Уровень влияния облеченного властью лица А на лицо Б равна степени зависимости лица Б от лица А.
Последствия нарушения баланса власти в организации:
а) необоснованное усиление власти руководителя приводит:
· к демотивации работников;
· потере обратной связи;
· снижению эффективности труда и функционирования организационных структур;
· потере контроля руководителя над процессами, происходящими внутри организации
б) чрезмерное усиление власти подчиненных приводит:
· к потере власти руководителя над процессами, происходящими внутри организации;
· снижению трудовой дисциплины;
· снижению координации действий между различными службами и отделами;
· усилению конфликтов.
Формы власти и их характеристики
Все формы влияния побуждают людей исполнять желания другого человека, удовлетворяя неудовлетворенные потребности или препятствуя их удовлетворению, или они побуждают исполнителя ожидать, что потребность будет или не будет удовлетворена в зависимости от поведения исполнителя.
Выделяется пять форм власти (классификация Френча и Рэйвена):
1. Власть, основанная на принуждении или власть наказания
Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность лишить работника каких либо ценностей, благ (деньги, профессиональный и карьерный рост) и доставит определенные неприятности. Необходимое поведение формируется под воздействием страха потерять то, что есть.
Эффективность такой формы власти крайне низка, но требует высокой управленческой квалификации:
· сужение поведенческих рамок (делают то, что позволяет избежать наказания);
· временный характер влияния (пока не изменится соотношение сил);
· необходимость больших затрат на поддержание системы контроля (ослабление контроля меняет поведение);
· неблагоприятная рабочая обстановка.
2. Власть, основанная на вознаграждении
Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить, за счет находящихся в его распоряжении ресурсов, актуальные потребности исполнителя.
Использование данной формы власти требует от руководителя знаний современной теории мотивации, особенностей своего персонала, владение ситуационным поведением в выборе стимулов и приемов их представления.
Данная форма власти всегда ограничена ресурсами организации.
3. Экспертная власть
Она основана на высоких профессиональных качествах менеджера, уважении и авторитете. Исполнитель верит, что менеджер обладает специальными знаниями, квалификацией, использование которых позволит удовлетворить его потребности.
Данная форма власти, несмотря на свою эффективность, может сковывать инициативу и творчество у работников, кроме того, она требует постоянного подтверждения.
4. Эталонная власть
Власть примера, власть построенная на харизме. Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для исполнителя, что он хочет поступать так же и быть таким же, как влияющий. Харизма - это влияние на подчиненных, построенное на силе личных качеств и способностей лидера.
5. Законная власть (влияние через традиции)
Руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность подчиненного в защищенности и принадлежности.
Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания и его долг подчиниться им. При этом привила поведения определены заранее, подчиненный должен их принять, как традицию.
Традиция – привлекательный инструмент для организации и руководителя, поскольку она обладает безличностью. Исполнитель реагирует не на человека, а на должность. Это обстоятельство повышает стабильность организации, поскольку мотивация персонала зависит от подчинения системе.
Формы власти, основанные на принуждении и на вознаграждении, а также законную власть относят к безличным формам власти.
Экспертную и эталонную формы относят к личностным формам власти, т.е. таким, когда получение и эффективность использования власти зависят во многом от личных качеств руководителя, его знаний и навыков.
Формы влияния
Власть, как и авторитет, основана на влиянии и в этом состоит схожесть их характеристик.
Влияние – это поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение другого.
Выделяют две основные формы влияния:
1. Личностное влияние (убеждение).
2. Организационное влияние (через привлечение подчиненных к управлению организацией, делегирование).
Убеждение
Цель процесса убеждения - повлиять определенным образом на поведение работника (изменить поведение, побудить к определенным действиям).
К сильным сторонам убеждения относятся;
· понимание работником в результате процесса убеждения сути и важности выполняемого им задания, т.е. мотивация работника к более эффективному выполнению задания.
· повышение авторитета руководителя.
· возможность использования убеждения с различными формами власти.
К слабым сторонам убеждения относятся:
· медленное воздействие и неопределенность;
· большое количество затрачиваемых усилий.
Модель эффективного убеждения может включать множество различных пунктов и советов, но почти всегда они содержат следующие:
· постарайтесь точно определить активные и сильные потребности слушателя и оперируйте к ним.
· начинайте разговор с такой мысли, которая будет приятна слушателю.
· постарайтесь создать образ, вызывающий больше доверия и чувство надежности.
Организационное влияние - это влияние через привлечение трудящихся к участию в управлении - делегирование.
Из-за меняющихся социальных ценностей руководители организаций считают убеждение и влияние самыми эффективными средствами влияния на тех, кто занимает управленческие должности.
Хотя эти методы действуют более медленно и менее определенно, чем другие, они способствуют увеличению эффективности организации, когда исполнитель мотивирован потребностями более высокого уровня.
Влияние будет самым сильным, если исполнитель очень высоко ценит ту потребность, к которой аппелирует руководитель, а усилия оправдают ожидания руководителя.