Часть 2. Уроки психологии в cpedheu uikoai
Шестоп кпйсс
ное, хозяин был с другом, потому что послышался другой голос: «Не грусти, может быть, тебе купят новый, с разными наворотами». Но хозяин не согласился с ним: «Но я хочу найти свой. Посмотри, как легко потерять то, что имеешь. И как трудно найти».
Телефончнк задумался: «Правда, как легко потерять то, к чему привык и на что обычно не обращаешь внимание. Я привык к тому, что меня любят и обо мне заботятся. Перестал радоваться теплоте знакомых рук. Видел только короткие перемены, наполненные насмешками. И эти небольшие отрезки времени стали для меня всем»
А в это время солнце осветило кусты и сам телефон. Мальчик радостно вскрикнул: «Ты здесь!» — «Я здесь, — ответил телефон. — Я теперь рядом с тобой. Я всегда теперь буду помнить, что мир прекрасен и разнообразен, и хотя он иногда может быть очень неприветлив, но это дает возможность увидеть его яркость... Потерпи, — уходя, шепнул он кукле. — Придет время, и кто-нибудь обязательно найдет тебя!»
Вопросы Эля обсуждения
— Как вы поняли основной смысл сказки?
— Какие слова вам показались самыми важными?
— Какие слова и почему телефончик сказал кукле при рас
ставании?
Сшн о;;-
тЗ |
Темя 3. Конфликты и ин роль в усилении Я
■ /■*■
.¥,■
11ель:
помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.
ЗпнятиЕ 16. Что тйкое конфликт? Конфликты
В ШКОЛЕ, ПОМП, НИ УЛ1ШЕ
«Эпиграф».Занятие начинается с обсуждения ключевой фразы, которая записывается на доске и в тетради: «Первый шаг разрешения конфликта — умение предвидеть его». При обсуждении делается акцент на необходимости конструктивного разрешения конфликтов. Подростки делятся опытом того, как они догадываются о том, что приближается конфликт.
Работа в тетради.В тетради делается запись: «Сигналы конфликта: состояния — напряжение, дискомфорт; чувства — обида, злость; мысли — разногласия».
Учащимся предлагается список чувств и состояний*. Им необходимо отметить цифрой «1» те чувства и состояния, которые, по их мнению, соответствуют началу конфликта, то есть являются его сигналами, цифрой «2» — пику конфликта, <<3» — окончанию его: гнев, горечь, тревога, хандра, ужас, дрожь, страх, шок, стыд, обида, тяжесть, ярость, вина, зависть, угроза, отвращение, напряжение, бессилие, сомнения, одиночество, ненависть, огорчение, зажатость, агрессия, возбуждение, беспомощность, враждебность, напуганность, неуверенность, разгоряченность, разочарование, унижение, по-
* Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения: Практикум. Новосибирск; М., 1997. С. 92.
Чясть 2. Уроки псинояогии в cpsohsu школ*
Шестой класс
дозрительность, подавленность, радость, заинтересованность, бессмысленность.
«Стиль входа в конфликт».Ведущий рассказывает уча щимся о том, что у каждого человека есть свой привычный стиль входа в конфликт. Учащиеся записывают наиболее типичные* в тетради, определяют свой стиль, подчеркивают его: «Вулкан» — непредсказуемые вспышки, то есть человек ни с того ни с сего вдруг вступает в конфликт. «Глиняный горшок» — медленно разогревается, то есть человек долго обижается, копит обиды, потом вступает в конфликт.
«Волна» — спорный вопрос кажется решенным, но потом поднимается снова и снова, то есть человек многократно возвращается к причине конфликта.
«Собиратель» — копит обиды, не показывает реакции. Никто не знает, что он обижен.
«Реактор» — человек резко «расходится», его потом трудно остановить.
«Рисунок моего стиля».Подростки размышляют над тем, какой стиль поведения в конфликте им наиболее привычен, и рисуют себя в конфликте, используя приведенные метафоры «Горшок», «Реактор» и т.п.
«Как выглядит человек в конфликте?»Подростки обсуждают внешний вид конфликтующих, в котором как раз и проявляются сигналы конфликта: они, как правило, либо возбуждены, либо напряжены и скованы. Затем один из подростков выходит за дверь, остальные загадывают двух человек, кото рые будут находиться в конфликте. Водящий возвращается, наблюдает за группой, угадывает конфликтующих. В обсуждении еще раз отмечаются внешние проявления конфликта.
«Конфликт — это хорошо или плохо?»Подростки в тетрадях в течение пяти минут пытаются записать как можно
* Григорьева Т.Г. Там же. С. 98
больше аргументов в защиту утверждения «Конфликт — это плохо...», затем в защиту утверждения «Конфликт — это хорошо...». Делается вывод о положительной роли конфликтов при умении их конструктивного разрешения.
ЗпнятиЕ 17. Способы поведения в конфликте:
НЙСТУПЛЕНиЕ, ОБСУЖПЕНиЕ,
1 отступление, уноо от конФликтй
«Эпиграф».Занятие начинается с обсуждения ключевой фразы, которая записывается на доске и в тетради: «Каждый человек ведет себя в конфликте по-разному».
Делается акцент именно на поведении в процессе конфликта, а не при его начале (об этом говорилось на предыдущем занятии).
«Основные стили поведения в конфликте».С подростками обсуждается случай, не так давно произошедший в одной школе:
«Миша забросил на шкаф шапки четырех девчонок и радостно посмеивался, представляя себе, как они теперь пойдут на прогулку. Интересно, что девочки отреагировали на это по-разному. Лена заплакала и стала просить Мишу достать шапку. Настя сначала врезала Мише по спине, а затем быстро стянула с него шапку и забросила ее еще дальше. Лариса обмотала голову шарфом и пошла гулять. Нина предложила Мише стать на ее место, подумать, каково ей будет без прогулки сидеть еще три урока, и обсудить, как быстрее достать шапки».
Подростки решают, чей способ поведения в конфликте быстрее приведет к его разрешению и почему.
Работа в тетради.В результате обсуждения случая делается запись в тетради: «Способы поведения в конфликте: наступление, обсуждение, отступление, уход от конфликта».