Классические ассоциативные теории(первая половина 19 в.)

Ассоц. Психология приобретает завершенную классич. Форму в трудах Томаса Брайля и Дж.Миля. В нач.19 в. Распространяется трактовка ассоциации как имманентного (внутреннего)св-ва ума.

Томас Браун отрывает душевные явления от их материальной основы, от мозга, только ощущения он рассматривает в их отношении к мозгу и к внешнему миру.это должно стать предметом изучения физиологии духа. Т.Браун ставит своей задачей изуч.душевные явления как подчиненные собственным законам, чисто внутренним, кот.открываются только в самонаблюдении, и это по его мнению должно стать предметом изучения философии духа.

Необходимо заменить термин «ассоциация» на термин «суггестия», поскольку термин ассоциация тесно связан с представлением о том, что связь идей обусловлена связью нервных элементов в организме.

Браун счит, что одна идея внушает чел другую идею по законам ассоциаций.

Термин «ассоциация» Браун оставил для объяснения самых простых связей между наличными ощущениями и предшествующими обсоятельствами. (внешний облик чел-ка вызывает в памяти имя чел.). По отношению к ассоциации Браун отмечает, что основания для них лежат в мозгу. Все же остальные связи по Брауну замечает, что основания для них лежат в мозгу. Все же остальные связи по Брауну явл. Операциями духа и их нужно называть относительными внушениями.Браун отмечал, что ассоциации по смежности, контрасту, не могут не объяснить все смысловые связи в сознании чел.. Не устраивали Брауна и ассоциации по причине, кот. Ввел Юм, т.к. по мнению Брауна эти ассоциации нарушают целостность восприятия мира у субъекта. Он приходит к выводу, что сущ-ют з-ны оссоциации 2-х степеней сложности. 1)первичные з-ны ассоц-ции ,2)вторичные з-ны ассоциации. Первая группа законов ассоциации объясняет только простые суждения. К 1гр. Относятся ассоц-ции по смежности, сходству и контрасту. Он счит, что эти асооц-ции изначально присущи чел.уму, сознанию, элементы кот. Связываются друг с другом независимо от опыта чел, его обучения. Браун отмечал, что эти первичные законы ассоциаций необходимы, но недостаточны для объяснения тех обстоятельств, в силу которых за данным психическим феноменом в сознании появляется именно такой, а не другой образ, идея, желание. Для того, чтобы решить эту центральную для ассоциат. Психологии задачу необходимо к первичным законам ассоциаций добавить вторичные.

Т. Браун разработал 9 вторичных зак-нов ассоциаций: Вторичн.з-ны ассоц-ций – это учение о дополнительных факторах, кот. Объясняет возникновение в данный момент в сознании чел.именно такой ассоциации из многих других. К числу таких дополнительных факторов Браун относил силу первичного ощущения, его новизну, оригинальность, необычность, способности.

Нововведения Т.Брауна в Ассоц. Психол:

1) идея включения в комплексы, образующие ассоциации, ощущений, возникающих при работе мышц. Браун писал, что мышечная чувствительность порождает у чел. Уверенность в существовании внешнего мира.

2) Он выделял в качестве особой категории ассоц. Процесса отношения между отдельными состояниями сознания

3) Он отмечал, что отдельные ощущения могут сливаться в комплексы, в которых образующие (их компоненты ) уже не различимы.

4) Он гов. О существовании спонтанной ассоциации, при которой порядок идей отличается от порядка ощущений, из кот. эти идеи возникли.

Эти положения Т.Брауна были использованы для разработки законов творч.

Ассоциации, при кот. у человека возник. Совершенно новые оригинальные понятия.

Методологическое изъяснение концепции Брауна закл. В том, что он рассматривал ассоциации как внутренние св-ва ума, сознания, не имеющие ничего общего с внешним, материальным, объективным. Идеализм в конц-ции Брауна сочетается с механицизмом, что он сложные психические явления сводил к сов-ти простых.

Наиб. Завершенную форму ассоц. Психол. Приобретает в труде Миля старшего «Анализ явлений чел.ума»

Также кА и Т.Браун Миль считал, что ассоциации не имеют никаких под собой оснований, кроме свойств самого сознания. Единственным орудием анализа сознания явл. Интроспекция. Миль опирался на психологию предшественников, прежде всего Гартли. Он также как и Гартли сводил психику к ощущениям , представлениям и ассоциациям людей. Он счит, что в психическом мире есть только одно явление – ощущение, и есть только один закон – ассоциации. Он вернулся к представлению о том, что психика (сознание) – это ментальная машина, кот функционирует строго закономерно по законам ассоциаций в силу своего собственного устройства , кот не имеет ничего общего с устройством организма.

Миль старший писал, что ощущения, представления, идеи изменяясь бесчисленными способами , группируясь, составляет механизм человеческого духа.

Миль старший сформулировал общий закон ассоциации: идеи и возникают и существуют в том же самом порядке, как возникали и существовали ощущения как оригиналы этих идей. При восприятии объекта мы имеем дело с одновременными ассоциациями , и последовательные ассоциации еще более бесчисленны и их природа особенно хорошо видна в строгой последовательности слов и мыслей.

Миль старший явл. Основоположником ментальной механики. Он созд. Учение о сложных ментальных соединениях по типу механики.

Наши рекомендации