Глава 1. История становления экономической психологии
Введение
Экономическая психология – это психология субъекта хозяйственных отношений. Закономерности психического отражения хозяйственных отношений составляют предмет экономической психологии. Хозяйствующим субъектом выступает один человек, семья, организация, государство или нация, т.е. объект исследования экономической психологии может быть представлен на разных уровнях: микро, мезо и макроэкономическом. Истоки экономической психологии можно найти прежде всего в трудах знаменитых экономистов: Адама Смита, Альфреда Маршалла, Джона Кейнса.
В трудах этих авторов оформилась теория рационального «экономического человека», цель деятельности которого состоит в получении выгоды, дохода. Идея «экономического человека» длительное время доминировала в экономической психологии. Рамки этой концепции не стесняли исследователей до тех пор, пока ими были экономисты.
Как самостоятельная отрасль психологического знания экономическая психология начала формироваться в начале ХХ в. Становление отечественной экономической психологии приходится на конец 70-х – 80-е годы (Л.И. Абалкин, П.Г.Бунич и др.).
Структура экономической психологии включает три крупных раздела:
§ рынок (психология потребителя и психология ведения домашнего хозяйства);
§ бизнес (поведение и психологические особенности предпринимателя, заключение сделок, ведение переговоров, конкуренция, коммерческая тайна и др.);
§ отношения «общество – гражданин» (налоги, прибыли, инфляция, безработица и др.).
Цель: Изучить экономическую психологию
Задачи:Рассмотреть историю становления и предметную область экономической психологии.
Глава 1. История становления экономической психологии
Важной предпосылкой становления экономической психологии стало открытие предельной полезности и разработка маржиналистской (от франц. Marginal - предельный, конечный), или субъективно-психологической теории в экономике.
Англичанин У. Джевонс (1835 - 1882) сформулировал закон убывающей предельной полезности, согласно которому субъективно оцениваемая ценность блага, потребляемой определяется его полезностью, которая, в свою очередь, характеризуется соотношением между приростом удовлетворения, получаемого от последней единицы потребляемого блага , и приростом общего запаса этих благ у потребителя. По мере удовлетворения данного вида потребности и увеличение предложения соответствующих товаров полезность убывает.
Француз Л. Вальрас (1834 - 1910), развивая теорию предельной полезности, сформулировал положение о том, что предельная полезность является убывающей функцией потребляемого блага. Поэтому цена товара определяется его предельной полезностью, зависит прежде всего от редкости данного товара, а не от затрат на его производство.
Австриец К. Менгер сформулировал закон, согласно которому вся товарная наличность оценивается в виде произведения ценности последней, наименее полезной единицы на количество данного товара.
Работы экономистов субъективно-психологической школы заложили основы современной микроэкономики, где экономическое поведение человека определяется балансом между субъективно оцениваемыми затратами, связанными с приобретением экономических благ (в частности затратами труда), и субъективно оцениваемыми удовольствиями, которые можно получить от их потребления.
Современные представления о роли психологических факторов на макро-экономическом уровне были разработаны в трудах американских экономистов. В частности, основной психологический закон Дж. Кейнса показывает, что склонность к потреблению в обществе повышается по мере роста доходов и снижается ву мере их снижение, но более медленно, что объясняется действием социально-психологических факторов (инертностью привычек, традиций). Этим также объясняется соотношение между долей бюджета, затрачиваемого на потребление, и сбережением на разных стадиях жизненного цикла человека.
Среди психологов проблемы экономической психологии одним из первых начал разрабатывать немецкий психолог Г. Мюнстерберг (1863 -1916), известный в России как основатель психотехники. Он проводил эмпирические, в частности экспериментальные исследования в области психологии труда и рекламы. Характерной особенностью его научного подхода является направленность преимущественно на сферу микроэкономических отношений, например, исследования по вопросам монотонности труда, степени справедливости получаемой оплаты. Однако широкого признания труда Мюнстерберга не имели.
Не была должным образом оценена и работа французского социопсихолога Г. Tapдa - двухтомник «Экономическая психология», изданный еще в 1902 г. По определению Тарда, экономическая психология имеет дело с психологическими основами экономики или, говоря другими словами, с психологическими положениями, на которых основывается экономическая теория. Г. Тард одним из первых обратил внимание на роль социально-психологических факторов (этнокультурных особенностей, традиций, макросоциального окружения) в регулировании экономического поведения.
Настоящим отцом экономической психологии считается Джордж Катона, который первый начал систематически применять психологическую теорию и психологические методы для исследования экономических проблем. Именно Катона сформулировал одну из базовых идей экономической психологии: покупка зависит не только от способности (экономической возможности) совершить покупку, но и от желания ее сделать (психологической готовности). Результаты проведенных им исследований показали, что поведение покупателя как совокупность реакций на экономические стимулы можно достаточно точно описать и спрогнозировать, используя результаты регулярных исследований покупательских установок в сочетании со статистическим анализом экономических данных.
В наиболее полном объеме его теоретические представления описано в книге «Психологическая экономика» (1975). Главная задача в использовании психологии для экономических исследований, по мнению Катона, состоит в выявлении и анализе внутренних тенденций, лежащих в основе экономических процессов и ответственных за экономические поступки, решения, выборы.
Экономика без психологии не может успешно исследовать важнейшие экономические процессы, равно как психология без экономики не имеет возможности исследовать важнейшие аспекты человеческого поведения. Дж. Катона предложил общую модель, включающая основные группы факторов экономического поведения, которая определяет место психических процессов как промежуточных переменных, опосредующие влияние внешних условий на экономическое поведение.
Исследование установок потребления и бизнеса, созданные Дж. Катона, быстро распространились во всех странах мира. Начиная с 70-х годов, такие данные, полученные путем опросов, собираются во всех странах ЕС. В них дается анализ ожиданий в среде бизнеса и потребления относительно будущих экономических условий жизни в масштабах государства и индивидуального хозяйства, представляет большую ценность в плане подготовки краткосрочных прогнозов потребительской и деловой активности.
Организационное оформление экономической психологии произошло в нач. 80-х годов XX века, когда ведущие исследователи, которые исследовали проблемы экономической психологии, объединились в Международную ассоциацию исследователей экономической психологии. Основной задачей этой организации является оказание помощи исследователям путем организации конференций, научных школ, учреждение и издание журнала «Экономическая психология». Начинаются и новые области экономической психологии, в частности психология потребителя, психология денежной поведения.
Среди русских мыслителей большое внимание роли психологических факторов в хозяйственной деятельности оказывали С. Булгаков, П. Струве, Н. Кондратьев, А. Чаянов. Характерной особенностью этих работ является повышенное внимание к социально-психологическим аспектам феномена хозяйствования: проблемам общения, взаимодействия и взаимоотношений между людьми и группами в процессе хозяйственной деятельности.
Так, П. Савицкий рассматривает предпринимательство не только как хозяйственно-экономическую, но и как особую духовно-экономическую деятельность. Хозяйственное отношение включает, по его мнению, не только стремление к получению наибольшего дохода, но и стремление к сохранению и расширению удовлетворенности работающих в хозяйстве людей.
В теории трудового крестьянского хозяйства А. Чаянов разрабатывает принцип предельной полезности по анализу хозяйственной деятельности. Субъективная оценка ценности результатов хозяйственной деятельности определяется человеком как соотношение тяжести последних, предельных единиц труда, затрачиваемого для увеличения объема выпускаемой продукции, и предельной полезности, которая определяется степенью удовлетворения потребностей субъекта в материальных благах, которая снижается по мере роста количества ценностей, которые становятся собственностью предприятия.
В теории А. Чаянова человек одновременно выступает в роли субъекта как производства, так и потребления. Причем как предприятие рассматривается не только отдельный индивид, но и группа людей.
В социально-экономической теории Н. Кондратьева центральное место занимает анализ индивидуальных и групповых актов поведения и взаимодействия людей, которые являются основой хозяйственных явлений.
По мнению Н. Кондратьева, это такие действия, которые прямо или косвенно реализуют экономические интересы и порождают экономические процессы, отношения, институты. Отмечая разнообразие психологических детерминант экономического поведения, Н. Кондратьев подчеркивал роль субъективных, эмоциональных и других факторов, отмечая, что рациональность экономического поведения проявляется лишь как общая тенденция, а не имманентно присущая человеку черта.
Одним из первых он также сформулировал проблему взаимосвязи явлений человеческого поведения и экономических явлений и отношений. Он писал: «В каждый конкретный промежуток времени в обществе существует как система актов поведения такая корреспондирующая ей система хозяйственных отношений».
Большое число исследований в дореволюционной России была посвящена таким интересным социально-психологическим феноменам, как предпринимательские объединения. В обзоре этих работ Е. Шорохова отмечает, что в основе создания таких хозяйственных объединений, как товарищества и артели, вместе с чисто хозяйственными целями важное значение имело и общения, объединения людей в группы на основе взаимопомощи, доверия, взаимной ответственности. Однако с развитием капиталистических отношений все большее распространение получали акционерные общества, для которых характерно четкое ограничение имущественного участия и ответственности индивидов.
Динамика развития экономической психологии связана с закономерностями развития общества, в котором все большее значение приобретает необходимость понять не только закономерности мира внешнего, предметного, но и внутреннего, духовного.
В отечественной науке первые работы по проблемам экономической психологии появились в 80-90-х годах прошлого века.
Первые упоминания об экономической психологии как о прикладной ветвь психологической науки прозвучали в работах таких советских ученых, как А. Ютов, С. Малахов, А. Филлипов.
Тематика экономической психологии связывалась с человеческим фактором в производстве и проблемами управления, а сама экономическая психология рассматривалась как наука о психологических условия эффективного хозяйствования. Говорилось о том, что руководителю необходимы знания по психологии, чтобы полнее использовать все резервы человеческого фактора, обращаясь к глубочайшего человеческого его начала.
Именно это заставило экономическую психологию время развиваться в рамках промышленной психологии, психологии управления, инженерной психологии и эргономики.
Экономика и психология - две области знаний, изучающих один и тот же общий объект - человека. Экономическая наука исследовала отношения людей в общественном производстве, т.е. отношения «по поводу вещей», и уделяла недостаточно внимания воздействию личностных субъективных факторов на экономические отношения. Психологическая наука, в свою очередь, полностью сосредоточена на человеке, субъективных сторонах отношений людей независимо от конкретного экономического контекста этих отношений. Объединение усилий обеих отраслей дает возможность полнее отразить экономическую жизнь общества.
Основы экономической психологии разработаны в классических трудах выдающихся экономистов: Адама Смита, признанного основателя самостоятельной науки экономики, Альфреда Маршалла - создателя микроэкономической теории, Джона Кейнса - автора теории макроэкономики. В работах этих авторов оформилась теория рационального «экономического человека», цель которой заключается в получении выгоды, дохода. Определяющей чертой концепции является экономический эгоизм, то есть стремление субъекта к максимизации собственной выгоды.
Как самостоятельная отрасль психологического знания экономическая психология начала формироваться в начале XX в. Развитие производственной ветви экономической психологии связывают с именем Г. Мюстенберга, а маркетинговая ветвь, представленная преимущественно в западной психологии, была заложена Г. Тардом. Одним из самых ярких представителей маркетинговой ветви экономической психологии стал американский психолог Дж. Катона. Именно Дж. Катона предложил первый проект эмпирического исследования психологических аспектов экономического поведения.
История становления и развития экономической психологии - это история людей, которые планируют, организуют, подбирают кадры, управляют и контролируют свое экономическое поведение, формируют экономическое сознание социума, влияют на национальный менталитет и принципы внешней и внутренней государственной политики.