Цию, разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, а по-
этому и «сценарий», и «постановка» являются результатом работы не
Профессионала, а самих участников группы. В отличие от тренингов,
Психотерапия обращается к прошлому. В ходе психодраматической
Терапии раскрываются внутриличностные особенности и пережива-
Ния, комплексы и фобии, скрытые влечения личности.
Основные компоненты психодрамы (по Морено)
Ролевая игра — исполнение какой-либо роли; используется как
Психотерапевтический прием.
Спонтанность — сближает психодраму с другими психокор-
Рекционными антиавторитарными группами, делающими акцент на
Принципе здесь и теперь (группы встреч, гештальтгруппы и т. д.). В
Психодраматическом действии все переживается только в реальном
Действии в настоящем. Психодрама используется для исследования
Спонтанности.
«Теле» — двусторонний перенос между пациентом и терапевтом,
«вчувствование людей друг в друга» (Морено). Рудестам: «теле...
Связь всех эмоциональных проявлений переноса, контрпереноса и эм-
патии».
Катарсис — чувственное потрясение и внутреннее очищение
(Аристотель, также Фрейд). Морено: психодрама имеет лечебный эф-
Фект не столько по отношению к зрителю (вторичный катарсис),
сколько по отношению к самому актеру, «который разыгрывает драму
и освобождает себя от нее». В психодраме катарсис выступает на пе-
редний план и по лечебному воздействию становится более важным,
Чем сценарий или последующий анализ связанных с представлением
Переживаний и действий.
Инсайт — вид познания, который приводит к немедленному
Решению или новому пониманию проблемы. Это прозрение, озаре-
Ние. Целью психодрамы является создание такого группового клима-
Та, в котором было бы возможно максимальное проявление катарсиса
И инсайта. Психодрама дает участникам возможность заново пере-
Жить важные события своего прошлого, используя разнообразные
Приемы.
Основная процедура и техника психодрамы
Роли:
Режиссер-постановщик — психотерапевт (продюсер, терапевт,
Аналитик).
Протагонист (первый актер — другой греч.) — главное дейст-
Вующее лицо психодрамы, тот человек, чья проблема, ситуация в
Данный момент проигрывается.
«Вспомогательное Я» — участник, задействованный в работе с
Протагонистом, олицетворяет всех значимых других в жизни протаго-
Ниста. Этот участник должен играть роль так, как она описана прота-
Гонистом, или на основе своей интуиции (например, приукрашивать).
«Вспомогательное Я» может исследовать и свои проблемы.
Аудитория (зрители) — остальные участники группы, они эмо-
Ционально вовлекаются в психодраму и могут достичь состояния ин-
Сайта по отношению к собственным проблемам. В заключительной
Фазе занятия они демонстрируют свои эмоциональные отношения к
Происходящему и раскрывают собственные конфликты, аналогичные
Обсуждаемым на данном занятии.
Сцена — пространственная организация психодраматического
Действия.
Фазы развития психодрамы
1-я фаза. Разогрев или психическая разминка:
А) постепенное раскрепощение двигательной активности участ-
Ников;
Б) стимуляция спонтанных поведенческих реакций;
В) фокусировка внимания членов группы на конкретном задании
Или теме.
Пример (по Рудестаму): «Подумайте о том, что бы вы хотели
Услышать (или не хотели услышать) от одного из людей в этой ком-
Нате; от своего друга; от члена семьи. Станьте этим человеком и вы-
скажите это требование».
Двигательные упражнения:
А) пройтись по комнате;
Б) в паре — один ведущий выполняет медленные движения и
Смотрит в глаза ведомому, который тоже смотрит ему в глаза и отра-
Жает его движение (зеркальный образ). Через 5 минут поменяться ро-
Лями, можно двигаться по комнате;
В) повторение походки каждого члена группы;
г) «статуя-чувства».
Я фаза. Психодраматическое действие.