Понятия и классификация функций управления

Функции управления - управленческие действия, направленные на решение конкретных производственных и социальных задач для достижения целей организации.

1-ая классификация функций управления (А.Файоль).

Критерием классификации он взял фактор времени, и функции в его классификации предстают как последовательные этапы реализации управляющего воздействия: предвидение, организация, распределение (распорядительство), координирование и контроль.

Предвидение (планирование) - выражается в разработке программы действий предприятия

Организация. Обеспечение предприятия всем необходимым для работы.

Распорядительство - предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении распределения ответственности, постоянного воздействия на поведение подчиненных.

Координирование. Его главной целью является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве.

2-ая классификация функций управления (деление функций на общие и специфические).

1.Общие функции Они присущи всем системам, без исключения. Сюда входят: планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции были выделены французским практиком и ученым Анри Файолем.

Планирование. С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Организация. Эта функция управления формирует структуру организации и обеспечивает ее всем необходимым

Мотивация - это процесс побуждения других людей к деятельности для достижения целей организации.

Контроль. Эта функция управления предполагает оценку и анализ эффективности результатов работы организации.

2.Конкретные функции (специфические)- это узко специализированные виды управленческой деятельности.

В число специализированных включаются функции материально-технического снабжения, маркетинга, транспорта, кадрового обеспечения.

К функциям современного предприятия относятся следующие:

1.планирование (используемый ресурс - время);

2.маркетинг (используемый ресурс - потребитель);

3.предпринимательство (используемый ресурс - бизнес);

4.финансы (используемый ресурс - деньги);

5.организация (используемый ресурс - люди);

6.производство (используемый ресурс - технологии);

7.инновация (используемый ресурс - идеи);

8.информация (используемый ресурс - данные);

9.социальное развитие (используемый ресурс культура).

3-я классификация функций управления (деление функций на основные и вспомогательные).

1.Основные функции управления – функции управления, связанные с достижением цели. К таким функциям относятся: планирование, организация, текущее управление, контроль.

2.Вспомогательные функции управления – функции управления, которые помогают более эффективно достичь цели управления. К ним относятся следующие функции: прогнозирование, мотивация.

4-ая классификация функций управления (Л. Гьюлик).

Л. Гьюлик предложил уже 7 функций: планирование, организация, работа с персоналом, оперативное руководство, координирование, контроль, отчетность.

5-ая классификация функций управления (В.И. Кнорринг).

В.И. Кнорринг указывает, что функции управления весьма многогранны: организация производства, планирование (прогнозирование, моделирование, программирование), координация, мотивация, контроль и учет выполнения поставленных задач.

6-ая классификация функций управления (Роберт М.Фауель).

1.планирование.

2.организации.

3.выполнения.

4.контроля.

7-ая классификация функций управления (Киллен).

1.планирование.

2.организация.

3.руководство.

4.мотивация.

5.контроль.

8-ая классификация функций управления (Г.Кунц, С.Доннел).

1.планирование.

2.организация.

3.комплектование штатов.

4.руководство.

5.лидерство.

9-ая классификация функций управления (отечественная т.у.).

1.планирование.

2.прогнозирование.

3.организация.

4.регулирование.

5.координирование.

6.стимулирование: 1.внешнее, 2.внутреннее.

7.контроль.

Прогнозирование.

Прогнозирование – научно-обоснованное предвидение возможных направлений развития и состояния исследуемого объекта.

Виды прогноза:

1.Поисковый (исследовательский) – прогнозирование от настоящего в будущее, без вмешательства человека (например, прогноз численности населения в РФ на 2020 г.).

2.Нормативный – прогноз от будущего в настоящее, предполагает вмешательство человека (например, определение путей и средств достижения определенного состояния объектов прогнозирования в будущем).

Виды прогноза (по времени, по продолжительности):

1.Краткосрочный прогноз (для организации мене 1 года, для человека 1 месяц).

2.Среднесрочный прогноз (для организации 1-5 лет, для чел-ка 1 год).

3.Долгосрочный прогноз (для организации 5-15 лет, для чел-ка 5 лет).

4.Дальнесрочный прогноз (для организации больше 15 лет, для чел-ка более 5 лет).

Виды прогноза (по областям):

1.Демографический прогноз.

2.Экономический прогноз.

В любом прогнозе используется сценарный метод – это своего рода, метод описания логически последовательного процесса, события исходя из сложившийся ситуации.

Методы прогнозирования:

I.Сценарный метод.

Сценарий – наиболее вероятный вариант будущего состояния объекта, к которому ведет одного из направления развития.

II.Количественный.

Количественные методы прогнозирования основываются на том, что тенденция развития событий в будущем связана с развитием ситуации в прошлом:

III.Качественный.

В качественном методе мы основываемся на экспертном мнении.

Качественные методы прогнозирования используются при недостатке исходной информации, либо сложности ее применения и основываются на мнении экспертов:

1.Мнение жюри – учет мнения каждого эксперта.

2.Модель ожидания потребителей – не формируется одно мнение, а дифференцируются мнении экспертов.

3.Метод экспертных оценок – структурируем будущую ситуацию, формируем некую анкету и просим экспертов ее заполнить.

4.Методы Дюльфи. Метод экспертных оценок (метод «Дельфи»), представляющий анализ мнений специалистов из различных, но связанных областей деятельности.

5.Методы ранжирования. Метод ранжирования состоит в том, что эксперту предлагается присвоить числовые ранги каждому из приведенных в анкете факторов.

28.Планирование: понятие и виды планов.

С помощью этой функции определяются цели деятельности организации, средства и наиболее эффективные методы для достижения этих целей. Важным элементом этой функции являются прогнозы возможных направлений развития и стратегические планы. На этом этапе фирма должна определить, каких реальных результатов она может добиться, оценить свои сильные и слабые стороны, а также состояние внешней среды (экономические условия в данной стране, правительственные акты, позиции профсоюзов, действия конкурирующих организаций, предпочтения потребителей, общественные взгляды, развитие технологий).

Ключевым элементом планирования является цель. Цель – желаемое будущее состояние объекта. Идеальную цель невозможно достичь.

План – последовательность действий.

План (как документ) – это документ, определяющий последовательность необходимых ресурсов для действий, направленных на достижение целей.

Виды планов:

Наши рекомендации