Тесретические основания ситуационной модели деятельности руководителя
Основные понятия.Авторы большинства современных работ, выполненных в рамках ситуационного подхода, широко используют допущение, согласно которому эффективность работы руководителя зависит от его личностных качеств, но в несоизмеримо большей мере она подвержена влиянию ситуационных, внешних по отношению к нему факторов. Именно последним необходимо уделять особое внимание при изучении деятельности работников управления, разработке соответствующих схем диагностики и, при необходимости, корректирующего воздействия Этому же теоретическому положению соответствует описываемая ниже модель.
Ключевое понятие дальнейших рассуждений - стиль руководства, который можно определить как типичный набор индивидуальных стереотипов служебного поведения руководителя, выражающийся в применении им различных методов руководства в их взаимном и устойчивом сочетании и обеспечивающий «вписывание»' руководителя в социальный контекст организации.
Понятие эффективности употребляется как синоним общей успешности руководства {работы руководителя). Аналогичный смысл вкладывается и в понятие эффективности стиля руководства, то есть можно считать, что эффективный стиль максимально соответствует сложившейся в конкретных условиях производственной ситуации.
В представляемой ниже модели использована типология стилей руководства А.Л. Журавлева [4, с. 115-118].
Стиль руководства, в дальнейшем, будет рассматриваться в контексте производственной ситуации и ситуации руководства.
Под производственной ситуацией понимается совокуп-
ность объективно существующих условий, в которых осуществляется деятельность руководителя. Ее составляют следующие элементы: тип решаемой группой (коллективом) производственной задачи1, форма организации ее совместной деятельности, уровень социально-психологического развития группы объединенных производством людей, организационно и технологически обусловленный временной период осуществления руководства, место осуществления руководства. Все это - внешние по отно- шению к руководителю факторы.
Если же совместно с производственной ситуацией рассматривать внутренне присущие руководителю характеристики, то в этом случае можно говорить о ситуации руководства. Последняя определяется как совокупность внешних, объективно существующих условий деятельности руководителя, а также качеств и характеристик его служебного поведения, обусловливающих особенности и эффективность исполнения им своих должностных обязанностей (см. рис. 1).
По длительности ситуации руководства возможно различение следующих ее состояний: микроситуационных (продолжающихся от нескольких минут до одного рабочего дня), вызванных «сиюминутно» возникающими корректирующими воздействиями; мак-роситуационных (длительностью в несколько дней, неделю, месяц, квартал), связанных преимущественно с циклами технологической и финансово-экономической деятельности предприятия (производственного подразделения); и генерализованных, обусловленных этнокультурными и социально-политическими отношениями людей в обществе.
1 В шкрйпрошводственных ситуациях он определяется характером производственных процессов, в которых задействована группа: основных или вспомогательных; в махропроизводственных и генерализованных - факторами, связанными с культурной и хозяйственно-экономической ситуацией в обществе или же отдельном регионе.
СИТУАЦИЯ РУКОВОДСТВА
VO
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ СИТУАЦИЯ
СУБЪЕКТИВНЫЙ ЭЛЕМЕНТ РУКОВОДСТВА
Тип задачи, решаемой коллективом подчиненных | Форма организации деятельности подчиненных | Уровень социально-психологического развития группы | Пространственно-временные факторы руководства |
Индивидуальный стиль руководства, характерный для руководителя
Ё.
*
О
S
Осуществление руководства во время реализации основных технологических процессов
Осуществление руководства во время реализации вспомогательных технологических процессов
Г
Осуществление pcoBOflCTBa в рабочей зоне группы
Осуществление руководства за пределами рабочей зоны группы
Осуществление руководства в рабочей зоне группы
Осуществление руководства за пределами рабочей зоны группы
Рис. 1. Основные элементы ситуации руководства
Первый из элементов производственной ситуации - «тип решаемой группой работников производственной задачи» (далее -«тип решаемой задачи»). Принимая в качестве основания классификации таких задач степень привычности для руководителя и подчиненных выполняемой работы, можно считать, что на практике возникают задачи стандартные (стереотипные), выполняемые по наработанному, привычному алгоритму, и нестандартные, не имеющие такого алгоритма.
Так, выполнение любых технологических операций в обычных для конкретного коллектива условиях может считаться решением стандартной задачи. Если же коллектив выполняет работы в аварийной обстановке, в так называемых «авральных» условиях, на новом, еще не освоенном оборудовании или в новом составе (приводится по работе [2]), то эти условия признаются непривычными, выходящими за рамки обычных для данного коллектива. Производственные задачи, решаемые в таких условиях, относятся к числу нестандартных.
Второй из ситуационных элементов - форма организации совместной деятельности подчиненных. При его выделении за основу была принята широкоизвестная типология Л.И. У майского [21], который различал совместно-индивидуальную, совместно-последо-агельную и совместно-взаимодействующую формы, организации совместной деятельности группы. Согласно традиционной точке зрения, они могут рассматриваться как крайние случаи разных форм организации совместной деятельности контактной группы.
В нашем случае, из-за специфики трудовой деятельности горняцких коллективов, руководители которых служили объектом изучения, возникла необходимость в модификации положений этого автора с учетом отраслевых особенностей. Поскольку в подземных условиях деятельность исполнителей, связанная с ремонтом, проведением выработок и угледобычи в одиночку запрещена (значит, не является типичной), деятельность коллектива, в зависимости от конкретного набора работ, выполняемых им в течение рабочей смены, может быть организована как «совместная» и «по отдельным группам».
При совместной работе членов группы все исполнители в один и тот же период времени воздействуют на какой-либо локализованный в пространстве объект или занимаются совместно-опосредованной деятельностью. Такая деятельность отмечается в
те периоды, когда все выполняемые участниками производственной группы работы связаны технологией осуществления единого процесса, результат которого прямо зависит от качества и своевременности выполнения этих, зачастую разрозненных, работ (по своему смыслу она близка к деятельности коактивной, но не тождественна ей)
При организации деятельности коллектива подчиненных по группам его участники, разделившись на относительно обособленные малые группы, заняты такими работами, исход которых непосредственно не влияет на результаты работы окружающих, а просто формально включается в общий итоговый объем выполненных за смену заданий. В качестве примера можно привести выполнение коллективом сменного звена «сквозной» суточной бригады ремонтных работ во время остановки технологического оборудования.
Наконец, третий элемент производственной ситуации - уровень социально-психологическаго развития группы объединенных производством людей. К сожалению, рассмотрение комплекса соответствующих характеристик выходит за-рамки темы настоящей работы, поскольку инструментально не учитывалось при проведении предварительной экспериментальной проверки модели. Этот показатель был включен в число элементов производственной ситуации как оказывающий важное влияние на эффективность и особенности деятельности руководителя, однако, в силу ряда процедурных ограничений, при проведении полевой части исследования была реализована лишь возможность его принципиального учета и приблизительной качественной оценки.
Важнейшим показателем состояния этой социально-психологической характеристики группы, на нага взгляд, является ее способность к самостоятельной производительной работе при неухудшении взаимоотношений ее членов Достигнутый уровень социально-психологического развития может характеризоваться показателями сплоченности, проявляющейся на разных уровнях групповой активности [12]. В дальнейшем нами будут выделяться только два уровня развития коллектива: высокий и низкий. Критерием различения, в общем случае, могут служить характерные для конкретных групп значения показателя ценностно-ориентацинного единства (ЦОЕ), традиционно определяемые с помощью коэффициента конкордации, характеризующего степень совпаения мне-
ний членов группы относительно значимости тех или иных групповых ценностей (подробнее об этом см. [12]).
Кроме перечисленных, представляется уместным включение в состав элементов производственной ситуации ее хронотопологи-ческих составляющих, влияющих на служебное поведение руководителя, т е. связанных с пространственно-временной организацией его деятельности. На формирование социально-психологических особенностей руководства оказывают влияние пространство и время, причем во вполне конкретных их проявлениях
Пространство - это материальное окружение. Оно может быть либо связано с макросредой, либо сопряжено с микросредой осуществления деятельности руководителя В последнем случае уместно говорить об окружающих человека помещениях, о расположении в них оборудования и рабочих мест (обладающих также пространственной организацией).
Кроме того, пространство, совместно с прочими обстоятельств вами, определяет напряженность и сложность производственной деятельности, поскольку может порождать факторы, нарушающие установившийся режим работы Оно влияет на стиль выполнения конкретных видов работ исполнителями, характер складывающихся в группе взаимоотношений (то, что можно обозначить как уклад жизни коллектива, производственной организации или же элемент материальной основы сложившейся организационной культуры) Очевидно, что все названные обстоятельства служат теми каналами, через которые осуществляется влияние пространства, в том числе, и на стиль руководства конкретных управленцев
Говоря о пространстве применительно к ситуационной модели, имеется в виду, что руководство в реальности осуществляется как в рабочей зоне группы, так и за ее пределами (в помещении для выдачи сменных заданий, в бытовых помещениях н т.п.).
Большую роль играет и фактор времени. В данном случае время осуществления руководства целесообразно характеризовать через фазу процесса выполнения производственной (хозяйственной) задачи, которая определяет темп поступления, приоритетность и важность информации, а также варианты и характер контактов руководителя с подчиненными и подчиненных между собой. В рамках фактора времени на осуществление руководства оказывает влияние,, и достигнутый уровень научно-технического прогресса Оно проявляется в возможности заимствовать ранее на-
работанные в обществе стереотипы и способы взаимодействия с окружающими, а также уже имеющиеся технические достижения. ,
Например, для сбора информации и оказания управляющих воздействий руководитель в настоящее время может использовать компьютерную и прочую оргтехнику, что экономит рабочее время руководителя, способствует его перераспределению.
Исходные теоретические положения. Некоторые результаты проведенных ранее исследований [8, 9] позволяют предположить, что стиль руководства представляет собой сложноструктурированное, иерархически организованное образование, которое может проявляться 1) в форме некоторой усредненной характеристики служебного поведения руководителя и 2) как иерархически организованное психологическое образование, обеспечивающее адаптацию руководителя, рассматриваемого в качестве биосоциальной системы, к условиям организационной среды. В первом случае его структура неочевидна и не определяет явно его специфические особенности. Однако, кроме этого, ИСР может проявляться и во второй форме (возможно, это происходит благодаря стечению некоторых ситуационных обстоятельств). Тогда его структурные особенности актуализируются и начинают определять его свойства (в том числе и динамические характеристики).
Соответственно, стиль руководства может быть охарактеризован в зависимости от того-
1) когда осуществляется руководство: во время основных для группы или вспомогательных технологических процессов, при изучении ИСР руководителей крупных производственных подразделений (например, предприятий) надо рассматривать, прежде всего, не технологические, а хозяйственные или же экономические процессы;
2) где происходит руководство в конкретный момент; в рабочей зоне группы или за ее пределами,
3) работает руководитель в данный момент времени или со всей группой подчиненных, или с составляющими ее подгруппами (2-4 человека), или же с отдельными работниками, действующими в рамках общей групповой задачи.
Таким образом, можно определить, как минимум, три параметра формирования и реализации ИСР'
1. Временной, связанный с тем, что руководство может осуществляться в период как основных хозяйственных, производственных (технологических), так и вспомогательных (второстепенных)
процессов. К основным могут быть причислены такие процессы, ради осуществления которых создана конкретная производственная группа (организация). К вспомогательным относятся все остальные, как связанные, так п не связанные непосредственно с производственной деятельностью коллектив Примером последних является ремонт оборудования, выдача наряда исполнителям, ликвидация неполадок и аварий, перерывы на обед и другие
2. Территориальный, обусловленный тем, что руководство производственной деятельностью подчиненных может осуществляться в рабочей зоне группы и за ее пределами; в этом случае надо иметь в виду, что за пределами рабочей зоны группы руководитель может взаимодействовать с подчиненными и оказывать на них воздействия как в производственных помещениях, так и в административных или бытовых.
3. Связанный с формой организации деятельности подчиненных Необходимость выделения этого параметра обусловлена тем, что реакция людей на обращенное к ним руководящее воздействие и сам характер такого воздействия могут существенно различаться в зависимости от того, адресовано оно одному подчиненному, одновременно малой или же большой их группе.
Сам стиль руководства правомерно рассматривать также в разных аспектах, то есть •
- в содержательном плане (это «. .индивидуально-типические особенности целостно относительно устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного выполнения управленческих функций» [4, с 115] - характеристика должностного поведения руководителя);
- в функциональном плане (это «периферийное» образование человека как биосоциальной системы, необходимое для обеспечения его социально-организационной адаптации - функциональное качество, позволяющее судить о том, для чего нужен стиль руководства в глобальном психологическом смысле);
- в структурном плане (это многоуровневое, сложноструктурированное образование, о котором говорилось выше - предстает в «разрезе» его внутренней организации, внутренней структуры)
Исходя из подобного понимания ИСР, представляется возможным обобщение в рамках одной концепции множества, зачастую разрозненных эмпирических фактов, наработанных в процессе изучения этого феномена различными школами и отдельными ис-
следователями. Соответствующий подход к изучению руководства было предложено назвать хронотопологическим [9]. Он предполагает анализ элементов ситуации руководства, исходя нз постулирования обусловленности вида их связи единством времент и места его осуществления.
Приведенные рассуждения носят гипотетический характер, однако наводят на мысль о том, что изучению ситуационного контекста руководства необходимо уделять значительно большее внимание, нежели это обычно делается, а также об актуальности развития теоретической базы социально-психологического исследования феномена стиля руководства. При этом приобретает значимость предположение о той роли, которую выполняет ИСР как «периферийное» образование биосоциальной системы (именуемой человеком-руководителем) в адаптации ее к широкому спектру условий внешней социальной среды, «вписыванию» ее в ситуационный контекст организации.