Используйте наглядные материалы
Эффективность наглядных пособий объясняется
тем, что люди легче запоминают информацию, когда
у них формируются ассоциации между изображени
ем и словами. Выбор средств, наилучшим образом
иллюстрирующих устное выступление, особенно ва
жен для информационной речи.
Повторяйте ключевые слова и идеи
Помните о том, что если вы произнесли слово, это
еще не значит, что его восприняли. Один из наибо
лее эффективных способов донести свои мысли до
слушателя — просто повторить их. Важно помнить и
о том, что можно просто повторить слово, а можно
перефразировать свою мысль несколько иначе. Од
нако следует учесть, что при чрезмерно частом повто
рении этот прием теряет свою эффективность. По
вторение нескольких ключевых слов и идей способ
ствует усвоению материала, но повторение большого
количества слов дает обратный эффект.
Направляйте мысли слушателей,
Используя логические переходы
Если слушатель потерял нить рассуждения, ему
уже трудно восстановить ее, поэтому очень важно
следить за тем, чтобы аудитория понимала, от какой
точки и в каком направлении развиваются ваши
идеи. С этой целью во вступительной части речи
нужно дать общую характеристику темы выступле
ния: «Сегодня мы обсудим критерии выбора кредит
ной карты». Позже, раскрывая какой либо объемное
основное положение, вы можете напомнить слушате
лям о направлении движения вашей мысли с помо
щью следующих фраз: «Итак, мы выяснили, что од
ним из критериев выбора кредитной карты является
процентная ставка, теперь перейдем к рассмотрению
следующего критерия, — размера годового сбора».
Кроме того, прежде чем завершить свою речь, вы
можете еще раз подвести итог: «Итак, мы рассмотре
ли три критерия выбора кредитной карты: реальная
процентная ставка, размеры годового сбора, специ
альные услуги и льготы».
Эффект четкой структуры выступления трудно
переоценить. Поскольку слушатели могут отвлекать
ся, вы должны контролировать, насколько хорошо
им удается следить за ходом вашей мысли. Я видел,
как слушатели клялись, что выступающий не произ
нес второго основного положения своей речи, хотя на
самом деле оно было произнесено, но таким образом,
что совершенно потерялось в общем потоке речи.
Использование переходов подчеркивает структуру
выступления, помогая аудитории сориентироваться
в каком месте речи вы находитесь и как связано то, о
чем вы сейчас говорите, с ее общей целью.
Используйте юмор для выделения
Ключевых мыслей
Наш опыт говорит о том, что из всех способов из
ложения информация лучше всего запоминается в
форме забавных историй. Предположим, целью ва
шего выступления является рассказать слушателям
о том, как важно уметь видеть перед собой долгосроч
ную перспективу. Вы хотите передать слушателям
мысль, что проблема, которая сегодня кажется нераз
решимой, через некоторое время может показаться
несущественной, поэтому так важно рассматривать
события в перспективе — это избавит вас от многих
лишних хлопот и волнений. Чтобы закрепить в со
знании слушателей понятие перспективы, вы може
те рассказать им историю, подобную следующей:
Человек, в первый раз пришедший на ипподром,
поставил $2 на лошадь, чья кличка совпадала с на
званием школы, в которой он когда то учился. Ло
шадь пришла первой, и наш игрок разбогател на $10.
В каждый последующий заезд он ставил на лошадей
по кличке «Яблочный Пирог» (его любимое лаком
ство) или «Приз Кэти» (имя его жены) и продолжал
выигрывать. После шестого заезда его выигрыш со
ставлял уже $700. Он хотел было уже пойти домой,
но тут услышал, что в седьмом заезде лошадь по
кличке «Седьмая вуаль» будет стартовать с седьмой
дорожки и что ставка на нее оценивается по курсу
семь к одному. Наш герой не мог устоять против та
кого совпадения и поставил все $700. Нетрудно до
гадаться, что лошадь пришла седьмой. Когда он
явился домой, жена поинтересовалась: «Ну и как,
тебе повезло?» «Дела не так уж плохи, — невозмути
мым тоном ответил он, — я проиграл два доллара».
Это и означает уметь видеть вещи в перспективе.
Аудитория лучше всего запоминает информацию, из
ложенную в форме забавных историй.