Место дисциплины в структуре основной образовательной
программы высшего профессионального образования (Б.3 – базовая часть).
Дисциплина «Криминалистика» относится к Профессиональному циклу и предполагает наличие соответствующей педагогической подготовки (диплом бакалавра или специалиста). Основой изучения данной дисциплины является качественное усвоение бакалаврами дисциплины «Криминалистика» и соответствующих педагогических практик.
Для изучения криминалистики необходимо:
1) знать основные понятия и терминологию, относящиеся к данной дисциплине;
2) уметь анализировать юридические факты и правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; правильно составлять и оформлять юридические документы; ориентироватьсяв теоретических и практических вопросах криминалистики;
3) владеть юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками реализации норм права.
Требования к уровню усвоения содержания дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
а) общекультурных (ОК):
ОК-6 имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению
Б) профессиональных (ПК)
ПК-11 способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению;
ПК-12 способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению;
ПК-13 способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации;
ПК-14 готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции;
ПК-15 способен толковать различные правовые акты.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:
- систему экспертных учреждений Российской Федерации, их правовой статус, задачи и функции, организацию деятельности;
- о процессуальном положении и содержании деятельности эксперта и специалиста;
- возможности применения естественнонаучных, инженерно-технических методов и средств в экспертных исследованиях вещественных доказательств;
- современные методы, средства и приемы поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и исследования материально-фиксированных источников информации в целях раскрытия и расследования преступлений, судебного исследования по уголовным и гражданским делам;
- особенности применения технических и криминалистических средств и методов собирания и использования материальных следов и объектов при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Уметь:
- анализировать уровень использования судебно-экспертных средств и методов в доказывании по уголовным и гражданским делам, делам об административных правонарушениях;
- вырабатывать во взаимодействии со следователем, дознавателями, лицами и органами, рассматривающие дела об административных правонарушениях, меры по повышению их эффективности.
Владеть (быть в состоянии продемонстрировать):
- способность развивать свой интеллектуальный уровень, осознавать социальную значимость своей будущей профессии;
- способность к самостоятельному обучению методам исследования, в том числе методу формально-юридического анализа, методу сравнительно-правового анализа, системному методу работы с нормативным материалом; правилам юридической техники;
- способность соблюдать принципы этики юриста;
- способность анализировать современные значимые проблемы и процессы криминалистики;
- способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- применять технические и криминалистические средства и методы поиска, обнаружения, фиксации, изъятия всех видов материальных следов и объектов преступления при производстве оперативно-розыскных мероприятий, следственных и судебных действий;
- оказывать помощь следователю, оперативным работникам в использовании технических и криминалистических средств и методов в раскрытии и расследовании преступлений;
- оказывать помощь следователю, оперативным работникам в выдвижении следственных версий, отборе образцов для сравнительного исследования;
- способность формулировать вопросы перед экспертом при назначении криминалистических и иных экспертиз;
- осуществлять организацию и тактику использования криминалистических средств и методов при проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий;
- вести экспертно-криминалистические картотеки и коллекции, эффективно их использовать в раскрытии преступлений и судопроизводстве;
- способность преподавать основы криминалистики на необходимом теоретическом и методическом уровне.
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ