Relationships in employers? married couples
V. P. Levkovich
Cand. sci. (philosophy), assistant professor, Moscow Humanitarian University, Moscow
The features of relationships inside married couples in families of male and female employers are presented. Comparing with families where husbands and wives are wage earners, in the families of male employerse (and still more in families of female employers) some negative tendencies are observed. In such families conficts are more frequent, the degree of marriage satisfaction decreases, the level of family stability is reduced and the amount of unstable and problem families is increased.
Key words: business, the level of family stability, marriage satisfaction, the level of married couple conflict, the field of married couple interaction.
стр. 31
Экономическая психология. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
Автор: В. А. ХАЩЕНКО
Г.
Кандидат психологических наук, профессор факультета психологии Московского гуманитарного университета, Москва
Дается теоретический анализ феномена экономической идентичности личности, его определение, способы измерения, соотношения с другими видами идентичности. Излагаются теоретические основания изучения структуры экономической идентичности как феномена экономического самосознания личности. Описаны результаты эмпирического исследования механизмов формирования экономической идентичности личности: экономической самокатегоризации, социально-психологической адаптации, экономической социализации. Выявлены психологические основания оценки экономико-психологического статуса личности, включающие: субъективную шкалу благосостояния, удовлетворение потребностей личности, самооценку делового потенциала, удовлетворенность деловой и личной самореализацией, экономическим благосостоянием. Подтверждена гипотеза о ведущей роли представлений о богатстве в становлении экономической идентичности.
Ключевые слова: Экономическая идентичность - экономическое самосознание, экономико-психологический статус, экономическая идентификация, экономическая категоризация, социально-экономическая адаптация, экономическая социализация, представления о богатстве и бедности, субъективная шкала благосостояния.
На протяжении последнего десятилетия в российском обществе происходит трансформация социально-экономических отношений, которая характеризуется изменением системы ценностей, жизненных приоритетов и проявляется в резком возрастании значимости для личности материальных благ, имущественной дифференциации, а также утрате нравственных и идеологических ориентиров. В обществе наблюдаются противоречивые процессы, свидетельствующие об общем кризисе социальной идентичности у большинства групп населения [10, 12 - 14]. Он выражается, с одной стороны, в утрате социальной (национальной, гражданской, политической, экономической) идентичности многими слоями населения, традиционно занимавшими ранее стабильно высокое социально-экономическое положение в обществе, с другой - в активном становлении новой социальной идентичности и отдельных ее составляющих, прежде всего политической, идеологической, экономической, в рамках формирования сменяющихся политических и экономических элит.
Проблема богатства и бедности, отношений собственности становится одной из наиболее актуальных в современной России [4, 19, 21, 25]. Представления людей о собственном материальном положении не только постоянно влияют на их повседневное экономическое поведение и взаимодействия в микросоциальной и экономической среде, но затрагивают всю систему макроэкономических отношений с государством, во многом определяя жизненную направленность, мировоззрение, сферу ценностей человека.
Все это придает особую актуальность исследованию вопросов экономической идентификации личности как самостоятельной психологической проблемы. Уместно напомнить, что экономическая идентичность в качестве важнейшей части социальной идентичности личности практически не изучена и до сих пор не подвергалась ни теоретическому, ни эмпирическому анализу. Более того, до последнего времени в научных исследованиях само это понятие практически не использовалось. Отдельные составляющие названной проблемы изучаются в экономической психологии в рамках анализа когнитивных аспектов взаимоотношения человека и общества, в частности, при выявлении представлений людей о богатстве и бедности, их границах, социальном неравенстве, восприятии человеком собственного благосостояния [4, 33, 34]. Экономическая идентичность человека рассматривается также в связи с исследованиями экономического статуса как характеристики объективного положения личности или группы [4, 25, 33], самооценки человеком своего материального положения как психологической составляющей его экономического сознания [8, 9] и самосознания [22].
стр. 32
Важность целостного подхода к проблеме экономической идентичности личности и ее компонентов обусловлена общим теоретическим контекстом - главенствующей ролью экономического самосознания личности в концептуальной схеме исследования экономической психологии человека. Следует учесть также недостаточную разработанность вопросов, касающихся структуры экономического сознания (самосознания), его компонентов. Эта проблема остро встала в экономической психологии в последние годы, когда актуализировалась роль экономического сознания личности в резко изменяющейся социально-экономической среде [8, 9, 19, 22, 25]. В исследовании экономической идентичности личности ключевыми вопросами, на наш взгляд, является определение: содержания данного понятия, психологических механизмов формирования, структуры, соотношения с другими видами идентичности, например, личностной или эгоидентичностью (по Э. Эриксону), а также способов измерения.
Актуальность проблемы обуславливает необходимость проведения специальных эмпирических исследований, а также разработки общего теоретического подхода к пониманию феномена экономической идентичности личности. В данной статье мы остановимся на изложении теоретических оснований изучения феномена экономической идентичности как центрального компонента экономического самосознания личности, а также на результатах эмпирического исследования психологических критериев измерения экономической самоидентичности личности на основе анализа субъективной модели осознания человеком своей принадлежности к определенной имущественной группе.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Согласно исходным теоретическим предпосылкам экономическая идентичность должна изучаться в рамках единого процесса формирования социальной идентичности личности. Как составная ее часть эта психологическая категория выражает осознание человеком своей принадлежности к конкретной социальной общности, определяемой экономическими признаками. В таком качестве экономическая идентичность обладает присущими только ей особенностями. С целью выявления последних остановимся на общих теоретических представлениях о природе феномена идентичности личности. Не претендуя на полноту теоретического анализа (данному вопросу посвящены специальные работы [2, 3, 15]), выделим некоторые положения, принципиальные для нашего исследования.
Следует отметить, что в отечественной социальной психологии понятие идентичности до недавнего времени использовалось крайне редко. Только в 90-е гг. XX в. интерес к данной проблеме вырос в связи с исследованием феномена личностной и этнической идентичности [2, 3, 6, 10, 12, 15, 18, 20]. Начиная с работ Э. Эриксона [26] понятие идентичности рассматривается в рамках соотнесения двух ее видов - личной и социальной (более подробно см. [15]). Наиболее распространенное теоретическое представление о ее природе предполагает, что социальная идентичность взаимосвязана с ингрупповым подобием и межгрупповой дифференциацией, а личностная трактуется как черты (свойства), позволяющие дифференцировать данного индивида среди других людей, в том числе - членов своей группы. Социальную идентичность определяют обычно в терминах группового членства, принадлежности к социальной группе, включенности в какую-либо социальную категорию. Под личностной идентичностью понимают набор индивидуальных характеристик, которые делают человека одновременно подобным самому себе и отличным от других. Эти идеи получили свое первоначальное оформление в теории социальной идентичности Х. Тэшфела и теории самокатегоризации Дж. Тернера [3, 15]. В рамках данных концепций социальная идентичность охватывает ту часть Я-концепции индивида, которая возникает из осознания своего членства в социальной группе, а также ценностного и эмоционального значения, придаваемого такому членству. Утверждается, что в основе как личностной, так и социальной идентичности лежат единые процессы категоризации - социальная идентификация (осознание принадлежности) и дифференциация (осознание различий). Современные последователи этой теории рассматривают проблему идентичности в рамках когнитивной схемы Я - Мы - Другие. При том социальная и личностная идентичности составляют единый образ Я личности. Личностная идентичность в данном понимании - это субсистема знаний о себе, которые формируются из сравнений себя с членами ингруппы и состоят из набора специфичных для Я черт личности. Социальную идентичность также составляет набор специфических черт, но выявляющихся в ходе социального сравнения представителей ингруппы и аутгруппы [27, 31]. Иными словами идентичность есть лишь феномен межгруппового восприятия. Данный подход доминирует в исследованиях этнической идентичности [26].
В противовес этой точке зрения в последнее время исследователи высказывают предположение о том, что личностная идентичность является продуктом социальной идентичности: восприятие социального давления и адаптация к нему - это активный и селективный процесс, и личностная идентичность выступает как бы его "остаточным" образованием. Так, в теории социальных
стр. 33
репрезентаций С. Московичи и его последователи исходят из единства указанных понятий и подчеркивают важность социального контекста детерминации этого явления. Личностная идентичность рассматривается в рамках социальной репрезентации в качестве организующего принципа индивидуальной позиции в системе символических взаимоотношений индивидов и групп. Идентичность - это не набор атрибутов, автоматически продуцируемый принадлежностью к определенной социальной категории, а социальный конструкт, связанный с разными социальными элементами и в том числе - с доминантностью статуса в обществе [28, 29, 35]. С точки зрения К. А. Абульхановой анализ реальных социальных связей, а не только символьных отношений человека с миром, указывает на возможность обратной связи социальной и личностной идентичностей. Социальная идентичность несет на себе отпечаток личной позиции человека, "угла его зрения" на мир, порождаемого эпицентризмом Я личности, личностными представлениями о себе [1]. Развивая логику данного положения, можно заключить, что социальная идентичность выступает не только результатом процесса осознания индивидом групповой принадлежности - когнитивно-эмоционального процесса, а, прежде всего, процесса активного личностного выбора им своего членства в определенной социальной группе.
На значимость личной активности человека в формировании его идентичности указывает также Р. Дженкинс, рассматривая ее как необходимый атрибут определения личностью собственной социальной идентичности. При этом подчеркивается, что процессы идентификации (классификации и отождествления) не могут быть поняты вне рамок общения, деятельности и практики личности. Поэтому идентичность должна определяться через процесс ее формирования и трансформации в постоянных социальных взаимодействиях, в которых индивиды определяют и переопределяют себя и других на протяжении всей своей жизни. Личностная и социальная идентичность - это две стороны индивидуальной идентичности - целостных представлений о себе как социальном субъекте [32].
Ведущая роль в процессе формирования принадлежит факторам материального характера. Очевидно, что материальные блага играют важную роль в повседневной жизни, в способах восприятия и оценки человеком самого себя и других людей. В материальных благах заключены не только их очевидные функциональные или коммерческие назначения, они формируют сложную систему социальных символов, несущих информацию об их владельцах. Например, собственность символизирует не только личностные качества индивида, но и группы, к которой он принадлежит, его общее социально-экономическое положение.
Люди не только выражают свои личностные и социальные качества посредством материальных благ, но также делают выводы об идентичности других людей на основе их собственности [2].
Идентичность личности складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу, классу, имущественной, профессиональной группе. Идентичность оказывается важным регулятором самосознания и социального поведения. Она складывается из тех аспектов образа Я, который формируется на основе восприятия индивидом себя как члена определенной социальной, имущественной группы. Люди в большинстве своем стремятся к сохранению или повышению самооценки, т. е. к положительному образу себя. Если же идентичность их не удовлетворяет, то они стремятся покинуть группу, к которой они принадлежат в данный момент, и присоединиться к более высоко оцениваемой группе.