Раздел 2. Психология организации и рабочей группы
Тема 3. Психология рабочей группы и команды
Основные понятия. Малая группа, рабочая группа, команда, групповые нормы, командные роли, сплоченность группы, конформизм.
Содержание темы.
Природа рабочей группы. Динамика формирования группы. Формальные и неформальные группы. Основные характеристики группы. Иерархия статусов. Ролевые представления членов команды. Групповые нормы. Групповые процессы. Конформизм и параметры, обуславливающие степень конформности. Сплоченность группы и факторы на неё влияющие. Групповая сплоченность и показатели работы группы. Групповое единомыслие. Адаптация сотрудника в группе. Стадии развития группы. Команды как разновидности рабочей группы, их характеристики и модели развития. Формирование команд. Самоуправляемая команда и её особенности. Группа и трудовая пассивность. Условия и критерии эффективности групповой работы. Преимущества и недостатки работы в группе.
Тема 4. Сущность организации и её функционирование
Основные понятия. Организация, бюрократия, организационный организм, организация как система, обучающая организация, структура организации, иерархия, организационная культура.
Содержание темы.
Организация и её основные черты. Организация как открытая система, её внешняя и внутренняя среда. Жизненные циклы организации. Механические и органические организации. Организационные структуры. Функциональные структуры. Дивизионные структуры. Матричные структуры. Основные показатели деятельности организации.
Понятие организационной культуры. Содержание, функции, формы организационной культуры. Организационная культура и факторы её формирующие. Стадии развития организационной культуры. Формирование, поддержание и изменение организационной культуры.
Организационная культура и поведение человека в организации. Формирование репутации организации.
Организационное развитие. Концепции организационного развития. Модель Л. Грейнера. Инновационные подходы и методы организационного развития. Положительные и отрицательные стороны организационного развития.
Изменения в организации и их характеристика. Источники методы осуществления организационных изменений. Управление нововведениями в организации. Сопротивления организационным изменениям и их причины. Преодоления организационного сопротивления.
Тема 5. Власть, лидерство и развитие в организации
Основные понятия. Организационная власть, влияние, авторитет, страх, традиции, лидерство, организационный конфликт, социализация, адаптация, девиация.
Содержание темы.
Понятие организационной власти и её особенности. Источники и способы осуществления власти. Авторитет и влияние. Основные формы власти в организации. Области эффективного управления поведением персонала путем использования влияния: через страх, положительное подкрепление, традиции, разумную веру и влияния с помощью примера.
. Лидерство, руководство и организационная власть. Основные теории лидерства. Теория личностных черт. Поведенческий подход к лидерству: теория К. Левина, модель лидерства Д. МакГрегора и Р. Лайкерта, решетка лидерства Р. Блейка и Дж. Моутона. Ситуационный подход к лидерству: ситуационная модель руководства Фидлера, подход «путь-цель» Митчела и Хауса, теория жизненного цикла Херси и Бланша. Лидерство в организации. Управленческий аспект лидерства.
Сущность организационных конфликтов и их последствия. Источники и причины организационных конфликтов. Управление конфликтами в организации. Стресс в организации, его основные причины и управление им.
Сущность процесса социализации и развития индивида в организации. Адаптация и обучение при вхождении в организацию. Развитие и совершенствование индивида в ходе трудовой деятельности. Девиация на рабочем месте.
Содержание семинарских и практических занятий