Самостоятельная работа. 2.1. самостоятельная работа студентов над изучением программных материалов

2.1. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НАД ИЗУЧЕНИЕМ ПРОГРАММНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Самостоятельная работа студентов над изучением программных материалов является основным видом учебных занятий по дисциплине «Гидравлика».

Умение самостоятельно работать необходимо не только для успешного овладения курсом обучения, но и для творческой деятельности в учреждениях, учебных заведениях. Следовательно, самостоятельная работа является одновременно и средством, и целью обучения.

Основными видами самостоятельной работы студентов по курсу дисциплины являются:

- работа на лекциях;

- выполнение лабораторных работ;

- выполнение контрольных работ;

- самостоятельная работа над учебными материалами с использованием конспектов и рекомендуемой литературы;

- групповые и индивидуальные консультации;

- подготовка к зачетам и экзамену;

- участие в научно-исследовательской работе.

На лекциях излагаются лишь основные, имеющие принципиальное значение и наиболее трудные для понимания и усвоения теоретические и расчетно-конструкторские вопросы.

Теоретические знания, полученные студентами на лекциях и при самостоятельном изучении курса по литературным источникам, закрепляются при выполнении лабораторных и контрольных работ.

Целями проведения лабораторных работ являются:

· установление связей теории с практикой в форме экспериментального подтверждения положений теории;

· обучение студентов умению анализировать полученные результаты;

· контроль самостоятельной работы студентов по освоению курса;

· обучение навыкам профессиональной деятельности.

Цели лабораторного практикума достигаются наилучшим образом в том случае, если выполнению эксперимента предшествует определенная подготовительная внеаудиторная работа.

В руководстве к лабораторным работам по учебной дисциплине «Гидравлика», разработанных на кафедре, даются общие теоретические сведения по темам, описания лабораторных установок и методика проведения работ.

Общие теоретические сведения, представленные в каждой ра­боте, даны кратко и освещают содержание темы только в пре­делах данной лабораторной работы.

В описаниях лабораторных установок приведены их схемы и порядок работы на установках.

В методических указаниях установлен порядок выполнения лабораторных работ, приведены жур­налы измерений и обработки получаемых данных. Методика составлена с учетом самостоятельного выполнения студентами лабораторных работ на установках под руководством преподавателя.

Работы рекомендуется выполнять в той последовательно­сти, в которой они написаны, по­тому что некоторые работы основываются на данных, полу­ченных в предыдущей работе. При выполнении контрольных работ обращается особое внимание на выработку у студентов умения пользоваться нормативной и справочной литературой, грамотно выполнять и оформлять инженерные расчеты и чертежи и умения отрабатывать отчетные документы в срок и с высоким качеством.

Текущая работа над учебными материалами представляет собой главный вид самостоятельной работы студентов. Она включает обработку конспектов лекций путем систематизации материала, заполнения пропущенных мест, уточнения схем и выделения главных мыслей основного содержания лекции. Для этого используются имеющиеся учебно-методические материалы и другая рекомендованная литература.

Просмотрите конспект сразу после занятий, отметьте материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу. Работу с литературой рекомендуется делать в следующей последовательности: беглый просмотр (для выбора глав, статей, которые необходимы по изучаемой теме); беглый просмотр содержания и выбор конкретных страниц, отрезков текста с пометкой их расположения по перечню литературы, номеру страницы и номеру абзаца; конспектирование прочитанного.

Регулярно отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.

Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за помощью к преподавателю на консультации.

На групповых и индивидуальных консультациях студенты завершают уточнение учебных материалов применительно к подготавливаемым мероприятиям (зачет, выполнение контрольных работ и др.).

Вершиной активности студентов является их самостоятельная работа при разработке научно-исследовательских работ. Такого рода самостоятельная работа близка к исследовательской.

Подготовка к зачету и экзамену осуществляется студентами самостоятельно.

2.2. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Студенты выполняют 2 контрольные работы, которые содержат по семь задач по следующим разделам:

Контрольная работа № 1 «Гидростатика», объемом до 5 часов;

Контрольная работа № 2 «Гидродинамика», объемом до 5 часов;

Для каждой задачи дано десять вариантов исход­ных данных. Номер варианта выбирается по последней циф­ре учебного шифра.

К каждой контрольной работе даются методические указания к решению задач.

Выполнению контрольных работ должно предшествовать изучение теоретических основ соответствующего раздела курса с использованием рекомендуемой литературы.

Контрольная работа может быть оформлена либо письменно на бумажном носителе, либо в электронно-цифровой форме (на диске, дискете). Целесообразно контрольную работу оформлять на бумажном носителе и в электронно-цифровой форме (на диске, дискете), что ускорит процесс ее рецензирования.

При представлении для рецензирования контрольной работы на электронном носителе (диске, дискете) студент обязан распечатать на бумажном носителе титульный лист установленной формы и приложить к нему диск (дискету) с содержанием работы. Титульный лист подписывается студентом, на нем производится регистрация работы. На титульном листе преподавателем проставляется отметка о допуске к защите и приводится рецензия контрольной работы.

При выполнении контрольных работ необходимо соблю­дать следующие условия. Страницы рукописи должны быть пронумерованы. Текст условия задачи следует приводить полностью. Работу следует писать от руки чернилами или печатать на одной стороне листа.

Решения должны быть краткими, но исчерпывающими. Решение задач вести поэтапно, с пояснением каждого хода решения. Перед вычислением искомых величин нужно вначале написать расчетную формулу в буквенном выражении, за­тем подставить численные значения всех входящих в него параметров и привести окончательный ответ. В приводимых расчетных формулах поясняют все вхо­дящие в них параметры. Обозначения величин в работе должны соответствовать принятым в учебниках обозначениям.

У всех размерных величин должна быть проставлена размерность, выраженная в Международной системе единиц СИ. При решении задач следует следить за соблюде­нием единства размерностей величин, входящих в ту или иную расчетную зависимость. Значение всех коэффициентов следует обосновать ссылкой на литературу с указанием автора, названия источника и номера страницы.

При оформлении ответов и решении задач обязательно выполнение необходимого иллюстрационного материала (построение графиков, силовых и скоростных многоугольников, схем потоков и т.д.). При построении расчетных графиков нужно указать величины, откладываемые по осям графика, с обозначением их размерностей. Чертежи к работе, как правило, следует выполнять на миллиметровой бумаге и вклеивать, или вшивать в работу.

В конце работы привести список литературы, которой пользовался студент в процессе выполнения работы, с указанием автора, названия, места и года издания. Работы, выполненные в соответствии с вышеуказанными требованиями, студент должен выслать (вместе или отдельно) в университет или сдать преподавателю для их проверки.

Работа может быть зачтена только в том случае, если она не содержит принципиальных и грубых арифметических ошибок. Арифметические ошибки, вызванные несоблюдением единства размерностей или какой-либо небрежностью при расчетах, будут оценены наравне с принципиальными ошибками методического характера.

Все отмеченные рецензентом ошибки должны быть исправлены, а сделанные указания выполнены.

К экзамену студент допускается только после получения зачета по контрольным рабо­там.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Ухин Б.В., Гусев А.А. Гидравлика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008.

Дополнительная литература

13. Железняков Г. В. Гидравлика и гидрология. - М.: Транспорт, 1989.

14. Константинов И.М. и др. Гидравлика, гидрология, гидрометрия:/Учебник для вузов: в 2-х частях. – М.: Высшая школа, 1987.

15. Константинов Н.М., Петров Н.А., Александров В.А. и др.Примеры гидравлических расчетов: Учеб. пособие для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1987.

16. Башта Т.М., Руднев С.С., Некрасов Б.Б. и др. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы – 2-е изд., перераб. – М.: Машиностроение, 1982.

17. Бутаев Д.А., Калмыкова З.А., Подвидза Л.Г. Сборник задач по машиностроительной гидравлике – 4-е изд, перераб. - Машиностроение, 1981.

18. Техническая гидравлика: – М.: Машиностроение, 1978.

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИДКОСТИ

2. ГИДРОСТАТИКА

3. ГИДРОДИНАМИКА

4. ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ

5. ИСТЕЧЕНИЕ ЖИДКОСТИ ЧЕРЕЗ ОТВЕРСТИЯ И НАСАДКИ

6. РАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ В КАНАЛАХ И ТРУБАХ

8. НЕРАВНОМЕРНОЕ ДВИЖЕНИЕ ЖИДКОСТИ В ОТКРЫТЫХ РУСЛАХ

8. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ УДАР

9. ДВИЖЕНИЕ СЖИМАЕМОЙ ЖИДКОСТИ (ГАЗА)

10. ВОДОСЛИВЫ И СОПРЯЖЕНИЕ БЬЕФОВ

11. ДВИЖЕНИЕ ГРУНТОВЫХ ВОД

12. ГИДРАВЛИКА ДОРОЖНЫХ ВОДОПРОПУСКНЫХ СООРУЖЕНИЙ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации