Понятия и классификация функций управления
Функции управления - управленческие действия, направленные на решение конкретных производственных и социальных задач для достижения целей организации.
1-ая классификация функций управления (А.Файоль).
Критерием классификации он взял фактор времени, и функции в его классификации предстают как последовательные этапы реализации управляющего воздействия: предвидение, организация, распределение (распорядительство), координирование и контроль.
Предвидение (планирование) - выражается в разработке программы действий предприятия
Организация. Обеспечение предприятия всем необходимым для работы.
Распорядительство - предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении распределения ответственности, постоянного воздействия на поведение подчиненных.
Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве.
2-ая классификация функций управления (деление функций на общие и специфические).
1.Общие функции Они присущи всем системам, без исключения. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем.
Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым
Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации.
Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации.
2.Конкретные функции (специфические)- это узко специализированные виды управленческой деятельности.
В число специализированных включаются функции материально-технического снабжения, маркетинга, транспорта, кадрового обеспечения.
К функциям современного предприятия относятся следующие:
1.планирование (используемый ресурс - время);
2.маркетинг (используемый ресурс - потребитель);
3.предпринимательство (используемый ресурс - бизнес);
4.финансы (используемый ресурс - деньги);
5.организация (используемый ресурс - люди);
6.производство (используемый ресурс - технологии);
7.инновация (используемый ресурс - идеи);
8.информация (используемый ресурс - данные);
9.социальное развитие (используемый ресурс культура).
3-я классификация функций управления (деление функций на основные и вспомогательные).
1.Основные функции управления – функции управления, связанные с достижением цели. К таким функциям относятся: планирование, организация, текущее управление, контроль.
2.Вспомогательные функции управления – функции управления, которые помогают более эффективно достичь цели управления. К ним относятся следующие функции: прогнозирование, мотивация.
4-ая классификация функций управления (Л. Гьюлик).
Л. Гьюлик предложил уже 7 функций: планирование, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль, отчетность.
5-ая классификация функций управления (В.И. Кнорринг).
В.И. Кнорринг указывает, что функции управления весьма многогранны: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполнения поставленных задач.
6-ая классификация функций управления (Роберт М.Фауель).
1.планирование.
2.организации.
3.выполнения.
4.контроля.
7-ая классификация функций управления (Киллен).
1.планирование.
2.организация.
3.руководство.
4.мотивация.
5.контроль.
8-ая классификация функций управления (Г.Кунц, С.Доннел).
1.планирование.
2.организация.
3.комплектование штатов.
4.руководство.
5.лидерство.
9-ая классификация функций управления (отечественная т.у.).
1.планирование.
2.прогнозирование.
3.организация.
4.регулирование.
5.координирование.
6.стимулирование: 1.внешнее, 2.внутреннее.
7.контроль.
Прогнозирование.
Прогнозирование – научно-обоснованное предвидение возможных направлений развития и состояния исследуемого объекта.
Виды прогноза:
1.Поисковый (исследовательский) – прогнозирование от настоящего в будущее, без вмешательства человека (например, прогноз численности населения в РФ на 2020 г.).
2.Нормативный – прогноз от будущего в настоящее, предполагает вмешательство человека (например, определение путей и средств достижения определенного состояния объектов прогнозирования в будущем).
Виды прогноза (по времени, по продолжительности):
1.Краткосрочный прогноз (для организации мене 1 года, для человека 1 месяц).
2.Среднесрочный прогноз (для организации 1-5 лет, для чел-ка 1 год).
3.Долгосрочный прогноз (для организации 5-15 лет, для чел-ка 5 лет).
4.Дальнесрочный прогноз (для организации больше 15 лет, для чел-ка более 5 лет).
Виды прогноза (по областям):
1.Демографический прогноз.
2.Экономический прогноз.
В любом прогнозе используется сценарный метод – это своего рода, метод описания логически последовательного процесса, события исходя из сложившийся ситуации.
Методы прогнозирования:
I.Сценарный метод.
Сценарий – наиболее вероятный вариант будущего состояния объекта, к которому ведет одного из направления развития.
II.Количественный.
Количественные методы прогнозирования основываются на том, что тенденция развития событий в будущем связана с развитием ситуации в прошлом:
III.Качественный.
В качественном методе мы основываемся на экспертном мнении.
Качественные методы прогнозирования используются при недостатке исходной информации, либо сложности ее применения и основываются на мнении экспертов:
1.Мнение жюри – учет мнения каждого эксперта.
2.Модель ожидания потребителей – не формируется одно мнение, а дифференцируются мнении экспертов.
3.Метод экспертных оценок – структурируем будущую ситуацию, формируем некую анкету и просим экспертов ее заполнить.
4.Методы Дюльфи. Метод экспертных оценок (метод «Дельфи»), представляющий анализ мнений специалистов из различных, но связанных областей деятельности.
5.Методы ранжирования. Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов.
28.Планирование: понятие и виды планов.
С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).
Ключевым элементом планирования является цель. Цель – желаемое будущее состояние объекта. Идеальную цель невозможно достичь.
План – последовательность действий.
План (как документ) – это документ, определяющий последовательность необходимых ресурсов для действий, направленных на достижение целей.
Виды планов: