Права и обязанности членов НОУ
Школьное научное общество «Эрудит» 6 класс
Пояснительная записка
В последнее время все более пристальное внимание привлекает такая образовательная технология, как научно-исследовательская деятельность учащихся. Под образовательной технологией в данном случае понимается совокупность образовательных методик, подходов и форм работы между преподавателем и учащимся, ведущий к достижению поставленной цели. К сожалению, на практике мы часто сталкиваемся с тем, что хорошо написанный ребенком реферат выдается за исследовательскую работу. Господствующая в школе тенденция к подготовке докладов и рефератов научила наших детей лишь списывать с книг, подбирая материал по заданной теме. В данной ситуации актуальной формой становится организация малого научного общества школьников.
Научное общество школьников -добровольное объединение учащихся, которые стремятся к более глубокому познанию достижений в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, аналитическому подходу к собственной деятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы.
Был проведён анализ ведения поисковой работы в школе, в результате были выявлены следующие проблемы:
§ Неграмотная и неоднозначная трактовка руководителями понятия «исследовательская работа».
§ Недостаточная информированность учащихся и их руководителей о проведении научно-исследовательских конференций различного ранга.
§ Недостаточные знания источников краеведческой информации, а также методов и методик исследования.
§ Отсутствие системы научного сопровождения.
§ Психологические затруднения и проблемы культуры речи детей, возникающие при подготовке и защите исследовательских работ.
Цель:создание благоприятных условий для развития научно-исследовательской деятельности учащихся посредством формирования образовательного поля, моделирующего научное продвижение юных исследователей и раскрывающего их личностный потенциал.
Задачи:
§ содействовать повышению престижа и популяризации научных знаний;
§ познакомить школьников с методами и приемами научного поиска;
§ учить работать с научной литературой, отбирать, анализировать, систематизировать информацию; выявлять и формулировать исследовательские проблемы; грамотно оформлять научную работу;
§ развивать познавательную активность и творческие способности;
§ способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступления перед аудиторией с докладами;
§ содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
Ориентировать учащихся на познание как ценность.
Содержание деятельности НОУ
1. Организация членами НОУ лекториев по темам проектов, по вопросам культуры умственного труда, по отдельным вопросам науки, техники, искусства.
2. Проведение регулярных образов научной и научно-популярной литературы.
3. Проведение научно-практических конференций, где подводятся итоги научно-исследовательской работы, выполненной учащимися в течение года; формами отчетности научно-исследовательской работы учащиеся могут быть реферативные сообщения, доклады, статьи, компьютерные программы и др.
4. Организация творческих встреч с исследователями и учеными.
5. Организация и проведение воспитательно-образовательных мероприятий (экспедиции, экскурсии и др.).
6. Издание сборников, летописи НОУ. Выпуск стенной газеты и др. Организация работы НОУ
Высшим органом НОУ является общее собрание, проводимое в начале учебного года, на котором планируются приоритетные направления работы, утверждается план работы НОУ на год, избирается Совет, который осуществляет руководство работой НОУ.
В совет могут входить школьники, научные руководители и руководители секций.
Совет НОУ координирует научно-методическую работу, создает организационный комитет предстоящей научно-практической конференции, осуществляет прием новых членов общества.
Тематика научно-исследовательской деятельности учащихся определяется совместно с научным руководителем по согласованию с М/О учителей (данного направления).
Результаты деятельности НОУ за год подводятся на итоговой научно-практической конференции.
Права и обязанности членов НОУ
Члены общества обязаны работать в одной из секций; участвовать в конференциях; самостоятельно углублять знания по избранной отрасли наук; участвовать в пропаганде их среди учащихся; вносить предложения по дальнейшему совершенствованию работы общества; участвовать в организации выставок работ; отчитываться о своей работе.
Члены НОУ имеют право:
1. работать в одной-двух секциях;
2. принимать участие в конференциях различного уровня;
3. участвовать в работе экспедиций;
4. использовать материальную базу образовательного п учреждения для самостоятельных исследований;
5. получать консультации и рецензии на свои работы, иметь научного руководителя;
6. публиковать результаты "своей исследовательской работы в печатных органах НОУ и др.;
7. принимать участие в работе общего собрания НОУ;
8. избирать и быть избранным в руководящие органы НОУ;
9. добровольно выйти из состава НОУ.
По итогам научно-практической конференции за активную работу в научном обществе и достигнутые творческие успехи в исследовательской деятельности члены НОУ могут быть награждены дипломами, ценными подарками; могут быть рекомендованы к участию в конференциях, симпозиумах территориального, регионального, федерального, международного уровней; могут быть направлены для участия в конкурсах, олимпиадах и т.д.
Материальная база НОУ
Материальная база НОУ формируется из собственных средств школы. Под базой подразумеваются лаборатории, кабинеты, библиотека, читальные залы, отдельные приборы оборудование, материалы, множительная техника, стенды и др. Может быть использована материально-техническая база других учреждений (УПК, ДОУ, ПТУ, вуз, библиотека) на основании согласования с ними.
Календарно-тематическое планирование
Дата | № зан. | Тема занятия | Кол-во часов |
Введение. Что такое исследование. | |||
Введение. Кто такой исследователь? Разбиение на группы. | |||
Обсуждение готовых проектов. Знакомство с этапами исследовательской работы. | |||
Выбор темы, постановка цели и задач. | |||
Выбор путей решения. Составление плана работы. | |||
Знакомство со школьной библиотекой. Работа с каталогами. | |||
Работа в школьной библиотеке с различными источниками информации. | |||
Составления анкет, опросников, интервью. | |||
9-10 | Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование. | ||
Обобщение анкет и результатов опроса. Составление таблицы. | |||
Знакомство с Интернетом. Поиск информации. | |||
Экскурсия в городскую библиотеку. Знакомство, правила поведения, поиск информации. | 1 | ||
Городская библиотека обобщение найденных материалов. | |||
Оформление отчёта по экскурсии. | |||
16-17 | Игра «Юный исследователь». Проверка знаний этапов исследовательской работы, источников информации. | ||
Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме. | |||
Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | ||
Отчёт по собранному материалу. | |||
Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию. | |||
Обобщение материала. Правила оформления библиографического материала. | |||
23, 24 | Оформление работы на компьютере. | ||
Требования к оформлению работы. | |||
Оформление анкет. | |||
Подготовка текста защиты проекта. | |||
28, 29 | Подготовка презентации. | ||
30-31 | Защита проекта. Выступление. | ||
32-33 | Выступление перед учащимися школы. | ||
34-35 | Сдача исследовательской работы. Рефлексия. |