Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. программ, эталонов, моделей, кодексов, представляющих в своей со­вокупности «опредмеченную силу» ПЭ




Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. программ, эталонов, моделей, кодексов, представляющих в своей со­вокупности «опредмеченную силу» ПЭ - student2.ru Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. программ, эталонов, моделей, кодексов, представляющих в своей со­вокупности «опредмеченную силу» ПЭ - student2.ru программ, эталонов, моделей, кодексов, представляющих в своей со­вокупности «опредмеченную силу» ПЭ. И наконец, в процессе «при­ложения» происходит своеобразное развитие общечеловеческих норм и требований этики.

Проявляется это в следующем:

— происходит их переакцентирование, переосмысление, преобразо­вание (переоценка ценностей);

— возникают новые моменты их связи друг с другом, администра­тивными и правовыми требованиями, обычаями;

— меняется их место в иерархии ценностей;

— возникают новые установки и ценности, являющиеся значимыми исключительно для данной сферы деятельности.

«Практичность» ПЭ проявляется прежде всего в ее структуре.

На наш взгляд, ее основными элементами являются следующие.

1. Экологическаяэтика, рассматривающая нормы поведения че­ловека как части экосистемы по отношению к окружающей среде.

2. Этика гражданственности,разрабатывающая нормы поведе­ния человека как гражданина по отношению к обществу.

3. Ситуативная этика,в которой разрабатываются практические рекомендации применительно к конкретным ситуациям и сферам человеческой жизнедеятельности и общения — как публичным (мас-совидным), так и интимным (межличностным).

Среди публичных выделяется этика политических публичных действий, востребованность которой связана с крайней политизацией жизни на­шего общества и недостаточно высокой политической культурой граж­дан и политических лидеров. В качестве основного канала нравствен­ного воздействия здесь могут быть использованы средства массовой информации (при условии их собственной высокой политической куль­туры). К интимным относятся различные стороны межличностного об­щения, ситуации семейной, сексуальной жизни человека. Разработка этого направления ситуативной этики предполагает тесное «сотрудничество» с психологией, медико-биологическими знаниями и др. Внедрение же его может быть обеспечено грамотной и скрупулезной индивидуальной воспитательной работой и самовоспитанием.

4. Профессиональная этика— система моральных принципов,
норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его
профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Она должна

быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специали­ста. Содержание любой профессиональной этики складывается из общего и частного.

Общие принципы профессиональной этики (кроме общечеловеческих

норм морали) предполагают:

а) профессиональную солидарность (иногда перерождающуюся в кор­
поративность);

б) особое понимание долга и чести;

в) особую форму ответственности, обусловленную предметом и ро­
дом деятельности.

Частные принципы вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются в основном в мо­ральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам.

Профессиональные этики, как правило, касаются лишь тех видов профессиональной деятельности, последствия или процессы которой ока­зывают особое воздействие на жизнь и судьбы других людей или чело­вечества. В связи с этим в настоящий момент можно выделить тради­ционные виды профессиональной этики — такие, как педагогическая, медицинская, юридическая, этика ученого — и сравнительно новые, по­явление или актуализация которых связаны с возрастанием роли «че­ловеческого фактора» в данном виде деятельности (инженерная этика) или усилением его влияния в обществе (журналистская этика).

5. Этикет— правила поведения и общения людей, выступающие внешним проявлением внутренней нравственной культуры человека. Предлагаемое структурирование ПЭ не является жестким и од­нозначным: оно носит условный характер, а отдельные ее «виды» (элементы, стороны) взаимопроникают и переплетаются друг с дру­гом. Прежде всего необходимо еще раз отметить, что своеобразной формой связи теоретической и практической этики выступает эти­ка нормативная, основные категории которой были рассмотрены в разделе III. Она организует моральное сознание людей в норма­тивную систему знаний, воплощающихся затем в нормах экологи­ческой этики, этики гражданственности и межличностного общения, характеризующих облик и жизнедеятельность человека в целом. В свою очередь, этика гражданственности, будучи таким образом по сво­ей сути нормативной, проявляет себя как ситуативная, например, в эти­ке политической борьбы. То же можно сказать и об экологической эти­ке, которая проявляется не только в конкретных ситуациях личного

272____________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. программ, эталонов, моделей, кодексов, представляющих в своей со­вокупности «опредмеченную силу» ПЭ - student2.ru Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. программ, эталонов, моделей, кодексов, представляющих в своей со­вокупности «опредмеченную силу» ПЭ - student2.ru Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. программ, эталонов, моделей, кодексов, представляющих в своей со­вокупности «опредмеченную силу» ПЭ - student2.ru Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. программ, эталонов, моделей, кодексов, представляющих в своей со­вокупности «опредмеченную силу» ПЭ - student2.ru Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения. программ, эталонов, моделей, кодексов, представляющих в своей со­вокупности «опредмеченную силу» ПЭ - student2.ru или производственно-экономического отношения человека к природе, но и затрагивает отдельные стороны профессиональной, в частности, био­медицинской этики. В этических нормах межличностного общения кон­кретизируются такие проявления ситуативной этики, как этика дружбы, этические проблемы молодежной субкультуры, моральные проблемы, по­рожденные ситуацией общения в виртуальной реальности и др.

Особое место в системе ПЭ занимает этика делового общения. Во-первых, по сравнению с другими ее видами она максимально «технологизирована». Во-вторых, по своему статусу, значению и фор­мам она включает в себя и нормативную, и ситуативную этики. В-третьих, она может выступать как в роли самостоятельной про­фессиональной этики (для менеджеров и предпринимателей), так и в качестве элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).

Разработка и внедрение вышеперечисленных видов и форм при­кладной этики ни в коей мере не должны восприниматься как по­пытка манипуляции нравственным сознанием граждан и покуше­ние на их моральную автономность. Тем более что практически в каждом виде или отрасли прикладной этики сегодня (и, по-види­мому, еще долгое время) будут занимать особое место так называе­мые «открытые проблемы» — проблемы, не получившие еще сво­его однозначного ответа и решения. Поэтому прикладная этика должна рассматриваться прежде всего как ориентир, показывающий самостоятельно мыслящей и действующей личности возможные пу­ти и варианты решения моральных проблем, встающих в конкрет­ных — личных, социальных или профессиональных — ситуациях. Свобода выбора в любом случае остается за человеком.

В этом разделе мы остановимся лишь на некоторых аспектах прикладной этики, рассмотрев проблемы экологической и биомеди­цинской этики, межличностного общения и этикета.

Глава 13.Экологическая этика

Поистине нравственен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать лю­бой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред.

А. Швейцер

Человек стоит перед дилеммой: либо он должен из­мениться — как отдельная личность и как частица че­ловеческого сообщества, — либо ему суждено исчезнуть с лица Земли.

А. Печчеи

Рассмотрение основных проблем прикладной этики мы начинаем с этики экологической, охватывающей предельно широкий круг проблем — нравственные отношения человека и окружающей его среды. Дело в том, что сегодня свои претензии миру человеческих отношений предъявил мир в полном смысле слова «не-человечес-кий> — природный. В ситуации, когда опасность экологических катастроф из прогнозов и предостережений превращается в неумо­лимую реальность, он заявил о своих правах и потребовал от чело­века равноправного диалога с ним; потребовал изменить классичес­кое антропоцентристское представление о мире и поставить вопрос не только о том, что есть Добро и Зло для человека и человечества, но и о том, что есть Добро и Зло для триады «человек — обще­ство — природа».

Расширяя диапазон господствующих моральных принципов до отношения человека к природе, вырабатывая нравственные нормы его поведения как в «человеческих», так и в «нечеловеческих» си­туациях, новая ментальностъ по отношению к среде обитания (англ. New Environmental Paradigm) еще в большей степени делает человека Человеком, в полной мере реализующим свою родовую

274__________ Раздел IV. Прикладная этика: проблемы и решения

Глава 13. Экологическая этика 275



сущность: человеком, способным, отрешившись от собственного ан-тропоэгоизма, проявлять Любовь и Уважение к Иному, Ответствен­ность перед Иным.

Такое отношение человека к природе — не выдумка XX века. Оно существовало на стадии становления морали еще у наших да­леких предков, затем было вытеснено антропоцентристским подхо­дом, а теперь снова востребовано сложившейся экологической ситу­ацией, в связи с которой в последнее время заметно усилился пафос защиты жизни на Земле от насилия и посягательств человека, утра­тившего чувство ответственности за свои действия, за выбор тех средств, которые он использует для достижения своих целей.

Проблема экологической ответственности ставилась начиная с глубокой древности такими философами, как Пифагор, Аристотель, Цицерон, Пло­тин, Фома Аквинский, Иоанн Златоуст, позднее — Декарт, Бэкон, Воль­тер, Шеллинг, Гегель и др. Вопрос о нравственном статусе животных поднимался начиная с XVIII века Юмом, Кантом, Монтенем, Мором, Дарвипом, Бентамом, Шопенгауэром, Спенсером, Кропоткиным, Лосским. Причем в их подходах прослеживаются две противоположные тради­ции рассмотрения нравственно-этических аспектов отношения человека к природе: «традиция управления» и «традиция сотрудничества». Раз­вивались также идеи «любви к природе», «общения с природой», «со­единения с природой», которые, к сожалению, не стали тогда достаточно последовательной и устойчивой традицией.

В целом история развития отношения человека к природе на­столько интересна и поучительна, что заслуживает отдельного рас­смотрения.

13.1. Человек и природа: эволюция отношений

Жизнь на Земле развивалась на протяжении миллиардов лет и была прочно связана с динамикой экосистем, между компонентами которых существуют достаточно сложные связи. Одни живые ком­поненты экосистем взаимодействуют, используя другие как источ­ник энергии и вещества, при этом они вступают также во взаимо­действие с неживой окружающей средой и модифицируют ее. Ни один вид, даже homo sapiens, не может существовать сам по себе. Таковы основные реалии жизни на Земле, которые придают направ-



ление процессу жизни. Что есть добро и что есть зло в этом процессе? В первоначальном замысле природы таких понятий нет. Жизнь развивается в жестких рамках законов экосистем: 1) безжалостная конкуренция; использование эгоистических преимуществ; трансформация чужих элементов в собственные; 2) интеграция в потоки энергии и рецир­куляция материи; 3) созревание во времени, саморегуляция и создание межвидовых связей; 4) беспощадное наказание нарушителей закона. Так выглядел древний мир, где зародился homo sapiens и где окружающие нас виды просуществовали большую часть своей истории. В каждой из милли­ардов клеток организма человека все еще заложена генетическая програм­ма, определяющая его существование как одной из компонент целостной экосистемы, каким он в полной мере и являлся в прошлом.

Но никогда прежде те или иные формы жизни не пренебрегали законами экосистем так сильно, как современный человек. Никогда еще один-единственный вид не изменял так безжалостно и немило­сердно планету Земля, чтобы достичь экологического господства. Никогда еще не было так велико противоречие между тем, что мы делаем, и тем, что мы должны делать. Что же произошло?

Наши рекомендации