Действие с определенной окраской

Если попросить 10 человек выполнить одно и то же простое действие (например: поднять и опу­стить руку), мы увидим, что у многих это получи­лось похоже, но ни у кого не одинаково. Если попросить этих же людей совершить то же дей­ствие, придав ему определенный душевный оттенок, определенную окраску (например: осторож­ность), разница существенно увеличится. Кто-то, поднимая с осторожностью руку, почувствует лег­кое беспокойство, кто-то любопытство, кто-то на­стороженность, кто-то нежность.

Мы намеренно привлекаем внимание участни­ков к окраске действий, так как именно на нее ин­туитивно реагируют люди при взаимодействии (и именно о ней не пишут в книгах по языку телодви­жений).

Техники:

Хорошими техниками для работы с окраской действий и слов являются техники, описанные в "Хрестоматии по телесно-ориентированное психо­терапии":

1. Предмет по кругу.

2. Фраза по кругу.

3. Эмоция по кругу.

Участники по очереди "передают" друг другу при помощи прикосновения эмоцию. Существует не­сколько вариантов упражнения.

Вариант 1. Первый участник "настраивается" на "передачу" эмоции, передает ее. Второй при­нимает. Происходит обмен впечатлениями. После этого второй участник "настраивает­ся" на "передачу" своей эмоции и передает ее третьему. И т.д.

Вариант 2. Этот вариант напоминает детскую игру "Испорченный телефон". Первый участник "настраивается" на "передачу" эмоции, все остальные — на "прием". Первый участник передает свою эмоцию второму, второй пе­редаст то, что он "принял", третьему и т.д. Обсуждение происходит, когда эмоция обо­шла весь круг.

Необходимо отметить, что опыт, полученный в упражнении, существенно различается, когда:

— участники сидят в кругу с открытыми глазами;

— участники сидят в кругу с закрытыми глазами;

— участники лежат "звездой" (головы во внут­реннем круге);

— участники лежат "звездой" (головы во внеш­нем круге).

Психологический жест

Что происходит в нас, когда мы впадаем в отча­яние, рвем отношения, ускользаем от ответствен­ности, схватываем мысль, переживаем инсайт, ухо­дим в себя, пьянеем от счастья?

Глаголы в этих словосочетаниях описывают не физические действия, а незримые движения на­шей души. Душевные или психологические жес­ты (ПЖ) являются источником жестов физичес­ких. Как распознать за телесной жестикуляцией психологическую? Если мы прячем, подавляем наши чувства, пробудить их поможет опять-таки наше тело. Усиливая те или иные физические же­сты и ощущения (особенно те, которые неконгру­энтны произносимым словам, выполняемым дей­ствиям, занимаемым позам и т.д.), мы можем добраться до чувств, которые стоят (прячутся) за ними.

Техники:

1. Представление.

Участники становятся в круг.

"Пусть каждый по очереди представится, назо­вет себя (полным именем или уменьшительным, или вымышленным, или произнесет только фами­лию — как угодно) и сделает какое-либо движе­ние, созвучное вашему состоянию и самочувствию в данный момент. Все остальные внимательно на­блюдают. Затем этот же участник (уже вместе со всеми) повторяет сделанное".

После того, как все участники представятся по­добным образом, начинается групповое обсужде­ние виденного и слышанного.

2. Прислушивание к своим ощущениям в различных пж.

1. "Встаньте, Руки опущены вниз, близко к телу,

напряжены. Голову опустите. Прямые ноги плотно прижаты друг к другу. Каковы ваши ощущения? Образы? Воспоминания? Резко расслабьте руки, бросьте их вниз. Что для вас значит этот жест? Каким движением хочется его продолжить или заменить? Сделайте это. Что произошло?"

2. "Сейчас вам будут показаны образцы различных ПЖ. Вам предлагается придавать своему телу положения, указанные на образцах и обращать внимание на все возникающие у вас при этом ощущения". При подготовке образцов использо­вались рисунки художника Н.В.Ремизова, приведенные в книге М.Чехова (см. список ис­пользованной литературы).

3. ПЖ "Закрытие".

"Вам дается ПЖ — "закрытие". Фраза: "Я хочу остаться один".

Сделайте частный жест, соответствующий "зак­рытию" для вас во фразе "Я хочу остаться один". Какая окраска возникла (Покой? Настойчивость? Подавленность? Безразличие? Что-то еще?) Я буду давать команды для изменений позы, а вы, вы­полняя их, прислушиваетесь к ощущениям в теле.

— Слегка наклоните голову вперед;

— Слегка согните колено правой ноги;

— Скрестите руки;

— Поднимите скрещенные руки к подбородку;

— Поднимите голову, подбородок вперед, чуть вверх;

— Ладони рук поверните от себя;

— Чуть наклоните голову в сторону, чуть приподняв плечо с этой стороны;

Прислушивайтесь ко всем незначительным из­менениям, происходящим в вас! Сделайте любое, созвучное вам движение, соответствующее закры­тию для вас. Закройтесь. Побудьте наедине с со­бой".

4. ПЖ "Раскрытие ".

"Слушая музыку и прислушиваясь к себе, рас­кройтесь. Не торопитесь. В вашей груди находится центр, излучающий жизненные потоки. Они устремляются в голову, руки, ноги".

5. Походка.

Упражнение отрабатывается в парах. Один уча­стник ходит, другой подмечает особенности его походки. Какие движения или напряжения не со­ответствуют создаваемому образу в целом? "На­блюдатель" делится своими наблюдениями с парт­нером, показывает ему подмеченный "сигнал" ("зеркалит" его). Просит его усилить этот "сигнал", утрировать движение или напряжение до тех пор, пока партнер не поймет, что за этим "сигналом" стоит (какой за ним образ, движение, ощущение, ПЖ). "Наблюдатель", помогая своему партнеру, "зеркалит" его движения.

6. Звук Имени - движение (упражнение Эриха Вестфаля — двигательная терапия детей и подростков, Германия).

Упражнение выполняется группами по 6-8 че­ловек.

Каждый участник называет свое имя и фами­лию. Все внимательно слушают звучание имени, его мелодику. Группа обсуждает, с какими движе­ниями и позами это имя ассоциируется (прини­мая во внимание характерные для него простые жесты, черты характера, манеру держаться, гово­рить). Группа выстраивает ПЖ участника, причем сам участник принимает в этом процессе активное участие; ему принадлежит право окончательного утверждения ПЖ.

После того, как ПЖ построены для каждого уча­стника группы, группа демонстрирует композицию

ПЖ, называя хором имя участника и выполняя созвучные ему и его имени движения.

7. Мой ПЖ.

Участникам предлагается нарисовать свой "при­вычный" ПЖ.

8. Скульптор и глина.

Группа разбивается на две части: "скульпторов" и "комочки глины". Упражнение отрабатывается в несколько этапов.

1 этап Участники, выполняющие роль глины, расходятся по комнате, садятся, закрывают гла­за. Скульпторы выбирают себе комочек гли­ны, с которым они будут работать. Участник, выполняющий роль глины, не знает, кто из скульпторов будет работать с ним, глаза его закрыты. Глина — податлива, расслаблена, "принимает" и "держит" форму, которую при­дает ей скульптор. Скульптор лепит из гли­ны скульптуру человека, который исполня­ет роль глины. Скульптура называется "... (имя) и его проблема". Когда скульптура пол­ностью окончена, она застывает на несколь­ко секунд. Участник, исполняющий роль гли­ны, прислушивается к своим ощущениям, не открывая глаз.

2 этап Этот же скульптор из того же кусочка глины лепит скульптуру этого же человека, но теперь это "... (имя) без его проблемы". Когда скульптура полностью окончена, она засты­вает на несколько секунд.

3 этап Участники, исполнявшие роль глины, снова становятся кусочками глины. Скульпто­ры выбирают себе новый материал и снова лепят из него две скульптуры (человека с проблемой и без нее).

4 этап Участники, исполнявшие роль глины делятся впечатлениями или записывают их. Желающие продолжить работу выбирают с каким скульптором (какими двумя скульп­турами себя) они хотели бы работать.

5 этап Скульптор выстраивает свою первую скульптуру "... (имя) и его проблема" (повторяет то, что было сделано раньше). Отличие от 1 этапа упражнения заключается в том, что "глина" теперь сопротивляется и "не хочет", чтобы из нее лепили "проблему". Если скуль­птору все же удается придать ей какое-то положение, она его "принимает". Скульптор может привлекать к работе помощников из числа незанятых участников.

6 этап Участник, выполняющий роль глины (из положения полностью законченной скульп­туры), может "сбросить" свою проблему, ос­вободиться от нее и сам вылепить из себя скульптуру "без проблемы" (она не обяза­тельно должна повторять авторский вариант скульптора). Теперь сопротивляется скуль­птор, он никак не хочет, чтобы его творение было разрушено.

7 этап Участники записывают приобретенный в упражнении опыт и, если хотят, могут обсу­дить его на группе.

Групповые импровизации

Упражнение "Звук имени — движение" из пре­дыдущего раздела — одна из групповых импрови­заций, используемых в данном тренинге. Перед групповыми импровизациями необходимо давать групповые разминки. Хорошей групповой размин­кой являются "Танцы различных частей тела", а также описанные в "Хрестоматии по телесно-ори­ентированной психотерапии" техники: "Японская машинка", " Ритм но кругу", " Фраза но кругу", "Шахматы".

Техники:

1.Групповая скульптура (другое название "Темп — жанр — скульптура")

Группа разбивается на три части.

Первая — будет строить скульптурную компо­зицию. Каждый участник этой группы найдет свое место в композиции в соответствии с общей ее темой и атмосферой. Тему скульптурной компози­ции задает вторая группа, жанр (атмосферу) — третья.

Вся работа происходит в полном молчании. Ве­дущий объявляет: "Сейчас вашему вниманию бу­дет представлена скульптурная композиция пер­вой группы на тему ..., выполненная в жанре ...". В центр выходит первый участник первой группы и принимает какую-то позу, которая созвучна теме и жанру. К нему по очереди "присоединяются" ос­тальные. Когда скульптура закончена, по команде ведущего все участники "оживают": на счет "Раз!" — делают одно или несколько простых движений и замирают снова, на счет "Два!" — снова оживают на мгновение и снова замирают.

2. Телевизор (Техника создана психологами из Влади­востока Автор, к сожалению, не знает имен ее создате­лей, т.к к нему техника дошла по "устному телеграфу".)

Группа разбивается на две части. Первая группа задумывает ситуацию, которую она будет разыг­рывать (это может быть фантастическая ситуация, литературное произведение и пр.).

Один участник второй группы приглашается на просмотр "немого" фильма' участники первой груп­пы пантомимически разыгрывают свою ситуацию. На просмотр приглашается второй участник вто­рой группы: первый участник второй группы один, по ролям, пантомимически разыгрывает просмот­ренный фильм. И так далее.

Последний участник второй группы "показыва­ет" фильм, как он его понял. После этого первая группа показывает первоначальный вариант.

3. Полустанок.

"Представьте себе: ночь, небольшой полустанок железной дороги. Вы все — скучающие пассажи­ры, ждущие поезд. Друг с другом вы не знакомы, местность вам не известна, а вы — это и не вы вовсе, а люди полностью противоположные вам по характеру (ваши антиподы).

Конец импровизации будет отмечен гудком под­ходящего поезда".

4. Групповая динамическая скульптура.

"Найдите свое место среди остальных. Почув­ствуйте индивидуальное присутствие каждого и свое индивидуальное присутствие среди других. Прислушивайтесь к своим ощущениям от близос­ти того или иного человека, воспринимайте впечатления, даже самые тонкие, от других, от каж­дого присутствующего в каждый данный момент. Пусть ваши движения будут созвучны вашим чув­ствам".

Выполнение всех упражнений тренинга связа­но с работой воображения, которое сначала "за­пускает" наши ощущения, а потом "идет" вслед за ними. Мы используем также техники "разговоров с собственным телом", работающие в режиме "ак­тивного воображения".

5. Разговор с болью.

"Сядьте поудобнее. Закройте глаза Прислушай­тесь к своему дыханию. Дайте себе возможность свободно покачаться в волнах вашего дыхания. Почувствуйте свою правую руку (плечо, локоть, кисть, часть спины, поясницу, ягодицы, правую ногу (бедро, колено, голень, свод стопы, отдельно каждый палец, ступню, пятку), левую ногу (бед­ро, ...), почувствуйте гениталии, низ живота, верх живота, грудь. Почувствуйте свое сердце. Увидь­те его. Какое оно? Подойдите к нему, рассмотрите его повнимательнее. В нем есть небольшая дверь, через которую вы, если захотите, можете зайти в свое сердце и совершить по нему путешествие. Медленно откройте дверь и входите. Не торопи­тесь. Что вы видите по сторонам ? В вашем сердце есть комнаты, где живут ваши радости, обиды, страхи. Перед вами комната, здесь живет ваша боль. Откройте дверь, зайдите, попробуйте помочь самому себе. Что вы видите? Приблизьтесь. Рас­смотрите возникший образ. Спросите, кто или что причиняет ему боль. Спросите, как вы можете по­мочь. Прикоснитесь к своему образу. Возьмите его к себе на колени, обнимите и покачайте... Пусть он согреется вашим дыханием, вашей заботой. Что происходит? ... Найдите возможность попрощать­ся... Медленно отправляйтесь в обратный путь. Закройте дверь в сердце. Почувствуйте, как оно бьется. Почувствуйте свое дыхание, почувствуйте свою грудь... (Необходимо проделать весь путь в обратном направлении)... Когда будете готовы, от­крывайте глаза".

Необходимо отмстить, что "вход" в упражнение и "выход" из него должны быть постепенными (особенно при первых "путешествиях"). Ведуще­му, проводящему упражнение, необходимо убедить­ся, что все участники "вернулись" из путешествия.

2. Диалог с телом (Здесь представлена часть техники "Методика интенсивного ведения дневника", разработанной юнгианским психотерапевтом Айрой Прогоффом).

1) Запишите "ключевую фразу" (вопрос, репли­ку, пожелание), с которой вы хотели бы обра­титься к своему телу.

2) Припомните различные состояния вашего тела, различные вехи его развития и запишите их от лица вашего тела. Например:

— в .... году я появилось на свет;

— помню вкус материнского молока;

— помню первый ночной страх;

— помню ... болезнь;

— помню ощущение легкости от танца с любимым человеком;

— помню первую сигарету;

— помню волнение перед ...;

— помню первый сексуальный контакт;

— помню рождение первого ребенка;

и так далее. Припомните не менее 10 вех. Не за­ботьтесь о хронологии, пишите все, что приходит в голову.

3) Выберите любую веху. Ту, в которую вы хоте­ли бы погрузиться, чтобы задать свой вопрос. Посмотрите еще раз ключевую фразу.

4) Закройте глаза. Пронеситесь в памяти к выб­ранному вами моменту. Припомните его как можно подробнее. Пусть тело припомнит ощу­щения того момента. Ощутите их сейчас. Ка­кие образы проносятся перед вами? Это могут быть самые причудливые образы. Задайте свой вопрос. Ответы могут быть видимыми, слы­шимыми, кинестетическими, могут быть не сра­зу понятными. Откройте глаза, запишите об­разы и диалог. Если хотите, закройте глаза опять, продолжите разговор.

Когда ваш диалог будет закончен, найдите воз­можность поблагодарить свое тело и попрощаться с ним. Запишите ощущения "теперешнего" тела".

Использованная литература:

1. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. В.Ю.Баскаков, НПО "Психотехни­ка", М., 1993.

2. М.Чехов. Литературное наследие в 2гг., т.2, М., "Ис­кусство", 1986.

3. Колесникова Е.В Конспекты практических занятий по актерскому мастерству (материалы не опубликованы).

4 Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. М-Л., "Искусство", 1967.

5. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники ак­терского мастерсгва- Тренинг и муштра, М., "Сов Рос­сия", 1969.

6. Джанетт Рейнуотер. Это в ваших силах. Как стать соб­ственным психотерапевтом. М , "Прогресс", 1992.

7. Джерард Ппрепберг, Генри Кастеро. Как читать челове­ка словно книгу. Антон Штангль. Язык тела, Баку., "Сада", 1992.

Наши рекомендации