Понятие и значение профилактической деятельности органов дознания.
Введение
Важнейшей задачей в области борьбы с преступностью на первое место поставлено «выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность».
В данном случае поставлена задача привлечения не только правоохранительных, но и других государственных органов к деятельности по предупреждению правонарушений. Подчеркивается, что решения и меры в области борьбы с преступностью должны быть открытыми, конкретными и понятными каждому гражданину, носить упреждающий характер, опираться на поддержку общества.
Своевременное осуществление деятельности по предупреждению преступности в РК позволит обеспечить решение других проблем (экономических, политических, идеологических, социальных, нравственных, организационных).
Актуальность заключается в том, что определяющую роль в борьбе с преступностью играет деятельность различных правоохранительных органов. Охарактеризовать эту деятельность можно словосочетанием предупреждение преступности.
Органы дознания относятся к специальным субъектам, решающим вопросы предупреждения преступлений, включая применения мер принудительного характера, в рамках их компетенции по обеспечению законности, общественной и государственной безопасности.
К ним относятся подразделения органов внутренних дел, органов пограничной службы, органов службы судебных приставов Министерства юстиции, таможенных органов, прокуратуры, органов государственной противопожарной службы, командиры воинских частей.
Основной объем работы по предупреждению преступлений выполняют полиция и органы внутренних дел в целом, поскольку их оперативные аппараты имеют возможность осуществлять оперативно-розыскную профилактику, обеспеченную необходимой осведомительной информацией, полученной из специальных, в том числе конфендициальных источников.
Их особая роль в этом деле определяется разнообразием компетенции, широким спектром полномочий в сферах уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной, административно-юрисдикционной и иных видов деятельности по борьбе с правонарушениями, наличием в структуре разноплановых служб, включая такие, которые специализируются на криминологической профилактике, например подразделений по делам несовершеннолетних.
Понятие и значение профилактической деятельности органов дознания.
Понятие предупреждения преступности (профилактической деятельности) представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений, осуществляемых различными субъектами (государственными и негосударственными, специализированными и неспециализированными), путем выявления и устранения (блокирования, нейтрализации) причин и условий преступлений (профилактики), предотвращения замышляемых и подготавливаемых преступлений, пресечения покушений на них, а также продолжаемой преступной деятельности.
При таком понимании сути предупредительной деятельности она рассматривается как антикриминальное обслуживание населения, общества, государства, сориентированное на все стадии преступной, предпреступной, а частично и постпреступной активности, что имеет важное значение для обеспечения длящегося упреждающего воздействия на широкий спектр криминогенных факторов и криминально опасных ситуаций.
Кроме того, понятие предупреждения преступности включает в себя меры по удержанию от преступных действий тех людей, образ жизни и поведение которых указывают на высокую вероятность совершения ими таких действий. Деятельность по предупреждению преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма, справедливости и научности.
Законность означает, что профилактика преступности должна основываться на достаточном количестве законов и иных нормативных актов, регулирующих права и обязанности правоохранительных органов и других субъектов, ведущих работу по предупреждению преступности и гарантий интересов граждан.
Демократизм означает, что профилактика преступности ведется под контролем органов представительной власти, общественных объединений и с учетом общественного мнения.
Гуманизм и справедливость профилактики преступности означает, что профилактика начинается с наиболее щадящих мер воздействия, и лишь при их недостаточности применяются более строгие меры, при этом необходимо как можно раньше выявить и предотвратить криминогенные процессы.
Научность означает базирование и сопровождение всех уровней и направлений профилактики преступности на всех ее этапах научно- теоретическим, научно-методическим, научно-техническим обеспечением, основанным на использовании данных наук о борьбе с преступностью, объединяемых криминологией и уголовной политикой.
В деятельности по предупреждению преступлений необходимо различать:
- профилактику преступлений как воздействие на причины и условия преступлений;
- предотвращение замышляемых и подготавливаемых преступлений; пресечение начатых уголовно наказуемых деяний.
Преимущества предупреждения преступности в ряду основных направлений борьбы с нею особенно рельефно проявляются в криминологической профилактике, которая представляет собой наиболее раннее вмешательство в цепь явлений, процессов и событий, детерминирующих преступность.
Предупреждение преступности представляет собой наиболее результативный, эффективный путь борьбы с преступностью потому, что на таком его направлении, как криминологическая профилактика, обеспечиваются выявление и устранение (нейтрализация, блокирование) корней, истоков этого социально негативного явления, достигается недопущение самой возможности совершения уголовно наказуемых деяний. В процессе профилактики причины и условия преступлений подвергаются превентивному воздействию тогда, когда они еще находятся в зародышевом состоянии, и поэтому легче, безболезненнее, с наименьшими затратами и издержками поддаются устранению (нейтрализации, блокированию).
Социальная эффективность (ценность) предупреждения преступности определяется тем, что оно обеспечивает упреждение самой возможности совершения уголовно наказуемых деяний либо прерывание криминальной деятельности на ее ранних стадиях, до достижения преступного результата. Оно позволяет вести борьбу с преступностью с использованием не только правовых, но и экономических, культурно-воспитательных, социально-психологических, медицинских, технических, других средств и методов с наименьшими социальными, материальными и иными издержками.
Среди специализированных государственных субъектов криминологической профилактики первостепенную роль играют правоохранительные органы: внутренних дел, прокуратуры. Они осуществляют контроль и надзор за исполнением законов, реагируют в установленном порядке на их нарушения, привлекают к юридической ответственности виновных. Предупреждение преступлений и других правонарушений является одной из основных функций каждого правоохранительного органа, как и правоохраны в целом.
Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов в системе органов власти и управления. Среди правоохранительных органов нет такого, который был бы специально создан для ее реализации.
Данную функцию обязаны выполнять по существу все без исключения правоохранительные органы. Дело в том, что осуществление любой другой функции, так или иначе, в конечном счете, служит предупреждению преступлений и иных правонарушений. Но это не исключает, а наоборот, предполагает целенаправленные действия правоохранительных органов для реализации этой функции наряду с той функцией, которая является основной.
Такая обязанность прямо записана, например, для органов, осуществляющих функции оперативно-розыскной деятельности, расследования.
Выявление, предотвращение и пресечение преступлений, а также установление лиц, их подготавливающих или начавших совершать, осуществляется в основном при помощи оперативно-розыскных методов, применяемых субъектами ОРД.
Именно с помощью негласных оперативно-розыскных сил, средств и методов появляется уникальная возможность следить за криминальными явлениями как бы изнутри, методом включенного наблюдения, постоянно отслеживать изменения в криминогенной и криминальной среде, получать редкую разновидность социальной информации о скрытых процессах, функционирующих очагах преступности, о криминально активной части населения. Только посредством оперативно-розыскных мер можно с достаточной полнотой проследить, как возникает преступный замысел, в каких конкретных деяниях он реализуется на различных этапах подготовки и совершения преступлений, какие факторы обусловили его в конкретных условиях места и времени, каковы нарождающиеся тенденции, проявления преступности, сферы ее наиболее интенсивного распространения.
Наряду с оперативно-розыскными средствами и методами предотвращения замышляемых и подготавливаемых, пресечения начатых преступлений, многого в деле прерывания начавшейся преступной деятельности можно достигнуть мерами целенаправленной предупредительной работы, сориентированной на жертв преступлений (виктимологическим предупреждением).
Это достигается различными мерами, прежде всего информационно-консультационными. Осуществляя их, специалисты в области борьбы с преступностью (сотрудники милиции, иных правоохранительных органов, ученые-криминологи и др.) разрабатывают и доводят до сведения населения советы и рекомендации о тактике и методике предотвращения и пресечения преступлений, жертвами которых могут оказаться как физические (преимущественно), так и юридические лица.
Органы внутренних дел решают стоящие перед ними задачи по предупреждению преступлений во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами. Особое значение имеет при этом взаимодействие между различными правоохранительными органами уголовной юстиции, а также внутриведомственное взаимодействие отдельных специализированных подразделений.
По роду своей работы сотрудники полиции общественной безопасности вступают в контакт с большим количеством граждан. В результате они могут получать самую различную информацию о возникновении условий, способствующих совершению преступлений, о признаках уже совершающихся преступлений, о лицах, готовящихся к преступным деяниям.
Сотрудники УДП имеют возможность проверять на дорогах автотранспорт и установить факты перевозки грузов без документов или в количестве, превышающем указанное в документах, и информировать об этом подразделения по борьбе с преступлениями.
Сложность профилактической работы, необходимость ее организации и осуществления повседневного управления комплексно используемыми силами (сотрудниками, аппаратами, подразделениями) требует ее строгого правового регламентирования, имеющего целью установить функциональную нагрузку по уровням управления и исполнения конкретных задач, а также – использования сил, средств, методов, которыми располагают органы внутренних дел, включая средства и методы оперативно-розыскной деятельности.