Модуль 1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем.

Ф. 7.03-07

Министерство образования и науки Республики Казахстан

Южно-Казахстанский государственный университет

им. М. АуЭзова

«Утверждаю»

Проректор по УМР

ЮКГУ им.М.Ауэзова

___________Сабырханов Д.Д.

«_____»___________2016г.

ПРОГРАММА

дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ»

для магистрантов ГПИИР

по специальности: 6М072600, 6М072800, 6М073300, 6М070800, 6М071200, 6М075000, 6М073200, 6М072400, 6М042000, 6М071300, 6М072900, 6М073000, 6М073100, 6М075000, 6М070100

Количество кредитов - ___2______

Шымкент, 2016г.

Составитель: д.пс.н., профессор Искакова М.С.

Программа рекомендована на заседании

кафедры «Общая психология»

(протокол №____ от «______»__________2016г.)

Заведующий кафедрой ________________________ М.С.Искакова

Программа рекомендована заседанием МК

«Физическая культура и спорт» факультета

(протокол №__1_____ от «______»__________2016г.)

Председатель МК ________________ Бозшатаева Г.Т.

Программа одобрена и утверждена на заседании УМС ЮКГУ им. М. Ауэзова (протокол №__1__ от «______»__________2016__г.)

Руководитель УМО __________________________ ______________

© Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауэзова, 2016г

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие
Содержание
Пояснительная записка
Тематический план Содержание дисциплины
Перечень темы практических занятий
Рекумендуемая литература
Авторы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель курса:

Сформировать психологические компетенции специалиста индустриально-производственного комплекса, научить адаптации в профессиональной деятельности и умению решать новые задачи и принимать ответственные решения в ходе трудовой деятельности.

Основная задача изучения дисциплины:

· Осознание своего жизненного пути в контексте социального целого

· Учить проявлять коммуникабельность и социально-психологическую компетентность в деятельности по специальности;

· Научить владеть навыками психической саморегуляции;

· Формировать навыки креативности и творческой активности

· Научить адаптироваться в производственно-профессиональной деятельности.

· Уметь проявлять позитивное мышление и качества личности- инициативность в решении актуальных производственно-технологических, научно-исследовательских, проектных и эколого-экономических задач, мобильность, целенаправленность на успешность:

· Дать знания об эмоциональном интеллекте;

· Научить сознательно самостоятельно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности;

· Формировать умение демонстрировать навыки свободного диалога по профессиональной тематике.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходим студентам для изучения данной дисциплины - философия, педагогика, общая психология, психология личности, культурология, этика и эстетика.

После окончания курса «Психология» у магистрантов ГПИИР формируются нравственно-этическое мировоззрение о себе, правильное взаимоотношение с семьей, с родителями, с детьми и с окружающими людьми, приобретаются умения к самопознанию, положительное отношение к инновационному обучению, знания об адаптации в производственно-профессионалной деятельности, позитивное мышление и актуализируются качества личности как инициативность в решении производственно-технологических, научно-исследовательских, проектных и эколого-экономических задач, мобильность, целенаправленность на успешность и преодоление страхов и стрессов,стремление самостоятельно повышать квалификацию в течение всего периода профессиональной деятельности и поддержать профессиональную компетентность и демонстрировать навыки свободного диалога по профессиональной тематике.

Пререквизиты курса. Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо магистрантами для изучения данной дисциплины - философия, общая психология и психология личности. Введение в специальность, Самопознание, Акмеология

Постреквизиты курса. Содержание курса и изучение данной дисциплины формирует у магистрантов понимание повышает мотивы учебной деятельности и профессиональные компетенции, адаптация в профессиональной деятельности и умение решать задачи самостоятельно.

Наименование модуля и шифер Психология
Ответственный за модуль Искакова М.С.
Тип модуль Общий модуль
Уровень модуля Магистратура
Количество часов в неделю 2 часа (1-лекция, 1-семинары)
   
Количество кредитов
Форма обучения Дневная
Семестр

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Темы Количество часов
Лекция семинар СРМП СРМ
Психологические особенности современного мира и деятельности в нем    
Тренды позитивной психологии. Психологические вызовы современного развития производства.
Психологические методы и средства повышения эффективности и качества деятельности.
Управление процессом деятельности в конфликтных ситуациях. Психология производственного общения.
Профессиограмма и психограмма работника в сфере профессиональной деятельности.
Психология эмоционального интеллекта и понимания. Что такое деловой успех?
Дезадаптация и адаптация. Умение продавать себя. Умение быть счастливым.
Проблемы понимания и взаимопонимания в современной психологии.
Психологический анализ характеристики человека в системе управления трудом. Психологические закономерности инженерно- психологической организации трудовой деятельности. Психологичекая культура.
Психологические основы системы «человек-машина-среда». Эргономика и психология. Проблемы надежности профессиональной деятельности.
Психология личности и межличных отношений. Проблемы межличных отношений в коллективе.
Гендерные аспекты межличностных взаимодействии на производтве. Женщина – начальник. Взаимодействие мужчины и женщины. Психологические особенности мужчины и женщины как субьектов производственного процесса.
Психология стресс - и self-менеджмента.
Киберпсихология и интеллект.
Психологический профиль специалиста индустриального общества.
  Всего: 150 часов

Содержание дисциплины

Введение

Модуль 1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем.

Тема 1. Психологические особенности современного мира и деятельности в нем.

Психологические особенности современного мира и современной деятельности. Структура современной психологии. Социально-психологические явления в больших группах (в макросреде), в малых группах (в микросреде), в личности человека (социальная психология личности).

Тема 2. Тренды позитивной психологии. Психологические вызовы современного развития производства.

Психологические функции современного производства и производственных отношении. Социальные сети. Социальная боль. Психосоматика – тренд в психологии. Экзистенциальный кризис бытия. Тренд успешности. О нехватке времени.

Тема 3. Психологические методы и средства повышения эффективности и качества деятельности.

Теоретико – методологические основы психологии бизнеса. Жизненные циклы организации. Лидерство и лидер как основа процветания современного бизнеса. Новые способы управления людьми. Психология успеха. Позитивное мышление как обязательная черта личности для достижения успеха. Тайм-менеджмент или организация рабочего (личного) времени. Имидж как средство успешного предпринимательства. Поведение в типичных ситуациях бизнес – общения.

Тема 4. Управление процессом деятельности в конфликтных ситуациях. Психология производственного общения.

Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов. Основное содержание переговорного процесса. Модели поведения партнёров в переговорном процессе. Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им. Технология стратегий и тактики в переговорном процессе.

Тема 5.Профессиограмма и психограмма работника в сфере профессиональной деятельности.

Профессиограмма и психограмма профессионала. Понятие профессионально-важных признаков (качеств), их виды, пути выявления. Виды психограмм. Этапы составления психограммы. Подходы к выявлению ПВК. Подсистема пространственных характеристик: физическое, географическое, историческое, биологическое, экономическое, социальное, психологическое пространства. Жилая среда. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. Поведенческая география (Дж. Голд). Социальное пространство как основной детерминирующий факторличности. Социальная депривация. Влияние эколого-географических факторов на психо-физиологические характеристики индивида.

Тема 6.Психология эмоционального интеллекта и понимания. Что такое деловой успех?

Психология здоровья - новая отрасль человекознания. Сущность психического здоровья человека. Самоуправление и психическое здоровье. Оценка и самооценка психического здоровья. Принцип самосовершенствования в философии востока. Античная философия об активности психики. Виды саморегуляции. Информационно-энергетический уровень саморегуляции. Эмоционально-волевой уровень саморегуляции. Мотивационный уровень саморегуляции. Особенности саморегуляции в различных состояниях бодрствования. Состояния, вызванные чрезмерной психофизиологической активностью. Состояния, связанные с пониженной психической активностью. Предневротические неблагоприятные состояния. Нарушения в сфере личностной мотивации. Искусство преодоления стресса. Современные тренды успешности. Психология успеха.

Тема 7.Дезадаптация и адаптация. Умение продавать себя. Умение быть счастливым.

Психическое выгорание. Связь идентичности с выгоранием. Катарсис. Критики культуры о психическом выгорании. Сравнение современных симптомов психического выгорания с симптомами ХХ века. Связь выгорания с социальным взаимодействием. Позитивное мышление как обязательная черта личности для достижения успеха. Имидж как средство успешного предпринимательства.

Наши рекомендации