Тип 6. Квалифицированный персонал информационной сферы
I. Примеры профессий и конкретных трудовых постов
Наиболее типичный представитель данного типа отражен в его названии – это техник, имеющий, чаще всего, среднее профессиональное образование и самостоятельно выполняющий разнообразные задачи в информационной сфере. Такая деятельность требует самостоятельной оценки сложившейся обстановки (ситуации) и, в зависимости от этого, самостоятельного выбора действий, необходимых для решения задачи. При этом самостоятельность такой деятельности имеет определенные, четко обозначенные в трудовых обязанностях пределы, за которыми начинается сфера компетентности вышестоящего руководства.
К подобным видам труда относятся, например: веб-дизайнер – техник (кодировщик), строитель – техник-чертежник, бухгалтер-расчетчик – техник, техник-статистик. Вместе с тем, к данному типу относятся и некоторые виды труда, требующие начального профессионального образования, например: радиооператор, высоко квалифицированный оператор ЭВМ, высоко квалифицированный наборщик данных (скоростной набор или сложные данные, например – тексты на иностранном языке).
II. Социально-демографические требования и особенности
По социально-демографическим свойствам работники этого типа достаточно разнородны, поскольку здесь доля случайных, «приходящих», временных работников, хотя и меньше, чем в типе 5, но все же относительно велика. Это связано с тем, что виды труда, относящиеся к данному типу, нередко выполняют подрабатывающие студенты, школьники, не нашедшие пока постоянной работы выпускники вузов и колледжей.
В силу отмеченной неоднородности состава работников, встречающийся здесь спектр образования достаточно широк: от неполного общего (например, для школьников – наборщиков данных) и начального профессионального (например, для радиооператоров) – до высшего профессионального для выпускников вузов. Однако наиболее типичным для большинства представленных здесь видов труда все же является среднее профессиональное образование, соответствующее квалификации «техник».
Фактический спектр возраста работников широк (от 16 и менее лет – до 60 и более лет).
Большинство трудовых постов, относящихся к данному типу, индифферентны к полу работников, т.е. на них широко представлены как мужчины, так и женщины. Однако иногда встречаются и посты как преимущественно «женские» (например, бухгалтер-расчетчик – техник, техник-статистик), так и преимущественно «мужские» (например, радиооператор).
III. Психофизиологические и психологические особенности и требования
По предмету и средствам труда работник данного типа имеет дело преимущественно с какими-либо информационными объектами, поэтому от него требуется высокая выраженность направленности на тип операций «Информационный», связанный с выполнением различных действий и операций по восприятию и обработке информации. В силу этого, от работников данного типа обычно требуется только узкий, ограниченный спектр хорошо развитых «чувственных» свойств (физических, сенсорно-перцептивных, психомоторных, ресурсных психофизиологических), связанных с «чувственным» восприятием и исполнением действий. Например, в труде наборщика данных подобные свойства сводятся к скоростным характеристикам набора данных на клавиатуре персонального компьютера и т.д.
По уровням деятельности здесь существенна оперативная организация и регуляция деятельности, долговременная регуляция выражена слабо. При этом значительна роль и текущей регуляции, связанной с выполнением повторяющихся действий и движений. Столь высокая роль текущей регуляции, с учетом ее интеграции с оперативной, определяет средние требования к интеллектуальным свойствам работников (таким, как оперативность мышления, аналитическое мышление, объем оперативной памяти, переключаемость внимания), хотя эти требования и являются более высокими, чем для типа 5.
В силу невысокой коммуникации в данном труде требования к коммуникативным свойствам (способностям, умениям, навыкам) здесь невысокие.
Подобный труд имеет исполнительский характер, управленческие функции в нем выражены слабо. В силу этого, а также невысокого уровня коммуникации требования к свойствам социального взаимодействия (таким, как организаторские склонности, лидерские качества, независимость, дипломатичность и др.) здесь невысокие (хотя, это, разумеется, не исключает стандартных для любой профессиональной деятельности требований соблюдать трудовую дисциплину). Отметим также, что для работниц-женщин данного типа характерен повышенный уровень нормативности.
К эмоционально-волевым свойствам (таким, как чувствительность, эмоциональная устойчивость, самоконтроль и др.) требования невысокие.
По потребностно-мотивационным свойствам формальных, официальных требований к работникам данного типа, как правило, пока не существует. Тем не менее, для большинства работников данного типа характерны следующие особенности:
а) по предмету труда:
- для женщин – повышенный уровень типа «Техника» и невысокий – типа «Художественный образ»;
- для мужчин – повышенный уровень типов «Техника» и «Знак»; невысокий уровень типов «Человек» и «Художественный образ».
б) по типу профессиональных сред:
- для женщин – невысокий уровень типа «Реалистичный»; повышенный – типов «Исследовательский» и «Конвенциональный»;
- для мужчин – невысокий уровень типов «Реалистичный» и «Предпринимательский».
в) по ключевым признакам профессиональной деятельности:
- для женщин – невысокий уровень направленности на управление и тип операций «Межсубъектный»; повышенный – на исполнение и тип операций «Информационный»;
- для мужчин – невысокий уровень направленности на управление, тип операций «Межсубъектный»; повышенный – на исполнение и тип операций «Информационный».