Методология науки. методологические принципы экспериментальной психологии.

ДОКЛАД

Предмет: «Экспериментальные и прикладные методы психологии и психодиагностики»

Тема: «Научное исследование, его принципы и структура»

Вопросы: «Методология науки. Методологические принципы экспериментальной психологии»

«Научные исследования – общая характеристика»

«Постановка научной проблемы»

Факультет «психологии»

Направление подготовки «психология»

Группа ПСИ-Б-0-В-2016-1

Студентка 1 курса 2 семестра

Дымма Людмила Викторовна

Москва — 2017

Оглавление

Тема: Научное исследование, его принципы и структура

Методология науки. Методологические принципы экспериментальной психологии …………………………………………………………………..
Виды знаний…………………………………………………….……..
Проблема демаркации………………………………………………..
Подходы к научным знаниям…………………………………………
Методология науки……………………………………………………
Функция методологии науки, двояка……………………………..…
Четыре уровня методологии…………………………….……………
Научные исследования – общая характеристика ……………………….…
Типология исследования………………………………………….….
Этапы научного исследования……………………………………….
Идеальное и реальное исследование…………………………………
Постановка научной проблемы ……………………..…………...............…
Типы проблем………………………………………………………….
Источники научных проблем………………………………….……..
Правила формулирования научной проблемы………………………
Этапы порождения проблемы……………………………….……….
Литература……………………………………………………………….…...

Тема 1. НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ, ЕГО ПРИНЦИПЫ И СТРУКТУРА

Предмет психологии – психики.

Психика - функция высокоорганизованной материи. Реализация формы отражения действительности. Субъективный образ объективного мира.

Родоночальник научной психологии Вунд 1879 г. Бехтерев 1885 г. Казань.

Термин "экспериментальная психология" имеет четыре значения:

1) В.Вундт, С. Стивенс, Ж.Пиаже - это вся научная психология как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных. Т.е., научная психология = экспериментальная психология. Научная психология противопоставляется философской, интроспективной, умозрительной и гуманитарной версиям психологии.

2) Челпанов Г.И., Готсданкер Ф. - экспериментальная психология = система экспериментальных методов и методик, реализуемых в конкретных исследованиях.

3) Дружинин В.Н., Д. Мартин, Т.В. Корнилова - экспериментальная психология - это научная дисциплина, занимающаяся проблемой методов психологического исследования в целом.

4) Д. Кэмпбел, Мак-Гиган - под экспериментальной психологией понимают только теорию психологического эксперимента, базирующуюся на общенаучной теории эксперимента, включающую его планирование и обработку данных.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.

Виды знания:

1. Обыденное, житейское - знание, основанное на индивидуальном опыте;

2. Художественное знание - это эстетические образы, фиксирующие типичные или уникальные формы человеческой психологии в материале: художественного произведения литературы, поэзии, живописи, скульптуры, музыки.

3. Философское знание - представляет собой морально-мировоззренческие рефлексивные обобщения.

4. Эзотерическое (от греч. "внутренний") знание - религиозное;оккультно-мистическое;магическое;астрология, хиромантия.

5. Практико-методическое знание - процедурно-технологическое ("Hоу-хау"); "Карнеги-знание".

6. Hаучное знание:

методология науки. методологические принципы экспериментальной психологии. - student2.ru методология науки. методологические принципы экспериментальной психологии. - student2.ru Знание

Научные знания  
Истинное Объективное Ложное Субъективное

методология науки. методологические принципы экспериментальной психологии. - student2.ru методология науки. методологические принципы экспериментальной психологии. - student2.ru Наука:

методология науки. методологические принципы экспериментальной психологии. - student2.ru Предмет Метод (способ)

методология науки. методологические принципы экспериментальной психологии. - student2.ru методология науки. методологические принципы экспериментальной психологии. - student2.ru Наука:

Как деятельность. (характеризуется методом) Как результат деятельности (система знаний). (характеризуется полнотой, достоверностью, систематичностью)

Все виды научных результатов можно упорядочить на шкале "эмпирическое - теоретическое знание":

Эмпирическое знание Теоретическое знание
Единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория.

Практичность, полезность, эффективность научного знания считаются производными от его истинности. Ученый, а точнее — научный работник — это профессионал, который руководствуется в своей деятельности принципом "истинность — ложность".

Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение предсказания процессов и явлений, которые выражаются в виде текста, структурной схемы, графической зависимости, формулы и т.д.

Идеалом научного поиска считается открытие законов — теоретическое объяснение действительности.

Проблема демаркации (лат. demarcatio — разграничение)

Проблема демаркации - это проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук (логики, математики).

Проблема демаркации — это также проблема определения границ науки, отделяющих её от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения (искусство, литература и религия).

Границы науки часто условны, исторически изменчивы и трудно определяемы аналитически.

Подходы к научным знаниям:

· Аверроэс (Ибн Сина), истина двойственна: есть истина религии и есть истина разума (науки).

· В ходе научной революции XVII века — было выдвинуто предположение о том, что наука опирается на опыт и рассуждения, а религия на веру и авторитет.

· Позитивизм утверждает следующие критерии науки:

Релятивизм Эмпиризм Прагматизм
наука выдвигает гипотезы, а не претендует на абсолютную истину научные теории это те, которые опираются на опыт научное знание полезно

Карл Поппер (50 года 20 века) выдвинул два принципа научного знания:

1) Принцип верифицируемости науки (от лат. verus — истинный, facio — делаю) – доступность проверки. Научным признается такое знание, которое может быть проверено.

2) Принцип фальсифицируемости - научным признается такое знание, которое может быть отвергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки[1]. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.

Томас Кунв 1962 г. (американский физик написал свою книгу «Структура научных революций», где ввел понятие «парадигма»).

Он выделяет два разных состояния науки:

1) Фаза "нормальной науки" – внутри научного сообщество есть единство во взглядах на предмет и метод. Этап, в котором общеприняты правила и нормы научной деятельности стандарты. С понятием "нормальная наука" связано понятие "парадигма".

Парадигма — это общепризнанный эталон с непротиворечивой системой взглядов. Пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр.

Фаза нормальной науки не устойчивая, сменяется революционной фазой.

2) Революционная фазу – это фаза где борются несколько парадигм, каждая из которой отстаивает свои воззрения на предмет и метод. Этап, в ходе которого общепринятые взгляды подвергаются серьезному пересмотру.

Методология науки

Методология науки – система принципов построения и способов организации научного исследования. Термин«методология» переводится как «учение о методе».

Методология науки- это ее мировоззренческие позиции, определяющие понимание изучаемого предмета, подход к нему, назначение, направленность и способ проводимых исследований.

Методология определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется (или должен руководствоваться) человек в своей деятельности, учитывая эти зависимости.

Функция методологии науки, двояка:

1) Методология позволяет описать и оценить человеческую деятельность с точки зрения внутренней организации.

2) В рамках методологии вырабатываются рекомендации, правила, т.е. те нормы, которыми должен руководствоваться человек в своей деятельности.

Если рассматривать метод как “способ организации деятельности”, то в широком смысле к “способам” относятся и самые общие принципы, лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом. Следовательно, целесообразно говорить о различных уровнях методологии.

Четыре уровня методологии:

Философская методология Это общая мировоззренческая позиция ученого. В зависимости от философской ориентации исследователь может быть: Диалектиком[2] – метафизиком[3] Материалистом – идеалистом Консерватором[4] – радикалом[5] и т.п.
Общенаучная методология Содержит законы материалистической диалектики и общегносеологические принципы познания. Кобщенаучной методологии относятся универсальные принципы, средства, формы научного познания, соотносимые не с какой-либо конкретной наукой, а применимые к широкому кругу наук. К законам материалистической диалектики относятся: - закон перехода количественных изменений в качественные; - источником развития является единство и борьба противоположностей; - развитие идет путем отрицания пройденного, преодоленного (закон отрицания отрицания); - материя первична, а сознание, психика - вторичны (из этого следует, что психолог в своей работе должен учитывать условия жизнедеятельности людей, их влияние на сознание, отношения людей к тем или иным событиям, другим людям и т.п.); - окружающий мир познаваем для человека; - все в мире находится в непрерывном движении, изменении. К общегносеологическим принципам относятся следующие положения: - социальной обусловленности заказа исследования; - единства теории и практики; - объективности рассмотрения психологических явлений, независимости от субъективных оценок исследователя; - всесторонности изучения явления (принцип всеобщей связи); - единства исторического и логического (принцип развития); - верифицируемости, воспроизводимости результатов исследования. Данные положения составляют общую методологию всей науки. В конкретных отраслях они выступают в качестве принципов данной науки.
Конкретно-научная методология Конкретно-научная методология разрабатывает аналогичные (общенаучной методологии) проблемы в рамках конкретных наук - как в отношении теории, так и в отношении эмпирической деятельности, исходя из особенностей объекта. Это осуществляется в рамках систем знаний, создаваемых научными школами, определяющими (и этим, собственно, отличающимися друг от друга) свои объяснительные принципы и способы исследовательской и практической работы. Применительно к психологии следует назвать следующие принципы: 1.Принцип системного детерминизма[6] психического. Выделяют: -причинный детерминизм – основной элемент определяет будущее;
 
  методология науки. методологические принципы экспериментальной психологии. - student2.ru

- целевой детерминизм -

 
  методология науки. методологические принципы экспериментальной психологии. - student2.ru

Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется, прежде всего, его социальным бытием. То есть потребности, интересы, установки, представления людей определяются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. В частности, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях.

2. Принцип развития.

Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений.

           
    методология науки. методологические принципы экспериментальной психологии. - student2.ru
 
  методология науки. методологические принципы экспериментальной психологии. - student2.ru   методология науки. методологические принципы экспериментальной психологии. - student2.ru

Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики.

3. Принцип единства психики (сознания) и деятельности.

Психика возникает и развивается в рамках деятельной активности человека. Поэтому лучший способ исследования психических явлений - это изучение в условиях реальной деятельности или моделирование компонентов ведущей деятельности в психологических тестах (например, в лабораторном эксперименте).

Сознание человека представляет собой внутренний план осуществляемой им деятельности, а деятельность - внешняя форма выражения сознания, процесс его опредмечивания. Психика познаваема только в деятельности, которую она регулирует.

4. Принцип активности сознания личности.

Предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира, в том числе и идеального (мира и преобразования).

5. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий.

Любые внешние воздействия (стимулы, факторы, влияния) преломляются через совокупность внутренних индивидуальных психофизиологических условий (способности, характер, мотивация, психические процессы и состояния). Чем старше мы становимся, тем сильнее внутренние условия.

6. Принцип системности (системного строения психического явления).

Принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психику нельзя “слепить” из ощущений, восприятия, памяти и прочих процессов. Психическое, представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры.

Методика и техника исследования (технологичный) Метод: - отличает науку от прочих способов получения знания (откровение, интуиция, вера, умозрение, обыденный опыт и т.д.); - он рационален, т.е. основан на логически обоснованных суждениях и умозаключениях. Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности; эта система приемов и операций должна быть признана научным сообществом в качестве обязательной нормы, регулирующей поведение исследователя. Если метод – это способ организации исследования, то методика – это техника исследования.

Наши рекомендации