?
Мардж: Нравится, конечно. Но только мне уже 19, а Джойс и Сью хотят, чтобы я переехала к ним. Мать: Но, дорогая, мы ничего не знаем об этих твоих подругах.
Мардж: Они действительно хорошие и м-м... кроме того, я уже решила. Я собираюсь так поступить — и все.
Руководитель: 1-й член группы: 2-й член группы: Руководитель: Мардж: Руководитель: Мардж: |
Давайте на минутку остановимся. Группа, что можно сказать об уверенности Мардж? Мардж, мне понравилось, как ты смотрела в глаза и говорила громким, твердым голосом. Я думаю, ты хорошо начала, сказав своим родителям, что хочешь с ними поговорить. Замечательно. Мардж, а как ты оценишь уверенность в себе в этой ситуации? Я была довольно спокойна вначале и смогла высказаться, чего от себя не ожидала. Да, это великолепно. Что ты можешь улучшить в этой сцене? Когда отец пытался обвинять, я стала защищаться, а затем, когда мама стала допрашивать меня, я вышла из себя. |
Руководитель: Ты верно поняла. Кто-нибудь еще выскажется? Есть еще какие-нибудь предположения?
3-й член группы: Мардж, вместо того чтобы сразу информировать родителей о своем решении, ты как будто искала их одобрения. Может, ты могла бы им сразу сказать, что надеешься на их одобрение, но переехать собираешься в любом случае.
4-й член группы: Я заметил сконфуженную усмешку перед тем, как ты сделала твердое заявление о своем решении уйти из дома. Руководитель: Это очень полезная обратная связь. Мардж, не хочешь ли ты попробовать еще раз, использовав все, чему научилась?
(После завершения взаимодействия с относительно мягкой реакцией родителей руководитель может спросить Мардж, не хочет ли она повторить сцену, в которой реакция родителей будет более негативной, для того чтобы быть готовой к любой неожиданности.)
Обычно за одно занятие опробуется только небольшой фрагмент сложного поведения. После двух-трех обменов репликами репетиция прерывается руководителем для обращения к группе за обратной связью. Участника и группу спрашивают о впечатлениях (что было уверенным, а что — неуверенным в их словах и действиях), предложениях для дальнейшего экспериментирования или улучшения. Руководитель может помогать, инструктируя участников. Инструктаж — это вмешательство, при котором руководитель подсказывает, намекает и помогает участникам, когда они сталкиваются с трудностями, предоставляет им обратную связь и поддерживает их в течение всего процесса взаимодействия.
Другим компонентом репетиции поведения является подкрепление. Подкрепление — фундаментальное понятие поведенческой терапии, являющееся краеугольным
камнем большинства методов изменения поведения. Технически существует несколько способов подкрепления. Согласно оперантному обусловливанию Б. Ф. Скиннера (Skinner, 1953), подкрепление—это событие или стимул, увеличивающие вероятность предшествующего им ответа. В нашем случае подкреплением являются награды или, что более специфично, положительные реакции и поощрения, предлагаемые руководителем и членами группы. Важным условием в процедуре репетиции поведения является поощрение участника за любое улучшение, а не только за завершение сложного эпизода, демонстрирующего уверенность в себе. Процесс предоставления подкрепления “маленькими шагами” называется “формированием”. В поведенческих группах подкрепление обычно применяется для формирования поведения отдельных участников в направлении достижения их целей. В одних случаях взаимодействие и выполнение задачи группой в целом могут быть модифицированы путем использования групповых возможностей для подкрепления поведения всех участников в направлении достижения их целей (Feldman & Wodarski, 1975). В других случаях студенты в аудитории, заключенные в тюрьме или пациенты психиатрических клиник могут участвовать в поведенческой программе, которая предусматривает применение “системы жетонов” или получение привилегий за достижение установленных целей.
Моделирование, инструктаж и подкрепление — ключевые компоненты методики репетиции поведения, хотя существуют разногласия относительно того, какое сочетание этих компонентов является оптимальным (McFall & Twentyman, 1973). Процедура репетиции поведения может быть сведена руководителем группы к выполнению следующих семи задач (Fensterheim & Ваег, 1975):
• определение поведения, которое нуждается в тренинге,
• инструктаж и обучение участника исполнению сцены,
• повторение сцены,
• моделирование желательного поведения,
• использование постепенного, иерархическ-подхода в случаях, когда проблема слишк сложна или вызывает тревогу,
• отработка поведения в течение всего группой занятия,
• получение обратной связи о поведении участника в домашних условиях.
Релаксационный тренинг
Очень неуверенные в себе люди часто испытывают значительную тревогу в межличностных ситуациях. В группе тренинга уверенности в себе руководитель часто учит приемам релаксации для торможения тревожной реакции. Многие поведенческие группы для преодоления общей тревоги или особых страхов полагаются почти исключительно на релаксационный тренинг.
Существует несколько разных подходов к релаксационному тренингу. Большинство из них основывается на процедуре прогрессивной мышечной релаксации Якобсона (Jacobson, 1938], при которой группы мышц поочередно напрягаются и расслабляются. Например, сжимая кулак, а затем разжимая его и тем самым снимая напряжение, участник учится различать состояние напряжения и релаксации и в конечном счете расслаблять мышцы по желанию.
Релаксационный тренинг иногда комбинируют с процедурой мысленных представлений, например, при методе систематической десенсибилизации. В этом методе релаксационный тренинг объединен с двумя дополнительными компонентами. Во-первых, иерархическая последовательность тревоги воспроизводится, начиная с ситуаций, вызывающих незначительную тревогу, и кончая ситуациями, вызывающими наибольший страх и тревогу. Человек, желающий стать оратором, может, например, не испытывать болезненных переживаний, выступая перед товарищем, но при мысли о публичном выступлении у него возникает страх. Изображение паука в иллюстрированной книге вызывает у участника ощущение легкой тревоги, но прикосновение к безвредному пауку вос-примется им как крайне пугающее.
Во-вторых, в процедуре проведения систематической десенсибилизации членов группы обучают соединять релаксацию с мысленным представлением ситуации, вызывающей страх и тревогу. Участникам предлагают закрыть глаза, расслабиться и представить себе ситуацию или предмет, находящиеся на нижней ступени иерархии тревоги. Как только у участников возникает чувство тревоги, терапевт предлагает им прекратить мысленное представление и расслабиться. Иерархическая последовательность предметов или патогенных ситуаций, вызывающих
тревожные опасения, воспроизводится и отрабатывается до тех пор, пока участник не становится в состоянии зрительно представить себе всю иерархию сцен, не испытывая тревоги. Очень важно, чтобы тревога удерживалась на минимуме, так как в случае ее повышения может оказаться подкрепленной сама тревожная реакция. Главная идея заключается в замещении тревожных реакций в ситуации, вызывающей тревогу и страх, релаксацией.
Метод систематической десенсибилизации был предложен Джозефом Вольпом (Wolpe, 1958) и основывался на принципе реципрокного торможения. В настоящее время метод систематической десенсибилизации является основным методом в арсенале поведенческих терапевтов, которые работают как с отдельными индивидуумами, так и с группой. Систематическая десенсибилизация эффективно использовалась при решении ряда проблем, включая такие, как страх перед публичными выступлениями (Paul, 1966), боязнь экзамена (McManus, 1971), социальная тревога [Paul & Shannon, 1966) и сексуальные нарушения (Lazarus, 1968). Метод систематической десенсибилизации называется десенсибилизацией in vivo, когда десенсибилизация осуществляется в реальной жизни, а не в воображении: клиенту, находящемуся в состоянии релаксации, постепенно предъявляют предметы, ситуации, вызывающие страх или фобии — например, сталкивают лицом к лицу с аудиторией или показывают паука. Систематическая десенсибилизация обычно не является частью занятий группы тренинга уверенности в себе. Однако понятие иерархии сохраняется, так как участники стараются постепенно преодолевать все более сложные ситуации для развития уверенности в себе. Сначала участников побуждают опробовать “минимально эффективное высказывание” для достижения цели. Например, обращаясь к соседу в кинотеатре, сказать: “Не могли бы вы говорить немного потише? Мне плохо слышно” — и только затем прибегнуть к более категоричному высказыванию.
Показателем уровня тревоги, переживаемой участником в ситуации, требующей уверенного в себе ответа, может служить шкала субъективных единиц дискомфорта (СЕД) (Cottier & Guerra, 1976). Нулю на шкале соответствует состояние сильной релаксации и комфорта, а 100 — наихудшее из возможных состояний тревоги. Участников группы учат количественно оценивать свою тревогу и дискомфорт, опираясь на такие показатели
напряжения, как учащенные дыхание и пульс, испарина. мышечное напряжение и чувство паники. Шкала СЕД ' имеет широкий диапазон применения. Ее можно использовать в групповом занятии для выявления тревоги, I испытываемой участником во время мысленного пред-; ставления ситуации, требующей проявления уверенности в себе, во время репетиции конфронтации, в домашних ; условиях для оценки ситуации, вызывающей тревогу, и для измерения прогресса. Уверенные действия — один ^ из индикаторов успеха; лучшим показателем являются | уверенные действия при относительной релаксации.
| Когнитивное переструктурирование
| “Атака” системы убеждений неуверенных членов | группы может также осуществляться с помощью методик | когнитивного переструктурирования, которые являются частью когнитивно-бихевиорального развития ортодоксальной поведенческой терапии.
| Я уже описывал перечень основных прав человека, > которые поддерживают уверенность в себе. Альберт Эл-лис (Ellis, 1962] перечислил 11 иррациональных убеждений, ведущих, как он утверждает, к эмоциональным проблемам. Среди них выделяются убеждения в том, что стоящий человек должен быть компетентным, адекватным, иметь успех во всех случаях, получать одобрение и любовь значимых других. Эллис утверждает, что эти убеждения явно нелогичны и разрушительны для личности, потому что ведут к эмоциональным нарушениям, когда мы не получаем одобрения или любви, терпим неудачу в каком-то деле. Придерживаться иррациональной системы убеждений — значит гарантировать себе жизнь, полную фрустраций и разочарований, так как у многих людей есть склонность при малейшей неудаче преувеличивать ее, исходя из своих иррациональных убеждений.
Рационально-эмоциональная терапия (РЭТ) Эл-лиса — это способ диагностики иррациональных убеждений и систематического замещения их рациональными представлениями. Его группы РЭТ значительное время тратят на то, чтобы “атаковать” и разрушать иррациональные компоненты мышления человека и поощрять их замещение более разумными идеями и выводами (Ellis, 1974). Например, человек, чувствующий себя опустошенным и недостойным в результате неприятия его другими, учится применять стандарты разумной оценки и воспри-
нимать событие просто как неудачное и, может быть, даже поучительное.
Ландж и Якубовски (Lange & Jakubowski, 1976) сделали когнитивное переструктурирование интегральной частью своих групп тренинга уверенности в себе. Участников группы учат распознавать иррациональные убеждения и заменять их рациональными альтернативами. Часто в основе сопротивления уверенным действиям лежит страх перед неудачей. Причиной, по которой женщина не может подойти к мужчине и пригласить его куда-нибудь, является страх перед тем, что он ответит отказом на ее предложение и вследствие этого она может почувствовать себя униженной. Разумной альтернативой является мысль: “Ладно, он отказал мне, но, хотя мне немного обидно, я все же стоящий человек. Кроме того, зачем мне мужчина, который не может переносить уверенную в себе женщину?” В других случаях в основе сопротивления уверенным действиям лежит страх обидеть других или выразить по отношению к ним негативные чувства, опасение выглядеть смешным или вызвать гнев. По всей вероятности, чем более рационально мыслят участники группы, тем больше шансов, что они будут действовать с уверенностью в себе.
Домашняя работа
Поведенческих терапевтов беспокоит проблема переноса полученного в группах тренинга уверенности в себе опыта в реальную группу. Одним из способов поощрения переноса поведенческих изменений во внешний мир является домашняя работа. Участников просят собирать примеры случаев, в которых они испытывали сложности проявления уверенности в себе, для репетиций поведения в группе и участия в этой процедуре других членов группы. Участники могут также описывать уверенные ответы, от которых они уклонились в реальной группе (семье), а теперь хотят опробовать в группе тренинга уверенности в себе. Коттлер и Гуерра (Cottier & Guerra. 1976) предлагают участникам пользоваться “дневником домашней работы” для записи заданий, полученных на занятиях, их выполнения, оценок СЕД, степени успешности опыта обучения и предложений для улучшения.
Участник начинает выполнять домашнее задание, участвуя в ситуациях, которые вызывают у него незначительное ощущение тревоги, для того чтобы вероятность успешного результата была максимальной. Удача по-
ощряет к дальнейшему экспериментированию и еще большим успехам. Задания могут быть индивидуализированы в соответствии с конкретными проблемами, встречающимися у членов группы. Например, задание спросить у телефониста номер и адрес или взять у соседа взаймы сахарного песка предполагает овладение простыми умениями; задание подойти к профессору по поводу низкой оценки или заговорить с незнакомым человеком, стоя в очереди, включает более сложные умения. Некоторые руководители групп уверенности в себе поощряют взаимодействия, вызывающие у участников наибольшую неуверенность в себе, например отправиться на заправочную станцию, купить бензина на пятьдесят центов и попросить, чтобы проверили уровень масла и протерли стекла. Наверное, лучше придерживаться поведения, которое требует уверенности в себе, реалистично и сохраняет сензитивность к другим. Основной идеей является преодоление торможения, развитие и отработка полезного набора умений, а не демонстрация собственной смелости при прохождении rite de passage ' ради того, чтобы произвести впечатление на группу и руководителя.
Дополнительные методики
Я уже описывал, какую активную роль играет руководитель группы уверенности в себе в ориентации участников на тему, определении проблем, осуществлении специальных процедур изменения и в оценке их эффективности. Руководитель опирается на моделирование, десенсибилизацию, когнитивное переструктурирование и репетицию поведения, а также облегчает групповое поведение путем предоставления участникам открытой и честной обратной связи и подкрепления поведения участников в направлении достижения их целей. Опытные руководители стараются также изменить групповые нормы, стили коммуникации и паттерны поведения, для того чтобы поощрять участников помогать друг другу и дать им более или менее равные возможности в работе. Постепенно психотерапевт может становиться в меньшей степени руководителем, а в большей — консультантом, в то время как участники берут на себя ответственность за собственное развитие и применение своих умений вне группы.
Руководители групп используют ряд специфических
Rite de passage (фр.) — ритуал посвящения.— Прим. пер.
11—773 |
методик, уникальных для тренинга уверенности в себе. Например, методика “испорченная пластинка” — отстаивание своей позиции, несмотря на давление и критику со стороны других, добивающихся уступки или компромисса. Не прибегая к обороне или объяснениям, участники могут повторять свои требования или отстаивать свою точку зрения.