Цветовые символы христианства
Наиболее существенное отличие "языческого" периода цветовой символики от
"христианского" заключается, прежде всего, в том, что свет и цвет
окончательно перестают отождествляться с Богом, мистическими силами, а
становятся их атрибутами, качествами и знаками.
Согласно христианским канонам Бог сотворил мир, в том числе и свет (цвет), но
сам он не сводится к свету. Свет, особенно, видимый, только одна из ипостасей
Бога. Поэтому средневековые богословы (например, Аврелий Августин), восхваляя
свет и цвет, как проявления божественного, тем не менее, указывают, на то,
что они (цвета) могут быть и обманными (от Сатаны) и отождествление их с
Богом представляет собой заблуждение и даже грех. Жесткой связи между
определенным цветом и мистическими силами, как это наблюдается ранее,
практически, уже нет. Божественную сущность необходимо постигать внутренним,
трансцендентным созерцанием, а не обольщаться внешней яркостью и красивостью.
Пожалуй, только белый цвет остается незыблемым символом святости, чистоты и
духовности. Ангелы на небесах - в белых одеждах, как и святые, претерпевшие
за веру. Особенно важным являлось такое значение белого как чистота и
непорочность, освобождение от грехов, как об этом говорится в "Откровении"
Иоанна. Белый не имеет в Христианстве отрицательных значений, даже белый
саван означает, как и у первобытных народов, переход в иной, "лучший" мир,
очищение от грехов и только в этом состоит его "траурность".
Символика других цветов амбивалентна, причем, в различные отрезки
средневековья у того или иного цвета на первый план выдвигались то
положительные, то отрицательные значения. Так, в раннем Христианстве
превалировало положительное символическое значение желтого, как цвета Святого
духа, божественного откровения, просветления и т.д. Но позднее, желтый
приобретает негативный смысл, который, нередко, приписывается этому цвету и в
наши дни. В эпоху готики его начинают считать цветом измены, лживости и т.д.
Красный в Христианстве символизирует кровь Христа, пролитую ради спасение
людей, а, следовательно, - и его любовь к людям.
Как и в императорском Риме, пурпурный в средние века считался царственным
цветом. Члены королевской семьи даже в трауре надевали пурпурные одеяния (но
более темных оттенков, с преобладанием синего). В настоящее время, когда
королевские особы больше не злоупотребляют пурпуром в своих одеждах,
сохранился обычай "пурпурного траура" в западноевропейских королевских домах.
Фиолетовый и синий считались мистическими, трансцендентными цветами. Богослов
и философ Н. Кузанский называл фиолетовый "гармонией противоречий". Знаком
кардинальского достоинства считался фиолетовый камень аметист. Синий
(голубой) для христиан символизировал небо, был цветом вечности, настраивал
на смирение, благочестие, выражал идею самопожертвования и кротости.
В отличие от трансцендентного синего, зеленый являлся больше "земным",
означал жизнь, весну, цветение природы, юность. Он доминировал в христианском
искусстве. Вместе с этим, зеленый имел и негативные значения - коварства,
искушения, дьявольского соблазна (сатане приписывались глаза зеленого цвета,
что, возможно, лежит в основе поверья о зеленых глазах, как знаке
завистливости и жадности человека).
Отношение к черному было, преимущественно, негативное, как цвету зла, греха
(красный в определенных ситуациях также символизировал грех - неправедную
кровь), дьявола и ада, а также - смерти. В значениях черного, как и у
первобытных народов, сохранился и даже развился аспект "ритуальной смерти",
смерти для мира. Поэтому черный стал цветом монашества.
Коричневый и серый были цветами простолюдинов. Их символический смысл,
особенно в раннем средневековье, был, сугубо, негативным. Они означали
нищету, безнадежность, убогость, мерзость и т.д.
Продолжало существовать и отношение к цвету, как магическому средству. Это
касается, прежде всего, средневековой алхимии. Цвета в алхимии делились на
"высшие" и "низшие". К "высшим" относились цвета известной нам "триады" -
белый, черный и красный. Они символизировали три стадии "Великого
Превращения": первичную материю (черный), ртуть (белый) и серу (красный)
результатом которого было создание "камня" (золотой). Черный соответствует
стадии брожения, гниения, затемнения, раскаяния; белый - состоянию
просветления, восхождения, откровения и прощения; красный - ступени
страдания, возвышения и любви. Золотой обозначал славу. Главным, исходным
цветом (порождающим все остальные цвета) в этой триаде считался черный.
Оставшиеся цвета входили в группу "низших" или "вторичных". В алхимии
существовала цветовая систематика химических элементов и специфические
цветовые наименования. Например, серебро именовалось "белой королевой".
ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ИСЛАМА
В странах Ислама цветовой символизм достигает чрезвычайно высокого уровня
развития, характеризуется многозначностью и несет на себе отпечаток влияния
как Древнего Востока, так и Запада. Вместе с тем, в цветовой символике Ислама
много оригинального. Запрещение Исламом изображения людей, животных и т.д.
способствовало тому, что цвет становится одним из главных выразительных
средств. Цветовые орнаменты, узоры ковров представляют собой систему цветовых
символов, отражающих представления мусульман о земной и небесной жизни.
В Коране свет, а также наиболее светлые и яркие цвета, являются символами
блага, божественного начала, но, как и в христианстве, не отождествляются с
Богом.
Белый выражает чистоту и духовность. В споре невольниц из "Тысяча и одна
ночь" белый называется "лучшим из цветов".
Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и т.д.
Считался лечебным цветом (Омар Хайям). Вместе с тем, желтому соответствовали
и негативные значения, в частности, как символа желудочных заболеваний.
Красный для мусульман не столь амбивалентен по содержанию как в других
культурах. Этот цвет считался священным, магическим, имеющим большую
"жизненную силу". Поэтому, ценились драгоценные камни красного цвета - рубины
и др. Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие.
Символизировал он и любовную страсть. Вера в "великую силу красного" была
настолько сильной, что считалось за лучшее не показывать камни красного цвета
маленьким детям, а также животным, которых он мог испугать или возбудить. В
поэтическом творчестве мусульман были широко распространены "красные
символы", например, красная роза означала страстную любовь.
Почитаемым и "священным" считался зеленый цвет (зеленое знамя пророка).
Зеленый символизировал оазис, природу, жизнь, отдых. Камни зеленого цвета
означали жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах. Драгоценные
камни зеленого цвета были любимы мусульманами больше любых других.
Синий и фиолетовый (цвета тени), как и в Христианстве, ценились за их
трансцендентный, мистический характер. Синий и фиолетовый - цвета
мистического созерцания, приобщения к божественной сущности. Фиолетовый цвет
имел и значение обманчивости земной жизни, миража.
Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики являлся не
столь негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень дополняли свет.
Священный камень храма Кааба - черный. Черный - цвет земли. Он же был цветом
одежды и знамени аббасидских халифов. Вместе с тем, у черного сохранились и
негативные ассоциации: грязи, греха, злых дел.
Превалирование положительного отношения к чистым, светлым, сияющим цветам
является одной из особенностей исламской цветовой символики. Но, если цвет
замутнен, нечист, "грязен", то он теряет для мусульманина всякую
привлекательность. Как и в Средневековой Европе, это, прежде всего, относится
к серому и коричневому. Они - цвета несчастья и нищеты. Серый - цвет пыли и
праха, противоположность яркого, разноцветного мира, напоминающий смертным обреченности их существования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данный обзор истории развития содержания и форм цветовых символов является
далеко не полным. Но автор и не ставил перед собой такой задачи. Целями,
поставленными в первой главе, было, во-первых, показать глубокую и
неслучайную связь цветовой символики с различными пластами человеческого
сознания и общественно-культурной жизни людей, а во-вторых, -
охарактеризовать основные этапы развития цветового символизма.
Первый из них - "космологический" (мифологический), включает в себя цветовую
символику первобытных народов, древнего мира и античности (цвет как символ
мировых сил, стихий и начал). Второй - "религиозный" (богословский), - от
поздней античности до эпохи Возрождения (свет и цвет, как атрибуты
божественного). И, наконец, третий - "социально-психологический", Ренессанс -
двадцатый век (цветовая символика общественно-политических, социальных и
индивидуально-психологических процессов и явлений).
Несмотря на то, что, на протяжении человеческой истории содержание цветовых
символов претерпело немалые изменения - менялась их трактовка и отношение к
ним, - ядро цветовой символики оставалось неизменным. Речь идет о той части
содержания цветового символа, которая остается даже в том гипотетическом
случае, когда цвет лишается всех своих внешних, предметных ассоциаций.
Последние зависят от культурных традиций и опыта. Но и без них цвет не
лишается своего "первоначального" смысла и не превращается в фикцию. Как
писал В. Ван Гог: "краски сами по себе что-то выражают". Иными словами, цвет
- не "чистая доска", на которую человек волен записать, все что ему
вздумается. Цвет вызывает определенные и специфические изменения в
психическом мире человека, интерпретация которых порождает то, что мы
называем цветовыми ассоциациями и символами, впечатлениями от цвета. Как
указывает А.Ф. Лосев: "никто, никогда не воспринимает цвет без этих и
подобных впечатлений... красный цвет вызывает возбуждение, именно он, а не мы
сами. Возбужденность - его объективное свойство".
Повторяя избитое сравнение, можно сказать, что цветовая символика - лишь
только верхняя часть айсберга всех тех взаимосвязей и отношений между цветом
и человеческой психикой. Основанием его являются объективные законы цветового
воздействия на человека.