Конец шестого столбца в бланке для ответов 4 страница
Интеллект (фактор В) и многие факторы, связанные с экстраверсией — интраверсией, не коррелирует ни с Ио, ни с ситуативными характеристиками субъективного контроля.
Субъективный контроль над позитивными событиями (достижениями, успехами) в большей степени коррелирует с силой (фактор +С), самоконтролем (фактор –Q3), социальной экстраверсией (факторы +A; –Q2), чем субъективный контроль над негативными событиями (неприятностями, неудачами). Кроме того, люди, не ощущающие ответственности за неудачи, чаще оказываются более практичными (фактор –М), чем люди с сильным контролем в этой области, что нехарактерно для субъективного контроля над позитивными событиями.
Тест предназначен для индивидуального и группового обследования. Применение опросника УСК
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
возможно при решении широкого круга социально-психологических и медико-психологических проблем. Уровень субъективного контроля повышается в процессе психокоррекционного воздействия на личность. Поэтому возможно применение УСК для оценки эффективности методов психологической коррекции.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ
«Уровень притязаний» и «процесс пресыщения»
Экспериментальное исследование особенностей поведения человека в конкретной обстановке предложено в школе немецкого психолога Курта Левина (1890—1947).
К. Левин считал, что источником человеческого поведения являются не ассоциации, а потребности. Под потребностью К. Левин подразумевал не биологические влечения, а психологические образования — квазипотребности, которые возникают в связи с жизненными целями человека. Более того, он подчеркивал, что цели и намерения стоят по своим динамическим свойствам в одном ряду с потребностями, что именно они (квазипотребности) специфичны для человека.
В учении К. Левина о потребностях поставлен вопрос о связи между потребностью и предметом, служащим для ее удовлетворения. Он показал, что человек всегда существует в определенной конкретной ситуации (по его терминологии «в психологическом поле»), где каждая вещь, предмет выступают не сами по себе, а в отношении к потребностям и стремлениям человека. К. Левин указывал на динамичность этих отношений, на то, что любое человеческое действие меняет «соотношение сил и ситуации» и по-новому определяет его поведение.
Поэтому всякое экспериментальное психологическое исследование требует анализа взаимодействия человека с окружающей действительностью. К. Левин подчеркивал, что человек всегда включен в окружающую его ситуацию, сама среда должна рассматриваться в ее отношении к действующему человеку. Характер этих отношения динамичен и зависит от структуры потребностей.
Однако проблему потребностей как двигателе человеческой деятельности К. Левин разрешает с позиций гештальтпсихологии. Потребность означает для К. Левина некую внутрипсихологическую динамическую заряженную или напряженную систему, стремящуюся к разрядке. В разрядке этой напряженности системы и состоит, по К. Левину, удовлетворение потребности. К. Левин не видел общественно-трудовой обусловленности потребностей, он игнорировал их содержательный характер. Точно так же само понятие «психологическое поле» не означало для него реального объективного окружения, оно являлось феноменальным миром, который по существу есть отражение тех же напряженных систем. Раскрытие структуры динамических напряженных систем и их взаимоотношения с психологическим полем и должно, по мнению К. Левина, явиться объяснением волевого действия. В таком взгляде на природу волевого действия с особенной отчетливостью выявились его идеалистические позиции. К. Левин не видел общественной обусловленности потребности, он не усмотрел и того, что волевое действие, хотя и связано в своих истоках с потребностями, не вытекает непосредственно из них, а опосредуется сознанием человека.
Несмотря на методологические ошибки, учение К. Левина сыграло положительную роль в истории психологии. Он ввел в психологические исследования новые параметры изучения человека: показал экспериментально, что в качестве предметов исследования можно взять потребности и мотивы человеческого поведения. Но особенно велика роль К. Левина и его школы в разработке экспериментальных приемов исследования в области психологии личности. Работы К. Левина и его учеников (Т. Дембо, М. Овсянкиной, А. Карстен, Ф. Хоппе) позволяют экспериментально раскрыть отношения, существующие между личностью и средой и внутри самой личности. Сюда относятся проблемы, связанные с уровнем притязаний и самооценкой личности. К. Левин считал, что уровень притязаний формируется в процессе конкретной деятельности. В его формировании важнейшую роль играет влияние успеха и неуспеха; уровень притязаний является важным образованием личности, с ним связана самооценка, активность субъекта и сложная структура его эффективной жизни. Формирование мно-
Глава 2. Психодиагностика: практика
гих черт характера зависит, по мнению К. Левина, от уровня притязаний человека.
Другая группа экспериментальных работ направлена на исследование возможности удержания и восстановления побуждения к деятельности. К. Левин экспериментально показал, что любое действие, даже длительно и монотонно протекающее, возможно, если оно включено в систему потребностей человека.
Исследование уровня притязаний
Цель эксперимента
Эксперимент направлен на выявление самооценки и динамики уровня притязаний испытуемого в экспериментальной ситуации. Он является вариантом методического приема Ф. Хоппе. Испытуемому предлагается ряд заданий ( от 14 до 18), отличающихся по степени трудности.
Все задания нанесены на карточки, которые расположены перед испытуемым в порядке возрастания их номеров. Степень трудности задания соответствует величине порядкового номера карточки.
Исследования, проведенные с помощью этой методики (Ф. Хоппе, М. Юкнат, М. Неймарк, Т. Бе-жанишвили, Б. Серебряковым), показали, что, как правило, испытуемые выбирают после успешных решений задания более трудные, и, наоборот, после ряда неудачных решений обращаются к заданиям более легким. Качество выполнения первого задания влияет на выбор следующего.
Методика Экспериментальный материал
Предлагаемые задания могут быть по своему содержанию весьма различными в зависимости от образовательного уровня и профессии испытуемых. Например, школьникам или студентам технических вузов можно предлагать математические задачи, студентам гуманитарных факультетов — задачи, требующие знаний в области литературы, искусства; задания могут быть типа головоломок и т. д. Иными словами, содержание заданий должно соответствовать общеобразовательному уровню испытуемых. Только при этом условии у них вырабатывается серьезное отношение к ситуации эксперимента.
Для проведения опыта необходимо заготовить карточки размером 12 × 7 см, на которых четко обозначить цифры от 1 до 14, и секундомер.
Процедура опыта
Карточки раскладываются в 2 ряда. После предъявления инструкции испытуемому предлагается выбрать задачу. После выполнения каждой последующей задачи экспериментатор предлагает каждый раз испытуемому: «Теперь берите задачу какой хотите трудности». Экспериментатор фиксирует время решения задачи и после каждой задачи говорит: «Эту задачу вы выполнили в срок. Ставлю вам плюс» или «Вы не уложились во времени. Ставлю вам минус».
Инструкция
Перед вами лежат карточки, на обороте которых написаны задания. Номера на карточках означают степень сложности заданий. Задания расположены по возрастающей сложности. На решение каждой задачи отведено определенное время, которое вам неизвестно. Я слежу за ним с помощью секундомера. Если вы не уложитесь в отведенное время, я буду считать, что задание не выполнено. Задания вы должны выбирать самостоятельно.
Таким образом, испытуемому дается право самому выбирать сложность задания. Экспериментатор не может по своему усмотрению увеличивать или уменьшать время, отведенное на выполнение задания, тем самым произвольно вызывая у испытуемого переживание неудачи или удачи.
Обработка результатов
Полученные данные заносятся в заранее заготовленный протокол (см. приложение). Данные эксперимента можно изобразить также в виде кривой: на оси абсцисс откладываются порядковые номера пробы (выбор очередной задачи), на оси ординат — выбранные номера карточек. Знаком («+») отмечаются успешно выполненные задачи, знаком («–») — неуспешно выполненные.
Экспериментатор записывает подробно все высказывания испытуемого, его реакции, а также и свои собственные замечания.
После того как опыт закончен, следует задать испытуемому вопрос: «Чем вы руководствовались при выборе задания?»
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
Выводы
На основании полученных данных можно сделать выводы об особенностях формирования уровня притязаний в ситуации эксперимента, о его адекватности, а также об устойчивости самооценки и уровня притязаний.
Приложение
Образец протокола
Экспериментатор:
Испытуемый:
Дата проведения опыта:
А — № выбираемой задачи
В — выполнение («+» или «–»)
С — высказывание испытуемого
Таблица 6
А | B | C |
++ | ||
++ | ||
++ | ||
– | Да, я сплоховал | |
++ | ||
++ | ||
++ | ||
– | К сожалению, остались только трудные. Взять вторую — слишком легкая, попытаюсь 12-ю. | |
Исследование процесса пресыщения
Цель эксперимента
Проследить, каким образом изменяется деятельность испытуемого при длительном выполнении монотонного задания, возникают ли признаки психического пресыщения (по А. Карстен).
Методика
Испытуемому предлагается выполнить такое задание, как, например, проводить черточки, рисовать кружки. При этом перед испытуемым лежит большая стопка чистых листов бумаги.
Инструкция
Чертите, пожалуйста, черточки вот так, — экспериментатор чертит несколько одинаковый черточек (IIII) или кружочков (0000). Если испытуемый спрашивает, сколько же ему надо чертить, экспериментатор отвечает совершенно бесстрастным голосом: «Сколько вам захочется, вот перед вами лежит бумага».
Процедура опыта
Исследования, проведенные А. Карстен и И. М. Соловьевым, показали, что вначале испытуемые довольно аккуратно выполняют предложенное им задание; однако спустя короткое время (5—10 мин), они начинают привносить в задания вариации, т. е. незаметно для себя испытуемые меняют содержание задания. Эти вариации носят характер изменения внешней структуры задания: черточки или кружочки становятся меньше или больше, испытуемые меняют темп работы или чертят в определенном ритме (например, 00 000 00 000). Иногда испытуемые прибегают к сопроводительным действиям: они начинают напевать, насвистывать, постукивать ногами. Эти вариации свидетельствуют о том, что побуждение к выполнению заданного действия начинает иссякать, наступает, как выражается А. Карстен, явление психического пресыщения.
По мнению А. Карстен, подобные явления, т. е. появление вариаций в задании, не только свидетельствуют о том, что побуждение к выполнению задания начинает иссякать, вариации носят в известной мере характер профилактических действий.
Экспериментатор тщательно записывает спонтанные высказывания испытуемого, характер его реакций, мимику, выразительные движения. При этом он фиксирует время появления новых вариаций в протоколе.
Спустя некоторое время (обычно 10—15 мин), когда учащаются вариации и их проявление носит выраженный характер, дается новая инструкция: «Это монотонное задание вам было предложено
Глава 2. Психодиагностика: практика
для того, чтобы исследовать вашу выдержку. Продолжайте, если хотите, вашу работу».
Реакция испытуемых на новую инструкцию различна. Некоторые испытуемые сердятся («Что же вы мне раньше не сказали») и бросают работу. У других эта инструкция приводит к новому осмыслению ситуации. «Ну, тогда другое дело», — часто слышится в ответ.
Такое новое осмысление задания часто приводит к тому, что вариации становятся реже, менее выраженными, а иногда и совсем исчезают.
После новой инструкции экспериментатор тщательно записывает реакцию и высказывания испытуемого, отмечает, как и раньше, время наступления и характер вариаций.
Время окончания опыта не устанавливается. Как правило, испытуемые сами прекращают работу: «Не могу больше». Но некоторые иногда сами не склонны прекратить опыт. Дело в том, что нередко они меняют для себя смысл задания. Об этом свидетельствуют как спонтанное высказывание, так и самоотчет испытуемых. «Я хотел посмотреть, кому скорее надоест, вам (т. е. экспериментатору) или мне», или «Я хотел проверить себя, как долго могу заниматься этим скучным делом».
Продолжительность опыта варьируется от 10 мин до 1 ч.
Выводы
Полученные данные позволяют сделать вывод о том, как быстро наступает психическое пресыщение при выполнении монотонной работы, о характере вариаций в работе, а также о том, каким образом введение дополнительной инструкции изменяет характер деятельности испытуемого.
ЛИЧНОСТНЫЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ
Методика личностного дифференциала (ЛД) разработана на базе современного русского языка и отражает сформировавшиеся в нашей культуре представления о структуре личности. Методика ЛД адаптирована сотрудниками психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. Целью ее разработки являлось создание компактного и валидного инструмента изучения определенных свойств личности, ее самосознания, межличностных отно-
шений, который мог бы быть применен в клинико-психологической и психодиагностической работе, а также в социально-психологической практике.
Процедура отбора шкал ЛД
ЛД сформирован путем репрезентативной выборки слов современного русского языка, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры, своеобразной модели личности, существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.
Из Толкового словаря русского языка С. И. Ожегова были отобраны 120 слов, обозначающих черты личности. Из этого исходного набора отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюсы классических факторов семантического дифференциала:
1) оценки;
2) силы;
3) активности.
Случайным образом исходный набор черт был разбит на 6 списков по 20 черт. Применялись 3 параллельных метода классификации черт внутри каждого из этих списков.
1. Оценка испытуемыми (по 100-балльной шкале) вероятности того, что человек, обладающий свойствами личности А, обладает свойствами личности В. В результате усреднения вероятностей индивидуальных оценок получены обобщенные показатели представлений о сопряженности черт личности, составляющих так называемую имплицитную структуру личности, свойственную для всей выборки в целом.
2. Корреляции между самооценками по чертам личности. Испытуемые заполняли 6 бланков самооценок, каждый из которых был составлен из 20 черт личности и требовал оценить их наличие у испытуемого по 5-балльной шкале.
3. 120 черт личности оценивались по 3 шкалам (7-балльным), представляющим факторы семантического дифференциала. Оценки усреднялись.
В ЛД отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимичной пары и был до-
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
полнен. Шкалы ЛД заполнялись испытуемым с инструкцией оценить самих себя по отобранным чертам личности.
Интерпретация факторов ЛД
При применении ЛД для исследования самооценок велико значение фактора оценки (О). Результаты свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый воспринимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой.
Низкие значения фактора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, особенностями личности, на недостаточный уровень принятия самого себя. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности.
При использовании ЛД для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствует предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (–) — его отвержению.
Фактор силы(С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, того, как они осознаются самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки свидетельствуют и указывают на ас-тенизацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования — подчинения, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор активности(А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертирован-
ности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (–) — на интро-вертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей других.
При интерпретации данных, полученных с помощью ЛД, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
Использование метода ЛД
ЛД может быть использован во всех тех случаях, когда необходимо получить информацию о субъективных аспектах отношений испытуемого к себе или к другим людям. В этом отношении ЛД сопоставим с 2 категориями психодиагностических методов — с личностными опросниками и социометрическими шкалами. От личностных опросников он отличается краткостью и прямотой, направленностью на данные самосознания. Некоторые традиционные, получаемые с помощью опросников характеристики личности могут быть получены с помощью ЛД. Уровень самоуважения, доминантности — тревожностии экстраверсии — интроверсииявляются достаточным показателем в таких клинических задачах, как диагностика неврозов, пограничных состояний, дифференциальная диагностика, исследование динамики состояния в процессе реабилитации, контроль эффективности психотерапии и т. д. Краткость метода позволяет использовать его не только самостоятельно, но и в комплексе с иными диагностическими процедурами.
От социометрических методов ЛД отличается многомерностью характеристик отношений и большей их обобщенностью. Как метод получения взаимных оценок ЛД можно рекомендовать к применению в 2 областях — в групповой и семейной психотерапии.
В групповой психотерапии ЛД может быть использован для исследования таких сторон личности
Глава 2. Психодиагностика: практика
и группового процесса в целом, как повышение уровня принятия членами группы друг друга, сближение реальных и ожидаемых оценок, уменьшение зависимости от психотерапевта и т. д. В семейной психотерапии может оказаться полезной та возможность сопоставления разных точек зрения на членов семьи (например, ребенка) между собой, которую представляет ЛД, а также возможность дифференцированной оценки эмоциональной привлекательности, статуса доминирования — подчинения и уровня активности членов семьи (например, супругов). Полезным может оказаться варьирование предметов оценки (например, «каким должен быть отец», «идеальная жена», «моя жена думает, что я...») с последующим вычислением расстояния между идеальным и реальным, ожидаемым и реальным и т. д. ЛД может помочь в определении действительной природы недовольства супружескими взаимоотношениями (недостаточной эмоциональной привлекательности, избегания ответственности и т. д.), уяснить роль ребенка в семейном конфликте.
Бланк ЛД и ключ
Ф. И. О. ____________________________________
пол ________________________________________
возраст_____________________________________
3. РЕПЕРТУАРНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ МЕТОДИКИ
О ТЕХНИКЕ ПОСТРОЕНИЯ РЕПЕРТУАРНЫХ РЕШЕТОК
Психологи часто считают, что для эффективной теоретической или экспериментальной работы достаточно только одной какой-то идеи или метода. При этом они забывают о том, что за каждой конкретной идеей стоит множество предположений и еще больше таких предположений стоит за методом. Предположения, положенные в основу создания метода, могут противоречить допущениям, лежащим в основе идеи. Так, психологи нередко используют метод решеток вне контекста породившей его теории. Этот метод часто рассматривается как некий способ измерения установок, значений, личности или концептов, получивший статус дорогостоящей разновидности семантического дифференциала для богатых исследователей. (Стандартный вариант семантического дифференциала не требует для каждого случая выполнения методики многомерной статистической обработки, как например, в случае факторного анализа. Тогда как репертуарные решетки, как правило, предполагают применение таких методов, причем в большинстве случаев это обработка с помощью ЭВМ.)
Однако психологи, вдумчиво применяющие метод решеток, вынуждены будут признать истинность многих допущений теории личных конструктов, даже если они незнакомы с этой теорией как таковой. Ниже мы рассмотрим лишь те ее аспекты, на которые непосредственно опирается техника репертуарных решеток, где взаимосвязь теории и практики особенно важна.
Что измеряют решетки?
В основе теории конструктов эксплицитно содержится идея о том, что каждый человек представляет собой исследователя. Д. Келли резонно полагал, что мы стремимся найти смысл во Вселенной, в самих себе и тех ситуациях, в которые мы попадаем. Для этого каждый из нас вновь и вновь создает
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
и перестраивает различные имплицитные теории, которые, хорошие ли, плохие ли, и составляют нашу систему личных конструктов. Сообразуясь с этой системой, мы живем, предугадываем события, строим свое поведение, задаем себе и другим различные вопросы. Исходя из этой же системы, мы оцениваем результаты наших действий и корректируем наши способы интерпретации. Таким образом, мы являемся исследователями, выдвигающими гипотезы (предположения) на основе собственных теорий (собственной системы конструктов). Мы подвергаем эти гипотезы экспериментальной проверке (подстраиваем под них свое поведение, так сказать, активно рискуем, опираясь на них). Мы можем наглядно увидеть результаты наших экспериментов (ощутить последствия нашего поведения). Мы вносим изменения в нашу теорию (изменяем свое мышление, меняемся сами), и все повторяется вновь и вновь.
Д. Келли разработал технику репертуарных решеток в качестве метода изучения систем личных конструктов, как способ влезть в шкуру другого, увидеть мир его глазами, войти в его положение.
Решетки выявляют конструкты
Д. Келли предлагал несколько определений понятия «конструкт». Вот одно из них: конструкт — это то, «чем два или несколько объектов сходны между собой и, следовательно, отличны от третьего объекта или нескольких других объектов». Это определение нашло свое непосредственное отражение в одной из процедур выявления конструктов для построения решеток. В другом месте Д. Келли называл конструктом «способ выхода за границы очевидного». В этом определении особо подчеркнут тот факт, что при порождении новой абстракции мы получаем возможность замечать новые «факты», которые не существовали для нас в старой системе абстракций.
Во всех своих определениях Д. Келли настойчиво подчеркивал биполярность конструктов. Он считал, что, утверждая что-нибудь, мы всегда одновременно что-то отрицаем. Этим понятие «конструкт» отличается от понятия «концепт».
Именно биполярность конструктов и делает возможным построение репертуарных решеток. Что получится, если мы попытаемся использовать для построения решетки понятия? Возьмем, к примеру, понятие «честность». Некоторых своих знакомых мы можем назвать честными, оставив других за рамками объема данного понятия. Проделаем то же самое с понятием «жестокость». И опять мы назовем жестокими часть своих знакомых, также оставив остальных за рамками объема понятия «жестокость». В результате мы сможем судить лишь о включенности или невключенности в класс и сделать вывод о количестве людей, попавших в первую категорию и попавших или не попавших во вторую. При этом нам не удастся установить взаимоотношения между концептами, мы сможем говорить только об их частичном совпадении.
Вместе с тем можно использовать простую биполярную решетку и отнести каждый из данных элементов к тому либо другому полюсу конструкта, или проранжировать элементы от одного полюса к другому, или, скажем, оценить их по 7-балльной шкале. В каждом случае именно мерность, бипо-лярность конструктов дадут нам возможность так или иначе получить матрицу взаимоотношений между ними.
Благодаря способности решеток выявлять именно взаимоотношения конструктов может быть снята проблема оценки того, насколько правомерной или неправомерной является система конструктов данного человека.
Если мы ограничимся работой с однополюсными понятиями, то нам придется довольствоваться выводами типа сверхвключение или недовключе-ние. Но сказать, что понятия человека влючают в себя слишком много или слишком мало, означает допустить, что существует истинный уровень включенности объектов в понятие (определяется ли он нормативными стандартами или какой-то системой логики).
Работая с решетками, мы можем сравнить при желании выявленные в каждом конкретном случае реальные взаимосвязи между конструктами с нормативными стандартами или с любыми другими стандартами, установленными нами. Однако совсем не обязательно ограничиваться только этим:
Глава 2. Психодиагностика: практика
мы можем рассматривать систему конструктов человека саму по себе, перейдя затем к изучению более сложных проблем.
Диапазон пригодности
Понятие «решетка» тесно связано с понятием «диапазон пригодности». Д. Келли считал, что конструкт (или подсистема конструктов) всегда работает в контексте и данный человек в данный момент может применить его к ограниченному набору элементов. Это явление можно легко обнаружить в разговорной речи: о мебели мы говорим, что она старинная или современная, а о числах — что они простые или составные, однако мы не рассуждаем о старинных и современных числах или о простой и составной мебели. Конечно, бывают случаи расширения диапазона пригодности (например, в поэзии), но, как правило, диапазон пригодности наших конструктов весьма ограничен. Из этого положения о природе конструирования Д. Келли вывел главное правило построения решеток: все элементы должны находиться в пределах диапазона пригодности данного конструкта для человека, заполняющего решетку. В противном случае заполнение решетки превратится в абсурдную деятельность. Например, человек делит своих знакомых на привлекательных и непривлекательных. Однако мы не дали ему возможности сообщить нам, что для него привлекательный — непривлекательный. Это конструкт, диапазон пригодности которого включает только женщин, и единственное, что ему остается, — это часть знакомых женщин отнести к привлекательным, а остальных женщин и всех мужчин — к непривлекательным. Мы вынудили его к этому, так как не оставили ему возможности выбора. В результате при соотнесении конструкта «привлекательный» с другими конструктами решетки мы неизбежно получим искаженное представление о системе его конструктов.
Следствие индивидуальности
Это положение указывает просто на то, что люди различаются между собой по способу конструирования. Человек реагирует не на стимул, а на то, что он воспринимает как стимул. Цель применения