ГЛАВА 1. Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования

Щ - Щ Под редакцией

Ж У А. Г. Асмолова

Москва «Просвещение» 2010

УДК 37.01 ББК 74.202 Ф79

Серия «Стандарты второго поколения» основана в 2008 г.

Руководители проекта:

президент РАО Н. Д. Никандров, академик РАО А. Г. Асмо­лов, член-корр. РАО А. М. Кондаков

Авторы:А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов

Формированиеуниверсальных учебных действий в Ф79 основной школе : от действия к мысли. Система зада­ний : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бур­менская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмо-лова. — М. : Просвещение, 2010. — 159 с. : ил. —

18ВК 978-5-09-020588-7.

Пособие посвящено одному из ключевых положений Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего об­разования второго поколения — формированию универсальных учеб­ных действий в основной школе.

В пособии даны описания основных видов универсальных учеб­ных действий и путей их формирования с учётом возрастных особен­ностей учащихся 5—9 классов. Представлены основные типы заданий, направленных на развитие и оценку личностных, познавательных, ре­гулятивных, коммуникативных и других универсальных учебных действий.

Пособие адресовано учителям основной школы, родителям, а также всем, кто интересуется инновационными направлениями развития новой школы.

УДК 37.01 ББК 74.202

18ВК 978-5-09-020588-7© Издательство «Просвещение», 2010

© Художественное оформление. Издательство «Просвещение, 2010 Все права защищены

Предисловие

Перемены, происходящие в современном обществе, требу­ют ускоренного совершенствования образовательного про­странства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением ста­новится обеспечение развивающего потенциала новых обра­зовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспи­тания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Ло­гика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, стро­ится по формуле: от действия — к мысли.

Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образова­тельного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвое­ния, т. е. умения учиться.

В 2006 г. авторами этой книги, разрабатывающими с опо­рой на научную школу культурно-исторической психологии Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Мудрик, П. Я. Гальпе­рина и Д. Э. Эльконина стандарты второго поколения, в ходе реализации проекта Программа развития универсальных учеб­ных действий были созданы её методология и модель. На ос­нове этой методологии были определены функции, содержание и номенклатура универсальных учебных действий, дана общая характеристика их психологического содержания и способов их формирования в образовательном процессе. Критериями дифференциации видов универсальных учебных действий ста­ли: функции, структура и форма, особенности возникнове­ния, в том числе условия организации учебной деятельности. В результате анализа были выделены основные виды универ­сальных учебных действий: личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оце­нивания), регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), познава­тельные (общеучебные, логические и знаково-символические) и коммуникативные. Были определены общие критерии и

способы оценки сформированности универсальных учебных действий у учащихся, сформулированы общие рекомендации по их формированию с учётом специфики учебных предметов.

Создание методологии позволило перейти к разработке Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего школьного образования. В ходе реализации проекта группой разработчиков в 2007 г. был проведён сравнительный анализ существующих подходов к определению перечня, функций и содержания универсаль­ных учебных действий в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте с учётом специфики возрастных психоло­гических особенностей; уточнена модель системного строения универсальных учебных действий; конкретизирована и уточ­нена номенклатура, функции и содержание универсальных учебных действий; определён перечень базовых модельных универсальных учебных действий, являющихся основой для разработки системы типовых задач для оценки их сформиро­ванности в системе начального общего образования.

Проведённый анализ позволил выделить специфическую для старшего дошкольного и младшего школьного возраста форму личностных, регулятивных, познавательных и коммуни­кативных универсальных учебных действий, условия и факто­ры их развития в образовательном процессе; составить психолого-педагогические рекомендации по организации их формирования с учётом содержания учебных предметов.

Итогом реализации поставленных задач стали Программа развития универсальных учебных действий для предшкольно­го и начального общего образования и Система типовых за­дач для оценки сформированности универсальных учебных действий. Внедрение данной программы позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. Данные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга для оценки успеш­ности личностного и познавательного развития детей в ходе учебной деятельности, а также могут быть использованы при разработке образовательных программ, создании учебников и учебно-методических материалов для начальной школы.

Представленная здесь Программа развития универсаль­ных учебных действий для основного общего образованиянаправлена на создание условий для повышения образователь­ного и воспитательного потенциала образовательных учрежде­ний, обеспечение формирования важнейшей компетенции лич­ности — умения учиться, создание благоприятных условий для личностного и познавательного развития учащихся.

РАЗДЕЛ I

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования

ГЛАВА 1. Методология проектирования Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования

Теоретико-методологической основой разработки Про­граммы развития универсальных учебных действий для основ­ного общего образования в рамках создания государственных стандартов общего образования второго поколения стали:

— культурно-исторический системно-деятельностный под­ход, разрабатываемый в трудах отечественных психоло­гов Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина, Д. Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологи­ческие условия и механизмы процесса усвоения знаний, фор­мирования картины мира, общую структуру учебной деятель­ности учащихся;

— учение о структуре и динамике психологического воз­раста (Л. С. Выготский) и периодизация психического разви­тия ребёнка, определяющая возрастные психологические осо­бенности развития личности и познания (Д. Б. Эльконин).

Созданная на этой основе Программа развития универсаль­ных учебных действий позволяет выделить основные результа­ты обучения и воспитания, выраженные в терминах универ­сальных учебных действий в форме психологических новооб­разований как показателей гармоничного развития личности.

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является усиление их ориентации на резуль­таты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Понимание сущности образователь­ного результата зависит от парадигмы1 образования, опреде­ляющей его главные цели. В отечественной психологической и педагогической науках глубоко разработана деятельност-ная парадигма образования, декларирующая целью образо­вания развитие личности учащегося на основе изучения уни-

1 Парадигма (в пер. с греч. — пример, образец) — исходная концепту­альная схема, модель постановки проблем и их решения.

версальных способов познания и освоения мира. В соответ­ствии с этим процесс учения понимается не только как ус­воение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственно­го опыта и социальной компетентности.

Культурно-исторический системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концеп­ции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и структуру учебной дея­тельности учащихся с учётом общих закономерностей воз­растного развития детей и подростков. Одно из положений деятельностного подхода заключается в том, что психологи­ческие способности человека являются результатом преобра­зования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных измене­ний. Соответственно личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержа­ние образования проектирует определённый тип мышления — эмпирический или теоретический — в зависимости от содер­жания обучения (эмпирические или научные понятия). Обу­чение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии учащихся прежде всего через содержание усваиваемых знаний (Л. С. Выготский, 1996). В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит орга­низация системы учебных действий.

Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и ком­муникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и само­развитию.

Социальное развитие — формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеж­дений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Личностное развитие — развитие готовности и способ­ности учащихся к саморазвитию и реализации творческого

потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятель­ности, высокой социальной и профессиональной мобильнос­ти на основе непрерывного образования и компетенции уметь учиться; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личност­ного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действи­ям, принятию ответственности за их результаты; целеустрем­лённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формиро­вание нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопас­ности личности и общества в пределах своих возможностей.

Познавательное развитие — формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять сво­ей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овла­дение методологией познания, стратегиями и способами по­знания и учения; развитие репрезентативного, символическо­го, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие — формирование компетент­ности в общении, включая сознательную ориентацию уча­щихся на позицию других людей как партнёров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрос­лыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять сво­бодное общение на русском, родном и иностранных языках.

Системно-деятельностный подход обусловливает измене­ние общей парадигмы образования, которая находит отраже­ние в переходе от:

— определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как умения учиться;

— изолированного от жизни изучения системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения уча­щимися жизненных задач, т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;

— стихийности учебной деятельности ученика к стратегии её целенаправленной организации и планомерного формиро­вания;

— индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

В основу выделения состава и функций универсальных учебных действий для основного общего образования бы­ли положены возрастные психологические особенности учащихся и специфика возрастной формы универсальных учебных действий, факторы и условия их развития, изученные в работах Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Д. И. Фельдштейна, Л. Кольберга, Э. Эрик-сона, Л. И. Божович, А. К. Марковой, Я. А. Пономарёва, А. Л. Венгера, Б. Д. Эльконина, Г. А. Цукерман и др.

В Программе развития универсальных учебных действий для основного общего образования выделены четыре блока универсальных учебных действий.

В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопре­деление; действия смыслообразования и нравственно-этичес­кого оценивания, реализуемые на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся (готовности к жизненному и личностно­му самоопределению, знания моральных норм, умения выде­лять нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами), а также ори­ентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Самоопределение — определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, выбор ценностных ориентиров, определение своего способа жизни. В процессе самоопреде­ления человек решает две задачи: построение индивидуальных жизненных смыслов и построение жизненных планов во вре­менной перспективе (жизненного проектирования). Приме­нительно к учебной деятельности следует особо выделить два типа действий, необходимых в личностно ориентированном обучении. Первый — действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятель­ности и её мотивом, другими словами, между результатом — продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для него учение, и уметь находить ответ на него. Второй тип — это действие нрав­ственно-этической ориентации, исходя из социаль­ных и личностных ценностей.

В блок регулятивных действий входят действия, обеспе­чивающие организацию учебной деятельности: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неиз­вестно; планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; со­ставление плана и последовательности действий; прогно­зирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; кор­рекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом; оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё под­лежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. На­конец, элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию — к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению пре­пятствий.

В блоке познавательных универсальных действий выде­ляют общеучебные действия, включая знаково-символичес-кие; логические и действия постановки и решения проблем.

В число общеучебных действий входят: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компью­терных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной фор­мы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область); умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной фор­ме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение не­обходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественно­го, научного, публицистического и официально-делового сти­лей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой

информации; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).

Наряду с общеучебными также выделяются универсальные логические действия: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как со­ставление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классифи­кации объектов; подведение под понятия, выведение след­ствий; установление причинно-следственных связей; постро­ение логической цепи рассуждений, доказательство; выдвиже­ние гипотез и их обоснование.

Действия постановки и решения проблем включают фор­мулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные действия обеспечива­ют социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёра по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктив­но взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Соответственно в состав коммуникативных действий входят планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов — выявление, идентификация проб­лемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка действий партнёра; умение с достаточной полнотой и точ­ностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диа­логической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в со­ставе личностных, регулятивных, познавательных и коммуни­кативных действий осуществляется в рамках нормативно-воз­растного развития личностной и познавательной сфер ребён­ка. Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития универсальных учебных действий.

В основу выделения базовых универсальных учебных действий в каждом виде — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных — положена концеп­ция структуры и динамики психологического возраста

(Л. С.Выготский) и теория задач развития (Р. Хевигхерст), что позволит реализовать системный подход и диффе­ренцировать те конкретные универсальные учебные действия, которые находятся в сенситивном периоде своего развития и являются ключевыми в определении умения учиться для основного общего образования. При этом во внимание принимается кризис перехода из началь­ной школы в основную, требующий высокой степени прояв­ления самостоятельности учебной деятельности учащихся (5—6 классы) и необходимости решения ими задачи предва­рительного профессионального самоопределения, связанного с выбором профильного обучения и построением индиви­дуальной траектории развития.

Соответственно предметом обсуждения и целью создания формирующих программ должны стать следующие универ­сальные учебные действия:

— личностные — смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений;

— регулятивные — целеполагание и построение жизнен­ных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;

— познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствова­ния познавательной деятельности; переработка и структури­рование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одно­го из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; рабо­та с научными понятиями и освоение общего приёма доказа­тельства как компонента воспитания логического мышления;

— коммуникативные действия, направленные на осуще­ствление межличностного общения (ориентация в личност­ных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаи­модействии, учёт разных мнений, овладение средствами реше­ния коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение,

З1

брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспе­чивающие формирование личностной и познавательной реф­лексии.

Для каждого из базовых универсальных учебных действий должны быть определены критерии их сформированности, позволяющие описать конечную планируемую форму дей­ствия, открывая возможность реализации стратегии плано­мерного формирования умственных действий с заранее задан­ными свойствами (П. Я. Гальперин).

Наши рекомендации