Четыре приема запомнить имя

Очень часто мы мгновенно забываем только что услышанное при знаком-стве имя (отчество). Чтобы этого не произошло, рекомендуется:

1) сразу же, как услышали, повторить его вслух, например: "Очень прият-но, Иван Васильевич";

2) ассоциировать с именами-отчествами известных вам людей или истори-ческих личностей. Такая визуальная ассоциация помогает, даже когда вам при-ходится взять имя одного персонажа, а отчество - другого;

3) проговорить имя-отчество несколько раз про себя, если вслух не удается сказать;

4) сделать себе установку на запоминание имени-отчества.

Убеждение партнера

Богатство словаря.

Чем разнообразнее и богаче словарь говорящего, тем лучшее впечатление производит речь и, следовательно, - тем она убедительней. Бедность словаря лишний раз оттеняет убогость мысли.

Литературный язык.

Нормативность варианта может зависеть и от причин внешних, внеязыко-вых, в частности от ситуации общения. Например, слова приветствия "здравст-вуйте", "добрый день", "привет", "салют" хотя и не являются вполне литератур-ными, социально не равноценны и не равноправны: одни больше подходят к си-туации официального обращения, другие - к ситуации общения с друзьями. Таким образом, умение выбрать нормативный вариант предполагает его оценку с разных точек зрения: во-первых, насколько точно он передает нашу мысль слушателю; во-вторых, насколько он соответствует ситуации общения; в-третьих, как он оценивается людьми хорошо владеющими литературным язы-ком

Образность речи.Активно способствует её убедительности.Сущностьобразности - в использовании переносных значений слов и оборотов. Разновид-ностей этого приема много, их общее название - тропы ( от греч. "тропос" - по-ворот).

Сравнения.Это простейший из тропов.Лев Толстой называл сравненияодним из сильнеиших средств описания. Примеры: сравнение юности с весной, а старости - с осенью.

Метафоры.Это как бы свёрнутые сравнения или перенос названия одногопредмета - на другой: юность - весна жизни, старость - её осень; море слез.

Эпитеты.Они являются важным средством выразительности речи.Эпите-ты — это яркие художественные определения, подчеркивающие одну из сторон явления. Примеры; финансовая столица, наглый обмет и т.д.

Аллегории.Это иносказательное изображение.Иначе называется эзопо-вым языком по имени Эзопа. Автора многочисленных басен и притч.

Иносказания также характерный для многих сказок. Не зря говорится: сказка ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок.

Ирония.Вносит в речь значительный элемент эмоциональности и личногоотношения к предмету. Однако не следует забывать о том, что это оружие обоюдоострое и, будучи применено неосторожно, можно перевести созида-тельный диалог в разрушительный спор или даже конфликт.

Безотказно обычно действует ирония над собой - самоирония

Другие методы.Упомянем еще несколько приёмов создания образности;

Олицетворение,т.е.приписывание неживым предметам свойств чело ве-

ка;

Гипербола,т.е.художественное преувеличение;

Литота, т.е. художественное преуменьшение;

Перифраз,т.е.замена названия описательным образом.Стилистические приемы.Выразительность языка во многом зависит от

особенностей построения фраз. Особенности эти называются синтаксическими или стилистическими фигурами.

К подобным фигурам относятся обращение, инверсия, риторический во-прос, антитеза, анафора, повтор, градация, умолчание.

Обращение.Основная функцияобращения-привлечь внимание слушате-лей. Но есть у обращения другая задача. Она заключается в том, чтобы выра-зить обращение говорящего к слушателям и задать определённую тональность речи.

Обращения "Господа!", "Товарищи!", ''Друзья!", "Уважаемые коллеги!" не-сут другую нагрузку. Например, первые 2 указывают и на определенную ори-ентацию говорящего. Третье и четвертое предлагают и определенный уровень взаимодействия.

Инверсия.Это преднамеренное нарушение привычного порядка слов,ихперестановка с целые большей выразительности, акцентирования внимания на переставленном слове. Вспомним Пушкина;

"И долго буду тем любезен я народу, что чувства гордые я лирой пробуж-дал..."

Инверсия слова "гордые" оправдана здесь не только ритмом строки, но и усиливает впечатление от этого слова

Риторические вопросы.Это вопрос лишь по форме,но не по содержа-нию, ибо ответ предполагается очевидным. Например; "Можем ли мы мириться с подобными нарушениями?". Задачи, решаемые подобным приёмом, - при-влечь внимание слушателей , обеспечить молчаливую поддержку с их стороны, выявить свою точку зрения.

Антитеза.То есть противопоставление различных обстоятельств,свойств,утверждений. Антитеза как бы высвечивает разные стороны предмета обсужде-ния и тем самым усиливает впечатление объективности изложения. "С одной стороны... но с другой... "

Повтор.Усиливает выразительность речи и может создавать эффект дав-ления напора: "Я терпела, терпела, я долго терпела!..."

Апелляция к собственным мыслям.Настраивает на доверительное об-щение со слушателем. "Я не редко размышляю, почему так упала грамотность среди учащейся молодёжи- И прихожу к выводу, что первой причиной этого стало снижение требований в школе, в частности отмена ежегодных экзаме-

нов..."

Градация .Этот приём дает нарастание смысловой и эмоциональной зна-чимости слов. Градация позволяет усилить, придать эмоциональную вырази-тель-пост фразе.

Грамматические паузы.Они сообщают слушателям,как устроена фраза.С их помощью могут разделяться: подлежащее и сказуемое.

Грамматические паузы отделяют одно предложение от другого, помогает отличить сложное предложение с причинно - следственной связью от двух про-стых предложений.

Грамматическим паузам в подавляющем большинстве случаев соответст-вуют в письменном тексте знаки препинания. Грамматические паузы во многих случаях отражают и логико-смысловое строение высказывания Наглядный пример тому - знаменитое выражение; казнить, нельзя помиловать, в котором перемещение паузы меняет смысл на противоположный: казнить нельзя, поми-

ловать.

Логические паузы.Они,как явствует из определения,связаны непосред-ственно со смыслом, логикой речи. С их помощью говорящий осуществляет, а слушающий воспринимает деление потока слов на смысловые куски. Происхо-дит это путем соединения слов в группы и разъединения групп друг от друга, Не разобрав, какое слово к какому относится , нельзя понять текст. В этом легко убедиться, если монотонно и без остановок прочесть текст, лишённый знаков препинания, например: Головная часть колонны втягивалась с ворота посыпа-лись палочные удары отступать было некуда. Нетрудно заметить,что этоттекст легко распадается на три части, три предложения: Головная часть колон-

ны втягивалась в ворота. Посыпались палочные удары. Отступать было неку-

да . И только логическая пауза,сделанная в строго определённом месте,отлича-ет эту вполне осмысленную разбивку текста от также грамматически правиль-ного, но логически неоправданного членения; Головная часть колонны втяги-

валась. В ворота посыпались палочные удары...

Логическая пауза не всегда совпадает со знаками препинания, ибо речевые такты могут быть выделены даже в пределах короткого, простого предложения, например: Я хочу рассказать вам о нашей поездке.

Методы, позволяющие достичь цели убеждения.

Фундаментальный метод.Это прямое обращение к собеседнику посред-ством ознакомления его с фактами . Большую роль" при этом играют цифровые данные, которые выглядят обычно убедительно.

Есть еще одно преимущество использования цифр. Мало вероятно, что у присутствующих есть под рукой материалы, касающиеся именно приведенных цифр, так что поспорить с этими данными им будет непросто.

Метод извлечения выводов.Состоит в последовательной аргументации,которая шаг за шагом постепенно подводит нас к желаемому выводу.

Метод сравнения.Имеет исключительное значение,особенно когда срав-нение подобрано удачно. Это придает убеждению яркость и силу внушения.

Метод «да , но...».Нередко оппонент приводит хорошо подобранные аргу-менты. Однако они охватывают или только преимущества, или только слабые стороны. Но поскольку в реальной действительности у любого явления имеют- ся как плюсы, так и минусы, то легко применить метод «да, но», который по-зволяет рассмотреть и другие стороны предмета обсуждения.

В данном случае нам надо спокойно согласиться с партнером, а потом на-чать характеризовать этот предмет с прямо противоположной стороны и трезво взвесить, чего здесь больше: плюсов или минусов.

Метод кусков.Состоит в расчленении выступления партнера таким обра-зом, чтобы были ясно различимы отдельные части. Эти части можно проком-ментировать, например, так: 1) «Это точно»; 2) «Об этом существуют различ-ные точки зрения»; 3) «Это и то полностью ошибочно».

При этом целесообразнее не касаться наиболее сильных аргументов парт-нера, а преимущественно сосредоточиться на слабых местах и пытаться опро-вергнуть именно их.

Метод «бумеранга».Дает возможность использовать«оружие»партнерапротив него самого. Этот метод не имеет силы доказательства. Но оказывает исключительное действие, если применять его с изрядной долей остроумия.

Метод игнорирования.Очень часто бывает,что факт,изложенный парт-нером, не может быть опровергнут, но зато его можно с успехом проигнориро-вать.

Метод потенцирования.Собеседник в соответствии со своими интереса-ми смещает акцент. Выдвигая на первый план то, что его устраивает.

Метод «выведения».Основывается на постепенном субъективном изме-нении существа дела . Можно указать такие удачные примеры: «Богатство не имеет границ, когда в больших размерах идет за границу»; «Мелкая сошка лучше всех знает, кому достанется мясо. Но кто будет слушать мелкую сош-ку?»

Метод опроса.Его сущность в том,что вопросы задаются заранее.Вопросы - «ударный инструмент» любой беседы. Поскольку мы хотим уз-

нать от собеседника преимущественно не то, что он сам хочет сообщить, то мы тщательно их продумываем. Предусматриваем обстоятельства, при которых мы сможем в определенной последовательности и в нужном темпе задать собесед-нику ряд вопросов, которые должны быть краткими и содержательными, но при этом предельно подобранных вопросов может довести любого собесед-ника до поражения.

Поскольку вопросы в целом являются основным механизмом любой дис-куссии, то можно сказать, что заранее заданные вопросы являются особым ви-дом аргументации, причем весьма эффектным. Конечно, не всегда целесо-образно сразу открывать собеседнику все карты (нужно сохранить элемент не-ожиданности ). Но все же можно задать собеседнику заранее ряд вопросов, что-бы хотя бы в основных чертах выяснить его позицию.

Метод кажущейся поддержки .Выслушав аргументы оппонента,не воз-ражаем и не противоречим, а скорее приходим на помощь, приводя новые дока-зательства в его пользу. Но только для видимости, а затем следует контрудар. Например: «Вы забыли в подтверждение вашей мысли привести и такие фак-ты... Но все это вам не поможет так как ...» Теперь наступает черед контраргу-ментов.

Таким путем создается впечатление. Что точку зрения партнера мы изучи-ли более основательно, чем он сам , и после этого убедились в несостоятельно-сти его тезисов. Однако этот метод требует особо тщательной подготовки.

Метод противоречия.Основан на выявлении противоречий в аргумента-ции оппонента. Если речь идет о доказательной аргументации с нашей сторо-ны . Мы должны предварительно тщательно проверить, не противоречат ли од-на другой ее отдельные части и данные, чтобы не дать собеседнику возможно-сти перейти в контрнаступление. Вмести с тем непростительно допускать , что-бы противоречия в аргументации собеседника оставались незамеченными.

Наши рекомендации