Карманные» социологические службы

Это самый наглый прием манипулирования сознанием с помощью «опросов» И «рейтингов». Без лишней огласки создается «домашнее» консалтинговое агентство и открывается такая же ручная «газетка» или «журнальчик» нужного профиля. Через полгода, когда все концы слегка порастут быльем, можно смело надиктовать «компетентное» мнение, нужные рейтинги и «правдивые» результаты «социологических опросов», параллельных референдумов. Да мало ли что еще можно придумать - например, «теневой» правительственный кабинет всенародного признания [250].

Exit pooI

Этот английский термин обозначает данные, полученные в результате устного опроса избирателей на выходе с избирательного участка. Подобные опросы фактически можно использовать в течение всего дня голосования. И хотя публикация их запрещена, возможности Интернета позволяют обойти этот запрет.

Во время президентских выборов в России в 2000 году в Интернете на сайте, зарегистрированном за рубежом, появились данные exit рооl Фонда эффективной политики. На сенсацию тут же отреагировал канал НТВ, показавший в дневном выпуске диаграмму голосования. После протеста Центральной избирательной комиссии, которая сочла этот сюжет формой агитации, естественно, его не повторяли, но эффект уже был достигнут. Количество избирателей, проголосовавших за Путина, увеличилось.

Корреспонденты НТВ не могли пропустить такой горячий материал, и... попали в ловушку, расставленную кремлевским политтехнологом Г. Павловским.

ДИСКРЕДИТАЦИЯ СОПЕРНИКОВ

Нет ни единого штриха

В любом рисунке поведенья,

Чтоб не таил в себе греха

Для постороннего сужденья.

И. Губерман.

НЕЧЕСТНЫЕ ИГРЫ

Победить любыми средствами

Переходя к разговору о реализации третьей цели кандидата - опередить конкурентов, - мы вынуждены сказать, что попадаем в сферу наиболее манипулятивных действий команд, работающих на кандидатов. Ибо, к сожалению, во многих случаях делается ставка на наиболее грязные методы ведения предвыборной борьбы - скомпрометировать конкурента любым способом.

В этом деле накоплен значительный опыт, прежде всего западными демократиями.

Позорный спектакль

Сэмюэл Ленгхорн Клеменс (1835-1910), который баллотировался в губернаторы одного из американских штатов и против которого был применен «принцип театрализованной дискредитации», довольно удачно подметил и, мастерски владея пером, ярко описал «звездный ход» своих недругов:

«...Бесстыдная травля, которой подвергли меня враждебные партии, достигла наивысшей точки: по чьему-то наущению во время предвыборного собрания девять малышей всех цветов кожи и в самых разнообразных лохмотьях вскарабкались на трибуну и, цепляясь за мои ноги, стали кричать: «Папочка, зачем ты нас бросил?!» Понятно, что губернатором этот претендент не стал. И слава богу! Ведь писательский псевдоним незадачливого кандидата - Марк Твен.

Исторические факты

Факты истории говорят о том, что роль компрометирующих материалов (компромата) бывает весьма значительной. Извес1'110, например, что в падении правившей в России царской династии Романовых немаловажную роль сыграла книга-фотоальбом под названием «Царица и «Святой черт», изданная за границей М. Горьким на деньги будущего члена Временного Правительства В. Пуришкевича и продававшаяся по бросовым ценам на Невском проспекте вплоть до отречения Николая II от престола. Книга представляла собой сплошной фотомонтаж, снабженный вырванными из контекста фрагментами переписки Распутина, царя, царицы и других высокопоставленных персонажей. Это было в чистом виде манипулирование сознанием публики.

Демократическая революция победила. Правда, потом к власти пришли большевики, принявшиеся еще более активно манипулировать сознанием народа. Одной из первых их манипуляций была активно распространявшаяся новой властью выдуманная история о А. Керенском, якобы бежавшем из Зимнего дворца в женском платье.

Компромат «белый» и «черный»

Компромат можно собрать практически на любого человека, поскольку тот грешен по определению (читайте Священное Писание). Кандидат, имеющий возможность сбора компромата на конкурента, придает публичной огласке неприглядные факты из его служебной деятельности и личной жизни. Если факты действительно имели место, то это «белый» компромат.

Если бы президент Клинтон в нужный момент проявил здравомыслие, его личная жизнь не стала бы достоянием широкой публики, членам его семьи не был бы нанесен значительный моральный ущерб, а сам он не оказался бы на грани импичмента. Его ошибка (мы сейчас не говорим о моральных аспектах его поступка) заключалась в том, что он встречался с Моникой Левински в стенах Белого дома. В Белом доме вообще не может быть никаких секретов, и' никому это не известно лучше, чем президенту, Белый дом буквально напичкан видеокамерами, подслушивающими устройствами и средствами электронного наблюдения. И именно это место президент

выбирает для своих тайных встреч! Из-за наличия у каждого из нас, по меткому выражению одного из писателей, собственного Внутреннего Дурака, страна целый год обсуждала пикантный скандал.

Для нас здесь наиболее важно то, что этот скандал был раскручен республиканцами - политическими оппонентами демократической партии США.

Эффективность компромата определяется числом избирателей, поверивших ему и принявших решение не голосовать за скомпрометированного кандидата.

Но зачем собирать компромат, если его можно просто изобрести? На протяжении всей истории человечества именно изобретенный («черный») компромат становился официальным поводом и предлогом для конфликтов и войн. Опыт показывает, что для компрометации кандидата «черный» компромат значительно эффективнее «белого».

Компромат по-российски

В России компрометирование соперников - самое ходовое средство. Во время выборов телевидение обрушивает на избирателей потоки компромата. Одни телеканалы мажут грязью одних, другие - других. По ангажированности телеведущих можно было легко угадать, какая из политических и экономических групп контролирует данное средство информации.

Упор делается на то, что может легко представить каждый. Например, некто приобрел за казенный счет квартиру огромной площади, дачу в престижном районе или замок за рубежом, очень дорогой автомобиль и т.д. О других, более крупных преступлениях с присваиванием гигантских сумм государственных средств вскользь. Ведь сумму, скажем, в 300 млн. долларов обыватель представить не в силах. На него, много лет теснящегося с семьей 8 маленькой квартирке, лихое решение квартирного вопроса кандидатом производит более сильное и неизгладимое впечатление.

Выбор жертвы

Политтехнологи утверждают, что очень важно иметь эффективную стратегию очернения конкурентов.

Перед разработкой такой стратегии следует классифицировать своих конкурентов по степени опасности.

Как правило, среди претендентов всех уровней выборов выделяют три основные группы: а) «политические тяжеловесы»; б) лохи; в) подставные.

Наибольшую опасность представляют первые. За ними стоит реальные деньги и поддержка властных структур. Очень часто это даже не группа, а единственный кандидат.

Именно в этой группе происходит основная борьба за власть, причем незримая борьба. За выборный пост состязаются финансово-промышленные кланы и организованные преступные группировки. Задолго до окончания предвыборной кампании се исход будет предрешен закулисным соглашением основных заинтересованных сторон.

Тогда и определится, кто из кандидатов станет основными мишенями и жертвами «черного» пиара.

ПОРЧА ОБРАЗА» СОПЕРНИКА

Существует ряд приемов, используемых для создания негативного имиджа соперника. К. Джонсон-Карти и Дж. Копленд выделяют следующие [374].

. «Вы - свой злейший враг». Этот прием основан на использовании промахов конкурента. Это могут быть его поступки, фрагменты его рекламы, неудачные высказывания, проявление эмоций и т. д. По отношению к новичкам используется прием критики политического опыта (в российской практике, например, здорово досталось «молодым реформаторам»). Критика непоследовательности и политических метаний оппонента, изменения политических убеждений (например, коммунисты предали анафеме таких «отщепенцев», как Тулеев, Подберезкин, Рыбкин). Невыполнение прошлых обещаний стоило популярности Б. Ельцину, В. Жириновскому и другим российским политикам. В 1996 году Г. Зюганов обвинял Б. Ельцина в трусости за то, что тот отказался участвовать с ним в открытых дебатах. (Но в 2008 году ни он, ни В. Жириновский не рискнули обвинить Д. Медведева в трусости за уклонение от дебатов.)

. «Люди против вас». Показ реально разочаровавшихся в кандидате избирателей оказывает сильное воздействие на телезрителей. Разновидность этого приема называется «враг из родного города».

Речь идет о негативном свидетельстве человека, хорошо знающего кандидата. В другом варианте на сцену выходят представители партии или родственного по взглядам политического течения, которые критикуют кандидата за отступление от идеалов. Так, например, Зюганову достается от левых радикалов за «соглашательство».

· «Перенос». На конкурента переносятся негативные черты других политиков партии, к которой он принадлежит, или событий. Последнее эффективно по отношению к тем, кто уже был у власти. На таких политиков можно переложить ответственность за события, произошедшие при них, даже если объективно они были ни при чем. Сильно действует сравнение с историческими персонажами, которые несут большую символическую нагрузку. Подвергаются атаке даже политические консультанты политиков. Так, Глеба Павловского называли не иначе как «тайный советник Кремля», желая показать, какие «темные личности» создают имидж партии власти. .

. «Мы против них». Лагерю конкурента присваивается ярлык, например, «партия власти» (о «Единой России») или «красно-коричневые» (о КПРФ). Конкурент попадает в поле негативного восприятия, в том числе и тогда, когда того не заслуживает.

. «Пренебрежительный юмор». Высмеивается внешний облик кандидата, манера его речи, моральные качества, программа и т. д. Так, в прессе печатались фотографии Зюганова, снятые с невыгодного ракурса. Только ленивый не ерничал над фразой Жириновского «мать - русская, отец - юрист». Во время теледебатов накануне думских выборов 1999 года Чубайс назвал Явлинского «невестой, которой уже шестой десяток».

«Порча» имеет целью полностью исказить облик кандидата, разрушить его позитивную легенду и имидж.

Руководитель консалтинговой группы «Управление PR» Максим Григорьев приводит множество таких приемов. Укажем некоторые из них, наиболее часто применяющиеся в избирательных кампаниях.

Подтасовки

Им нет числа. Приведем для иллюстрации лишь две.

От имени кандидата вас приглашают к нему на «чаепитие с раздачей подарков» в какой-нибудь ДК на окраине города.

Потом вы будете чертыхаться и проклинать «обманщика», поскольку вас нагло обманули.

Еще один способ дезинформации - распространение «листовок кандидата» о том, что он якобы снимает свою кандидатуру.

Ассоциации

Если образ кандидата удается ассоциировать с чем-то приятным - это успех, если с неприятным - поражение.

Когда Жириновский баллотировался в губернаторы Белгородской области, на агитационных автобусах ЛДПР было крупно написано: «На Белгород». Однако у нашего народа подобные фразы ассоциируются с фашистскими призывами «На Москву». Советам психолога Жириновский тогда не внял. И потерпел сокрушительное поражение - как фашисты под Курском и Белгородом.

Для того чтобы подпортить восприятие кандидата избирателями, конкуренты применяют самые грязные приемы. На рекламном плакате одного из кандидатов в Госдуму некоего гражданина П. конкуренты ночью подписали фразу: «А еще жена П. постоянно жалуется, что заколебалась стирать его носки - у гражданина П. так пахнут ноги!».

Даже если избиратель не поверит этому, фамилия П. будет теперь невольно ассоциироваться с брезгливым чувством, которое вызывают дурно пахнущие ноги.

Ярлыки

«Дерьмократы», «коммуно-фашисты», «семья», «киндер-сюрприз» - яркие, запоминающиеся словечки надолго прилепляются к тем или иным политическим группировкам или личностям, сформировав соответствующий образ.

Остроумно-зло поступили противники А. Буркова на губернаторских выборах в Екатеринбурге, скрестив его фамилию с фамилией Баркашова, лидера профашистского РНЕ. И вышло, что все, кто его поддерживает, - «буркошовцы». Мрачная аналогия оказалась поистине убийственной.

Накануне думских выборов на рекламных плакатах кандидата в депутаты Павла Бунича «доброхоты» из команды соперника перед фамилией подрисовали букву «Е». Округ помирал с охоту, весомое количество голосов было потеряно.

Но и у пиарщиков случаются проколы. Так, вовремя предвыборной кампании в Красноярском крае А. Лебедя назвали птеродактилем, а его электорат - зоофилами. Не помогло: противники не учли, что далеко не всем избирателям знакомо слово «зоофил», а кто такой птеродактиль, вообще знают единицы.

Намеки

Многозначительные намеки, допускающие любые толкования, удобны тем, что за них невозможно привлечь к ответственности, как за клевету. К примеру: «Всякому понятно, на какие средства он приобрел престижную квартиру в центре города». Мыслям слушателя придано нужное направление, а придраться невозможно.

Смешение образов

Есть такой эффект восприятия: «Рядом - значит вместе». Он используется в различных манипуляциях сознанием.

Увязывание политика с какими-либо негативными образами - один из самых эффективных способов его опорочить. В Литере для контрагитации вовсю использовали бомжей. Вооружившись поллитровкой, они обходили квартиры и просили внести по 100 рублей в фонд поддержки «нашего кандидата М».

«Арбузной коркой» на которой поскользнулся известный предприниматель, а ныне Член Совета Федерации России Лисовский, стали листовки якобы от имени «голубых», призывающих проголосовать за «дорогого Сереженьку».

В свое время для компрометации нового премьер-министра 00статочно было публично объявить, что Кириенко - «член секты сайентологов». И хотя этому нет никаких доказательств, однако массовому сознанию они и не нужны. В памяти народной Кириенко так и остался «cектантом».

Впрочем, это еще не самый яркий пример манипуляции сознанием, в истории найдутся и посильнее. Когда Сталин обвинил старых революционеров Зиновьева, Сокольникова, Радека и других в том, что те являются агентами гестапо, поверить было невозможно просто потому, что они евреи по национальности, а отношение гестапо к евреям общеизвестно. Но ведь поверили же. Точно так же в средневековье сжигали на кострах чаще всего

красивых женщин, веря святой инквизиции, что это ведьмы, искушающие благочестивых мужчин на плотские грехи.

Манипуляция «Исказить лозунг»

Берется предвыборный слоган с плаката конкурента, немного переделывается, но так, что смысл меняется на противоположный; этот «подправленный» плакат размножается и широко распространяется. Например текст «Лучшее слово – дело!» подменяется текстом «Лучше слово, чем дело!». Подмена образа человека дела болтуном нанесла огромный урон кандидату, ставшему жертвой этой манипуляции.

Или лозунг объединения «Отечество - вся Россия»! - «Когда другие говорят, мы делаем» заменой всего лишь нескольких букв превращается в лозунг всех Шариковых: «Когда другие творят, мы делим».

Манипуляция «Опорочить лозунг»

Один из кандидатов в мэры «организовал» В своей газете вопрос читателя: «Правда ли, что рекламный лозунг действующего мэра города «Проверен временем, проверен делом!» заимствован с американской рекламы презервативов?» Здесь мишенью воздействия на избирателей стало их желание иметь добропорядочного мэра, приманкой - намек на «цинизм» И «беспринципность» мэра.

Создание «фактов»

При использовании этого метода факты частично создают или придумывают. Главное в том, чтобы было невозможно проверить реальность созданного «факта».

Примеры создаваемых фактов.

1. Во время губернаторской кампании Лебедя в Красноярском крае московские специалисты провели две «партизанские» акции как будто в его поддержку, но с реальной задачей дискредитировать генерала. Одной из акций стал «марш бомжей», решивших «поддержать» генерала, другой - акция хлопцев в камуфляже, которые разгуливали по улицами с нарукавными повязками и эмблемами, чем-то средним между лебедем и свастикой.

2. В президентской кампании 2000 года, когда за бывшего генерального прокурора Ю. Скуратова, выставившего свою

кандидатуру, вышли агитировать якобы его поклонницы. Группе проституток за вознаграждение вручили лозунги «Защитим нашего клиента!» и сняли их шествие на видеопленку, которую потом показали по телевидению.

Понятно, что отбить такой прием практически невозможно. Если сделать ответные шаги, то историю можно раздуть до немыслимого масштаба, чем еще сильнее очернить жертву. Если же не обращать внимания, то избиратель воспримет это как признание факта вины, поскольку объекту нечего противопоставить в ответ на «демонстрацию сторонников».

3. Во время выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга «от имени» кандидата Д. в детский сад привезли несколько ящиков с фруктами, якобы для улучшения питания детей. При вскрытии ящиков обнаружилось, что их содержимое давно испортилось.

4. Ночью в двери избирателей ломится неизвестный. На вопрос: «Кто там?» - отвечает пьяным голосом: «Я ваш кандидат Иванов И. И., пришел вас агитировать». Факт был: ночью в двери ломился пьяный и называл себя кандидатом в депутаты. Проверить, был ли это действительно Иванов или некое подставное лицо, трудно. Зато информация о подобном «факте» расходится стремительно, особенно, если к этому приложены определенные усилия.

5. По квартирам избирателей разносят пакеты с продуктами или лекарствами «от имени» кандидата А. Через некоторое время кто-то сообщает в избирательную комиссию, милицию и СМИ, что кандидат А. подкупает избирателей. Факт раздачи подарков реален. Действительно ли эти подарки рассылал кандидат А., недоказуемо. Но за подкуп избирателей кандидатуру А. могут снять с голосования.

6. Иногда прибегают к такому экстремальному средству, как инсценировка покушения на кандидата или на его помощников. Если общественность поверит, то манипуляторы воздействуют сразу на две мишени: 1) опорочить конкурентов, списав покушение на них; 2) апеллировать к присущему нашим людям чувству сострадания к жертвам. Поскольку последствия этой манипуляции легко просчитываются, то конкуренты проводят контрманипуляцию: сразу поднимают крик, что «покушение» было организовано самой несостоявшейся «жертвой».

7. в ходе президентских выборов один из лидеров движения демократического толка в порыве «любви» к электорату неосмотрительно сдал кровь в одной из больниц.

Понятно, что этот ход разработан явно недоучившимся «политтехнологом», и вот почему: в любое удобное для политических врагов время эта порция может быть объявлена непригодной к использованию ввиду какой-нибудь придуманной «нехорошей» болезни кандидата.

Перед выборами в Государственную думу по первому телевизионному каналу была показана следующая реклама политической партии, составляющей оппозицию коммунистам. Сюжет начинался с демонстрации выступления популярного певца и танцев. Через несколько секунд после начала рекламного ролика музыка резко обрывалась. В зале появлялись люди полувоенного вида со значками, похожими на значки Коммунистического союза молодежи. Их лидер-человек с очень неприятным лицом - громко, на весь зал воскликнул: «Смирно! Мы победим на выборах!» После этого группа «комсомольцев» увела несколько наиболее веселых и беззаботных танцоров, по-видимому, чтобы запугать остальных. В полной тишине на экране появлялся текст: «Если ты не придешь на выборы, это может случиться». И далее: «Голосуйте за нашу партию» [142].

Грубая клевета

Наши рекомендации