Тестовая оценка знаний юношеской психологии
Применяется для оценки знаний специалиста или испытуемого в области психологических особенностей подростков.
Инструкция: испытуемому предлагают ответить на вопросы используя следующие ответы: «+» — согласен, «—» — несогласен, «?» — затрудняюсь ответить.
1. Поверхностность — характерная черта юношей.
2. По сравнению со взрослыми юноши более склонны к теоретизированию.
3. Если юноши думают в большей степени о действительном (о том. что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем).
4. Юношескому возрасту присуща категоричность суждений.
5. Взрослые в большей степени, чем юноши, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.
6. Юноши склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные возможности.
7. К детям в большей степени, чем к юношам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.
8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность — характерные черты юношеского возраста.
9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем юношеском возрасте.
10. Дети в большей степени, чем юноши, склонны к «праздным» разговорам и спорам об отвлеченных предметах.
11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди юношей.
12. В произведениях художественной литературы юношей больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.
- 578 -
13. Детям в большей степени, чем юношам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.
14. «Чувство одиночества» — характерное переживание юношеского возраста.
15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.
16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют юношей, чем детей.
17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще юноше, чем ниже уровень его интеллектуального развития.
18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (на неустойчивость, подверженность влиянию и т.п.) — характерная черта юношеской самооценки.
19. Юноши ценят в педагоге его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность.
20. Юноши склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.
21. Юноши обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.
22. Трудности коммуникативного характера у юношей проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых.
23. Юноши обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.
24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с теми или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем юношам.
Обработка: При обработке результатов тестирования — за каждый совпадающий с «ключом» ответ испытуемому приписывается 1 балл, за каждое несовпадение — 0 баллов. Полученные по каждому обследованному тестовые результаты («сырые единицы») переводятся в стандартные (Т-единицы).
-579-
КЛЮЧ
№ вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ |
+ | — | — | |||
+ | — | + | |||
— | — | + | |||
+ | — | + | |||
— | — | — | |||
+ | + | + | |||
— | — | — | |||
+ | + | — | |||
Таблица перевода «сырых» единиц в стандартные | |||||
"сырые единицы" | Т единицы | "сырые единицы" | т единицы | "сырые единицы" | Т единицы |
Интерпретация: Высокий уровень знаний юношеской психологии — более 60 Т-единиц, средний — 40-60 Т-единиц, низкий — менее 40 Т-единиц.
-580-
ОТВЕТЫ к программированному контролю
Глава 1. «МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ»
№ вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ |
д | а | б | |||
г | б | в | |||
г | в | г | |||
г | в | г | |||
а | а | г | |||
г | д | б | |||
в | а |
Глава 2. «КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ»
№ вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ |
в | а | в | |||
а | г | б | |||
д | б | б | |||
б | И | в | б | ||
а | б | д | |||
д | г | а | |||
б | а |
-581-
Глава 3. «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»
№ вопроса | ответ | N° вопроса | ответ | N° вопроса | ответ |
б | б | б | |||
б | в | Д | |||
в | в | а | |||
д | а | б | |||
г | б | б | |||
г | б | д | |||
б | в | а | |||
а | Д | г | |||
г | б | б | |||
в | г | в |
Глава 4. «ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗ-ЛИЧИЙ»
№ вопроса | ответ | N° вопроса | ответ | N° вопроса | ответ | ||||||
Д | б | а | |||||||||
в | д | в | |||||||||
а | в | а | |||||||||
б | д | а | |||||||||
а | а | а | |||||||||
а | г | д | |||||||||
б | б | ||||||||||
Глава 5. «ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО» | |||||||||||
№ вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | ||||||
а | г | в | |||||||||
б | а | б | |||||||||
Д | г | г | |||||||||
б | в | а | |||||||||
б | г | г | |||||||||
б | Д | б | |||||||||
а | б | д | |||||||||
д | в | в | |||||||||
в | г | б | |||||||||
б | д | б | |||||||||
Глава 6. «ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
N° вопроса | ответ | N° вопроса | ответ | N° вопроса | ответ | |||||||||
Д | а | а | ||||||||||||
б | Д | б | ||||||||||||
д | в | Д | ||||||||||||
в | б | г | ||||||||||||
б | б | а | ||||||||||||
Глава 7. «НЕВРОТИЧЕСКИЕ, ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ И СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА» | ||||||||||||||
N° вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | |||||||||
д | б | б | ||||||||||||
б | Д | г | ||||||||||||
д | б | а | ||||||||||||
а | г | б | ||||||||||||
а | а | д | ||||||||||||
в | г | д | ||||||||||||
д | г | а | ||||||||||||
г | г | в | ||||||||||||
б | в | в | ||||||||||||
а | д | б | ||||||||||||
Глава 8. «ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ» | ||||||||||||||
№ вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | |||||||||
д | д | г | ||||||||||||
а | г | г | ||||||||||||
в | в | г | ||||||||||||
д | б | г | ||||||||||||
а | д | б | ||||||||||||
г | в | в | ||||||||||||
в | б | б | ||||||||||||
в | д | д | ||||||||||||
б | б | д | ||||||||||||
б | а | б | ||||||||||||
Глава 9. «СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ» | ||||||||||||||
№ вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ | |||||||||
а | д | б | ||||||||||||
г | в | Д | ||||||||||||
д | д | д | ||||||||||||
б | б | г | ||||||||||||
г | б | б | ||||||||||||
а | в | Д | ||||||||||||
а | б | |||||||||||||
Глава 10. «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
№ вопроса | ответ | № вопроса | ответ | № вопроса | ответ |
в | в | Д | |||
а | б | б | |||
б | а | в | |||
д | в | д | |||
а | д | г | |||
а | б | в | |||
Д | д |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ (Квалификационная характеристика медицинского психолога; место клинической психологии в психологии и медицине)............................................................................................3
Глава 1. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ..........................10
Клиническое интервьюирование (Принципы, этапы).
Экспериментально-психологические (пато- и нейропсихологические) методы обследования (Патопсихологическая оценка нарушений: Внимания; Памяти; Восприятия; Мышления; Интеллекта; Эмоций; Индивидуально-психологических особенностей; Экспериментальное нейропсихологическое исследование: Речи; Письма; Чтения; Счета; Праксиса; Восприятия шума, ритмов, мелодий; Схемы тела; Ориентировки в пространстве; Стереогнозиса; Зрительного гнозиса).
Оценка эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия.
Глава 2. КЛИНИЧЕСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ НОРМЫ И ПАТОЛОГИИ................62
Принципы разграничения психологических феноменов и психопатологических симптомов (Диагностические принципы-альтерантивы: Болезнь-личность; нозос-патос; реакция-состояние-развитие; психотическое-непсихотическое; экзогенное-психогенное-эндогенное; дефект-выздоровление-хронификация; Апашаци-дезадаптация; Компенсация-декомпенсация; Негативное-позитивное).
Феноменология клинических проявлений.
Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ.........113
Семиотика (Ощущения; Восприятие; Внимание; Память; Мышление; Интеллект; Эмоции; Воля; Сознание).
Психологические феномены и патопсихологические синдромы при психических заболеваниях (Невротические расстройства; Расстройства личности; Шизофрения; Эпилептические психические расстройства; Органические психические расстройства).
Глава 4. ПСИХОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ.............176
Темперамент (систематика, клиническая характеристика).
Характер (понятие гармоничного характера, составляющие, акцентуации характера, клинические особенности).
Личность (структура личности, понятие гармоничной личности, теории личности).
Глава 5. ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬНОГО................221
Психическое реагирование на заболевание и психология соматически больного (Пол; Возраст; Профессия; Особенности темперамента; Особенности характера; Личностные особенности; Типы психического реагирования)
Психологические особенности больных с различными соматическими заболеваниями (Онкологическая патология; Акушерская и гинекологическая патология; Терапевтическая патология; Хирургическая патология; Дефекты тела и органов чувств).
Глава 6. ПСИХОЛОГИЯ ЛЕЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ............285
Глава 7. НЕВРОТИЧЕСКИЕ, ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ И СОМАТОФОРМНЫЕ РАССТРОЙСТВА (в соавторствес Э.В. Макаричевой)...........306
Неврозы (этиопатогенез, клинические особенности).
Психосоматические расстройства и заболевания (классификация, клинические проявления).
Глава 8. ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ.................351
Делинкветное, аддиктивное, патохарактерологическое, психопатологическое поведение (Агрессивное поведение; Аутоагрессивное поведение; Злоупотребление веществами, вызывающими состояния, измененной психической деятельности; Нарушения пищевого поведения; аномалии сексуального поведения; Сверхценные психологические увлечения; Сверхценные психопатологические увлечения; Характерологические и патохарактерологические реакции; Коммуникативные девиации; Безнравственное и аморальное поведение; Неэстетичное поведение).
Глава 9. СПЕЦИАЛЬНЫЕ РАЗДЕЛЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ (в соавторстве с ЕА. Сахаровым)............417
Возрастная клиническая психология (Социальные и биологические составляющие нормального и аномального развития человека; Психические особенности и психосоматические расстройства в период новорожденности, младенчества и раннего детства; Психические особенности и психосоматические расстройства у детей дошкольного и младшего школьного возраста; Психологические особенности и психосоматические расстройства у подростков; Психология и психопатология ранней юности; Психологические особенности лиц зрелого, пожилого и преклонного возраста).
Семейная клиническая психология (сано- и патогенные семейные паттерны, недопонимания).
Глава 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ, ПСИХОКОРРЕКЦИЯ И ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ.............469
Психологическое консультирование (принципы, особенности, разновидности).
Психокоррекция (принципы, особенности, разновидности).
Психотерапия (принципы, особенности, разновидности).
Парапсихология и экстрасенсорное целительство (основные принципы, различия экстрасенсорного целительства и психотерапии).
ПРИЛОЖЕНИЯ: тесты с методикой обработки результатов и интерпретации....................505
ОТВЕТЫ к программированному контролю знаний............581