Самостоятельная работа по сбору, анализу и обобщению материалов исследования.
Е.И. Алферова
Темы курсовых работ
1. Воспитание внимания школьника
2. Основные приемы и закономерности осмысленного запоминания учебного материала.
3. Особенности развития мышления подростка
4. Возможности организации творческой деятельности учащихся.
5. Развитие ответственности в школьном возрасте
6. Пути и возможности организации продуктивного межличностного общения школьников.
7. Психологические причины аффективного поведения учащихся (сущность и проявления).
8. Основные виды чувств и возможности их формирования и развития у учащихся в образовательном процессе.
9. Психологические возможности и проблемы формирования воли в процессе учения.
10. Пути повышения мотивации учебной деятельности в подростковом возрасте.
11. Причины девиантного поведения подростков.
12. Причины противоправного поведения подростков и пути работы с ними.
13. Индивидуальные особенности «трудных» подростков.
14. Самооценка девиантных подростков
Методические материалы по выполнению курсовой работы
Общие положения
Подготовка курсовых работ направлена на развитие и закрепление у студентов навыков глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической, мемуарной и другой литературы по проблематике определенной научной дисциплины; а также на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Цель курсовой работы - научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований, производства расчетов.
Курсовая работа по психологии является самостоятельной научной работой студента, она должна отразить приобретенные им практические навыки и результаты исследования по различным разделам возрастной психологии в рамках выбранной темы. При написании курсовой работы студент должен продемонстрировать умение работать с литературой, анализировать различные источники, делать обоснованные выводы.
Работа над избранной темой требует от студента знаний основ методологии исследования, творческого мышления, логики аргументации и изложения личной позиции к данной проблеме, прилежания и профессионализма.
Процесс написания курсовой работы включает ряд взаимосвязанных этапов:
а) выбор темы и изучение литературы;
б) разработка рабочего плана;
в) сбор, анализ и обобщение материалов по избранной теме;
г) формирование основных методологических положений, практических выводов и рекомендаций;
д) оформление курсовой работы;
е) представление работы.
Курсовая работа по психологии может носить исследовательский (с использованием психологических методов исследования, наличием первичных материалов) или только теоретический характер. В случае выбора теоретического характера работы, студент должен использовать не менее 20 источников, 50 % из которых должны быть современные, не ранее 2004 года.
Объем выборки испытуемых (подросткового возраста, с 11 по 15 лет) может быть: минимально – 5 человек.
Каждая работа проверяется по программе «Антиплагиат» и в случае минимального порога самостоятельности может быть возвращена студенту на переработку.
Разработка рабочего плана
Разработка темы курсовой работы начинается с планирования. Студенту предлагается разработать рабочий план, который позволит четко организовать работу по избранной теме исследования. После выбора темы и ее согласования с руководителем-консультантом, студент в течение 2-х недель должен составить примерный рабочий план-график выполнения курсовой работы (см. приложение 2). План-график составляется по форме, предложенной в приложении 2, и представляется руководителю. В нем конкретно излагаются мероприятия и сроки выполнения в соответствии с учебной программой курса обучения.
Структура курсовой работы
Исходя из объема курсовой работы, она должна включать следующие основные структурные компоненты:
- введение (1-2 страницы);
- основная часть, распределенная на главы и параграфы (2-3 вопроса; 15-20 страниц);
- заключение курсовой работы(2-3 страницы);
- библиографического списка использованной литературы (1-2 страницы);
- приложения (до 10 страниц).
Во введении требуется:
- обосновать актуальность темы работы, ее новизну: показать необходимость теоретического анализа и переосмысления выбранной темы, представив степень ее разработанности в отечественной и зарубежной психологической науке; указать на прикладные аспекты исследования и практическую значимость темы;
- сформулировать объект, предмет, цели и задачи исследования (раскрыть состояние дел в избранной для исследования сфере; изложить свою точку зрения на рассматриваемую проблему возрастной психологии в современных условиях; исследовать конкретную сферу применения рассматриваемой проблемы; изложить оригинальную (свою) точку зрения автора по исследуемой проблеме и т.д.);
- дать краткий обзор литературы по выбранной теме (опубликованные законодательные и нормативные документы, опубликованные научные труды, авторские работы; неопубликованные источники, архивные документы, использованные в работе);
- определить практическую значимость работы.
В основной части:
- необходимо разбить материал на главы (две или три, причем первая глава - историко-теоретическая, небольшая по объему; вторая - основная, отвечающая на главные вопросы темы; третья глава должна отражать связь двух первых с практикой);
- главы следует разбить на параграфы (очень дробное деление нежелательно);
- сформулировать краткие выводы по главам и параграфам (в случае необходимости);
- определить места в тексте, где выражается отношение автора к исследуемой проблеме, его позиция, мнение, взгляды.
В заключительной части:
- следует дать обобщение основных положений и выводов, сделанных в работе;
- привести авторские предложения, например, по совершенствованию того или иного подхода, существующей практики, улучшению положения дел в исследуемой проблеме, устранению существующих помех, определению путей их устранения и т.д.;
- изложить перспективы дальнейших исследований в данной сфере.
Самостоятельная работа по сбору, анализу и обобщению материалов исследования.
Это один из самых сложных и трудоемких этапов деятельности студента, так как предстоит ознакомиться с нормативным материалом, множеством литературных источников, с различными подходами и взглядами авторов, с многообразием путей решения исследуемых вопросов по выбранной проблеме. Трудность изучения материалов связана с тем, что придется сталкиваться с огромным количеством источниковой базы по теме курсовой работы.
Работа с литературой требует конспектирования основных положений. Записи прочитанного материала могут быть различными: это простой или развернутый план, тезисы, цитаты. Более полной и сложной формой записи является конспект, представляющий собой обзор книги (отдельной главы).
Систематизация изучения источников позволяет с большей степенью эффективности организовать их анализ и обобщение. Неоценимую помощь на этом этапе работы может сыграть использование персонального компьютера. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система знаний сущности исследуемой проблемы педагогической психологии и формулирование основных теоретических и практических положений. Основные задачи студента на этом этапе таковы:
- написание чернового варианта работы;
- формулирование выводов по главам, параграфам;
- определение личностного отношения автора к исследуемой проблеме;
- оформление научного аппарата работы;
определение содержания приложений, их оформление.