Действие с определенной окраской
Если попросить 10 человек выполнить одно и то же простое действие (например: поднять и опустить руку), мы увидим, что у многих это получилось похоже, но ни у кого не одинаково. Если попросить этих же людей совершить то же действие, придав ему определенный душевный оттенок, определенную окраску (например: осторожность), разница существенно увеличится. Кто-то, поднимая с осторожностью руку, почувствует легкое беспокойство, кто-то любопытство, кто-то настороженность, кто-то нежность.
Мы намеренно привлекаем внимание участников к окраске действий, так как именно на нее интуитивно реагируют люди при взаимодействии (и именно о ней не пишут в книгах по языку телодвижений).
Техники:
Хорошими техниками для работы с окраской действий и слов являются техники, описанные в "Хрестоматии по телесно-ориентированное психотерапии":
1. Предмет по кругу.
2. Фраза по кругу.
3. Эмоция по кругу.
Участники по очереди "передают" друг другу при помощи прикосновения эмоцию. Существует несколько вариантов упражнения.
Вариант 1. Первый участник "настраивается" на "передачу" эмоции, передает ее. Второй принимает. Происходит обмен впечатлениями. После этого второй участник "настраивается" на "передачу" своей эмоции и передает ее третьему. И т.д.
Вариант 2. Этот вариант напоминает детскую игру "Испорченный телефон". Первый участник "настраивается" на "передачу" эмоции, все остальные — на "прием". Первый участник передает свою эмоцию второму, второй передаст то, что он "принял", третьему и т.д. Обсуждение происходит, когда эмоция обошла весь круг.
Необходимо отметить, что опыт, полученный в упражнении, существенно различается, когда:
— участники сидят в кругу с открытыми глазами;
— участники сидят в кругу с закрытыми глазами;
— участники лежат "звездой" (головы во внутреннем круге);
— участники лежат "звездой" (головы во внешнем круге).
Психологический жест
Что происходит в нас, когда мы впадаем в отчаяние, рвем отношения, ускользаем от ответственности, схватываем мысль, переживаем инсайт, уходим в себя, пьянеем от счастья?
Глаголы в этих словосочетаниях описывают не физические действия, а незримые движения нашей души. Душевные или психологические жесты (ПЖ) являются источником жестов физических. Как распознать за телесной жестикуляцией психологическую? Если мы прячем, подавляем наши чувства, пробудить их поможет опять-таки наше тело. Усиливая те или иные физические жесты и ощущения (особенно те, которые неконгруэнтны произносимым словам, выполняемым действиям, занимаемым позам и т.д.), мы можем добраться до чувств, которые стоят (прячутся) за ними.
Техники:
1. Представление.
Участники становятся в круг.
"Пусть каждый по очереди представится, назовет себя (полным именем или уменьшительным, или вымышленным, или произнесет только фамилию — как угодно) и сделает какое-либо движение, созвучное вашему состоянию и самочувствию в данный момент. Все остальные внимательно наблюдают. Затем этот же участник (уже вместе со всеми) повторяет сделанное".
После того, как все участники представятся подобным образом, начинается групповое обсуждение виденного и слышанного.
2. Прислушивание к своим ощущениям в различных пж.
1. "Встаньте, Руки опущены вниз, близко к телу,
напряжены. Голову опустите. Прямые ноги плотно прижаты друг к другу. Каковы ваши ощущения? Образы? Воспоминания? Резко расслабьте руки, бросьте их вниз. Что для вас значит этот жест? Каким движением хочется его продолжить или заменить? Сделайте это. Что произошло?"
2. "Сейчас вам будут показаны образцы различных ПЖ. Вам предлагается придавать своему телу положения, указанные на образцах и обращать внимание на все возникающие у вас при этом ощущения". При подготовке образцов использовались рисунки художника Н.В.Ремизова, приведенные в книге М.Чехова (см. список использованной литературы).
3. ПЖ "Закрытие".
"Вам дается ПЖ — "закрытие". Фраза: "Я хочу остаться один".
Сделайте частный жест, соответствующий "закрытию" для вас во фразе "Я хочу остаться один". Какая окраска возникла (Покой? Настойчивость? Подавленность? Безразличие? Что-то еще?) Я буду давать команды для изменений позы, а вы, выполняя их, прислушиваетесь к ощущениям в теле.
— Слегка наклоните голову вперед;
— Слегка согните колено правой ноги;
— Скрестите руки;
— Поднимите скрещенные руки к подбородку;
— Поднимите голову, подбородок вперед, чуть вверх;
— Ладони рук поверните от себя;
— Чуть наклоните голову в сторону, чуть приподняв плечо с этой стороны;
Прислушивайтесь ко всем незначительным изменениям, происходящим в вас! Сделайте любое, созвучное вам движение, соответствующее закрытию для вас. Закройтесь. Побудьте наедине с собой".
4. ПЖ "Раскрытие ".
"Слушая музыку и прислушиваясь к себе, раскройтесь. Не торопитесь. В вашей груди находится центр, излучающий жизненные потоки. Они устремляются в голову, руки, ноги".
5. Походка.
Упражнение отрабатывается в парах. Один участник ходит, другой подмечает особенности его походки. Какие движения или напряжения не соответствуют создаваемому образу в целом? "Наблюдатель" делится своими наблюдениями с партнером, показывает ему подмеченный "сигнал" ("зеркалит" его). Просит его усилить этот "сигнал", утрировать движение или напряжение до тех пор, пока партнер не поймет, что за этим "сигналом" стоит (какой за ним образ, движение, ощущение, ПЖ). "Наблюдатель", помогая своему партнеру, "зеркалит" его движения.
6. Звук Имени - движение (упражнение Эриха Вестфаля — двигательная терапия детей и подростков, Германия).
Упражнение выполняется группами по 6-8 человек.
Каждый участник называет свое имя и фамилию. Все внимательно слушают звучание имени, его мелодику. Группа обсуждает, с какими движениями и позами это имя ассоциируется (принимая во внимание характерные для него простые жесты, черты характера, манеру держаться, говорить). Группа выстраивает ПЖ участника, причем сам участник принимает в этом процессе активное участие; ему принадлежит право окончательного утверждения ПЖ.
После того, как ПЖ построены для каждого участника группы, группа демонстрирует композицию
ПЖ, называя хором имя участника и выполняя созвучные ему и его имени движения.
7. Мой ПЖ.
Участникам предлагается нарисовать свой "привычный" ПЖ.
8. Скульптор и глина.
Группа разбивается на две части: "скульпторов" и "комочки глины". Упражнение отрабатывается в несколько этапов.
1 этап Участники, выполняющие роль глины, расходятся по комнате, садятся, закрывают глаза. Скульпторы выбирают себе комочек глины, с которым они будут работать. Участник, выполняющий роль глины, не знает, кто из скульпторов будет работать с ним, глаза его закрыты. Глина — податлива, расслаблена, "принимает" и "держит" форму, которую придает ей скульптор. Скульптор лепит из глины скульптуру человека, который исполняет роль глины. Скульптура называется "... (имя) и его проблема". Когда скульптура полностью окончена, она застывает на несколько секунд. Участник, исполняющий роль глины, прислушивается к своим ощущениям, не открывая глаз.
2 этап Этот же скульптор из того же кусочка глины лепит скульптуру этого же человека, но теперь это "... (имя) без его проблемы". Когда скульптура полностью окончена, она застывает на несколько секунд.
3 этап Участники, исполнявшие роль глины, снова становятся кусочками глины. Скульпторы выбирают себе новый материал и снова лепят из него две скульптуры (человека с проблемой и без нее).
4 этап Участники, исполнявшие роль глины делятся впечатлениями или записывают их. Желающие продолжить работу выбирают с каким скульптором (какими двумя скульптурами себя) они хотели бы работать.
5 этап Скульптор выстраивает свою первую скульптуру "... (имя) и его проблема" (повторяет то, что было сделано раньше). Отличие от 1 этапа упражнения заключается в том, что "глина" теперь сопротивляется и "не хочет", чтобы из нее лепили "проблему". Если скульптору все же удается придать ей какое-то положение, она его "принимает". Скульптор может привлекать к работе помощников из числа незанятых участников.
6 этап Участник, выполняющий роль глины (из положения полностью законченной скульптуры), может "сбросить" свою проблему, освободиться от нее и сам вылепить из себя скульптуру "без проблемы" (она не обязательно должна повторять авторский вариант скульптора). Теперь сопротивляется скульптор, он никак не хочет, чтобы его творение было разрушено.
7 этап Участники записывают приобретенный в упражнении опыт и, если хотят, могут обсудить его на группе.
Групповые импровизации
Упражнение "Звук имени — движение" из предыдущего раздела — одна из групповых импровизаций, используемых в данном тренинге. Перед групповыми импровизациями необходимо давать групповые разминки. Хорошей групповой разминкой являются "Танцы различных частей тела", а также описанные в "Хрестоматии по телесно-ориентированной психотерапии" техники: "Японская машинка", " Ритм но кругу", " Фраза но кругу", "Шахматы".
Техники:
1.Групповая скульптура (другое название "Темп — жанр — скульптура")
Группа разбивается на три части.
Первая — будет строить скульптурную композицию. Каждый участник этой группы найдет свое место в композиции в соответствии с общей ее темой и атмосферой. Тему скульптурной композиции задает вторая группа, жанр (атмосферу) — третья.
Вся работа происходит в полном молчании. Ведущий объявляет: "Сейчас вашему вниманию будет представлена скульптурная композиция первой группы на тему ..., выполненная в жанре ...". В центр выходит первый участник первой группы и принимает какую-то позу, которая созвучна теме и жанру. К нему по очереди "присоединяются" остальные. Когда скульптура закончена, по команде ведущего все участники "оживают": на счет "Раз!" — делают одно или несколько простых движений и замирают снова, на счет "Два!" — снова оживают на мгновение и снова замирают.
2. Телевизор (Техника создана психологами из Владивостока Автор, к сожалению, не знает имен ее создателей, т.к к нему техника дошла по "устному телеграфу".)
Группа разбивается на две части. Первая группа задумывает ситуацию, которую она будет разыгрывать (это может быть фантастическая ситуация, литературное произведение и пр.).
Один участник второй группы приглашается на просмотр "немого" фильма' участники первой группы пантомимически разыгрывают свою ситуацию. На просмотр приглашается второй участник второй группы: первый участник второй группы один, по ролям, пантомимически разыгрывает просмотренный фильм. И так далее.
Последний участник второй группы "показывает" фильм, как он его понял. После этого первая группа показывает первоначальный вариант.
3. Полустанок.
"Представьте себе: ночь, небольшой полустанок железной дороги. Вы все — скучающие пассажиры, ждущие поезд. Друг с другом вы не знакомы, местность вам не известна, а вы — это и не вы вовсе, а люди полностью противоположные вам по характеру (ваши антиподы).
Конец импровизации будет отмечен гудком подходящего поезда".
4. Групповая динамическая скульптура.
"Найдите свое место среди остальных. Почувствуйте индивидуальное присутствие каждого и свое индивидуальное присутствие среди других. Прислушивайтесь к своим ощущениям от близости того или иного человека, воспринимайте впечатления, даже самые тонкие, от других, от каждого присутствующего в каждый данный момент. Пусть ваши движения будут созвучны вашим чувствам".
Выполнение всех упражнений тренинга связано с работой воображения, которое сначала "запускает" наши ощущения, а потом "идет" вслед за ними. Мы используем также техники "разговоров с собственным телом", работающие в режиме "активного воображения".
5. Разговор с болью.
"Сядьте поудобнее. Закройте глаза Прислушайтесь к своему дыханию. Дайте себе возможность свободно покачаться в волнах вашего дыхания. Почувствуйте свою правую руку (плечо, локоть, кисть, часть спины, поясницу, ягодицы, правую ногу (бедро, колено, голень, свод стопы, отдельно каждый палец, ступню, пятку), левую ногу (бедро, ...), почувствуйте гениталии, низ живота, верх живота, грудь. Почувствуйте свое сердце. Увидьте его. Какое оно? Подойдите к нему, рассмотрите его повнимательнее. В нем есть небольшая дверь, через которую вы, если захотите, можете зайти в свое сердце и совершить по нему путешествие. Медленно откройте дверь и входите. Не торопитесь. Что вы видите по сторонам ? В вашем сердце есть комнаты, где живут ваши радости, обиды, страхи. Перед вами комната, здесь живет ваша боль. Откройте дверь, зайдите, попробуйте помочь самому себе. Что вы видите? Приблизьтесь. Рассмотрите возникший образ. Спросите, кто или что причиняет ему боль. Спросите, как вы можете помочь. Прикоснитесь к своему образу. Возьмите его к себе на колени, обнимите и покачайте... Пусть он согреется вашим дыханием, вашей заботой. Что происходит? ... Найдите возможность попрощаться... Медленно отправляйтесь в обратный путь. Закройте дверь в сердце. Почувствуйте, как оно бьется. Почувствуйте свое дыхание, почувствуйте свою грудь... (Необходимо проделать весь путь в обратном направлении)... Когда будете готовы, открывайте глаза".
Необходимо отмстить, что "вход" в упражнение и "выход" из него должны быть постепенными (особенно при первых "путешествиях"). Ведущему, проводящему упражнение, необходимо убедиться, что все участники "вернулись" из путешествия.
2. Диалог с телом (Здесь представлена часть техники "Методика интенсивного ведения дневника", разработанной юнгианским психотерапевтом Айрой Прогоффом).
1) Запишите "ключевую фразу" (вопрос, реплику, пожелание), с которой вы хотели бы обратиться к своему телу.
2) Припомните различные состояния вашего тела, различные вехи его развития и запишите их от лица вашего тела. Например:
— в .... году я появилось на свет;
— помню вкус материнского молока;
— помню первый ночной страх;
— помню ... болезнь;
— помню ощущение легкости от танца с любимым человеком;
— помню первую сигарету;
— помню волнение перед ...;
— помню первый сексуальный контакт;
— помню рождение первого ребенка;
и так далее. Припомните не менее 10 вех. Не заботьтесь о хронологии, пишите все, что приходит в голову.
3) Выберите любую веху. Ту, в которую вы хотели бы погрузиться, чтобы задать свой вопрос. Посмотрите еще раз ключевую фразу.
4) Закройте глаза. Пронеситесь в памяти к выбранному вами моменту. Припомните его как можно подробнее. Пусть тело припомнит ощущения того момента. Ощутите их сейчас. Какие образы проносятся перед вами? Это могут быть самые причудливые образы. Задайте свой вопрос. Ответы могут быть видимыми, слышимыми, кинестетическими, могут быть не сразу понятными. Откройте глаза, запишите образы и диалог. Если хотите, закройте глаза опять, продолжите разговор.
Когда ваш диалог будет закончен, найдите возможность поблагодарить свое тело и попрощаться с ним. Запишите ощущения "теперешнего" тела".
Использованная литература:
1. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. В.Ю.Баскаков, НПО "Психотехника", М., 1993.
2. М.Чехов. Литературное наследие в 2гг., т.2, М., "Искусство", 1986.
3. Колесникова Е.В Конспекты практических занятий по актерскому мастерству (материалы не опубликованы).
4 Гиппиус СВ. Гимнастика чувств. Тренинг творческой техники. М-Л., "Искусство", 1967.
5. Новицкая Л.П. Изучение элементов психотехники актерского мастерсгва- Тренинг и муштра, М., "Сов Россия", 1969.
6. Джанетт Рейнуотер. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М , "Прогресс", 1992.
7. Джерард Ппрепберг, Генри Кастеро. Как читать человека словно книгу. Антон Штангль. Язык тела, Баку., "Сада", 1992.