Проблемы идентификации деструктивных организаций в субъектах экономической деятельности
Деятельность «организаций» в экономической среде в нашей стране еще не изучалась и не привлекала должного к себе интереса и внимания со стороны «активной экономической» части общества. Данному обстоятельству можно дать несколько объяснений. Давайте попробуем их рассмотреть.
Одной из причин можно назвать неэффективное распространение информации о деятельности «организаций» среди «жертв» и заинтересованных групп общества. Проблематика «нераспространения информации» была рассмотрена мною в предыдущей статье, поэтому прейдем сразу ко второй причине.
Второй причиной можно назвать, неорганизованность отечественного бизнес-общества. Отсутствие кодексов делового поведения, ассоциаций, контролирующих (не нормативно) определенную «чистоту» бизнеса. Эта неорганизованность приносит свои плоды. Только определенные финансовые группы из большого бизнеса стараются следить и анализировать социо-экономические процессы в нашей стране, а так же влиять на них. Как бы ни было печально, но среди финансовых групп все чаще встречаются «деструктивные группы». Большая часть малого и среднего бизнеса, как правило, вообще не интересуется такими вещами. Они знают о «криминальном и государственном» рэкете, о конкурентной борьбе, минимизации налогов, аудите и консалтинге. Но кто знает о том, что в определенных отраслях по регионам от 60-80% бизнеса контролируется «деструктивными группировками» и их число постоянно растет? Кто подозревает об опасности потери своего бизнеса? В некоторых регионах контролируются предприятия нефтеперерабатывающей отрасли, энергетические (монополисты в регионе) и фармацевтические компании, рекламные агентства, и многие другие формы чужой собственности.
В Поволжье в одной из крупнейших политических «пропрезидентских» партий (недавно объединившейся) до 30% местных партийных ячеек контролируется «деструктивными группами», и они готовятся к выборам (к борьбе с КПРФ). В Интернете некоторые крупнейшие информационные холдинги контролируются «деструктивными группами». Несколько крупных дилерских сетей по продаже табачной, канцелярской, строительной продукции тоже в числе захваченных. Список далеко не полон.
«Как это происходит?» - спросите Вы: «Ведь многие фирмы противостоят и рэкету, и конкурентной борьбе?». Все до безобразия просто.
Рассмотрим простой пример с политической партией. «Вы думаете, что они внесли большие деньги в кассу или подкупили кого-то из региональных политиков?» - НЕТ. «Вы думаете, что они шантажировали и зазомбировали местных политиков и держат их под контролем?» - НЕТ. Они сделали просто. Открыли на всех своих «контролируемых» предприятиях ячейки данной партии - добровольно!!! Теперь многие партийные активисты к свои убеждениям прибавили и любовь к «чуду». Все - занавес.
Рассмотрим пример с энергетической компанией (входящей в состав РАО «ЕЭС») и нефтеперерабатывающим заводом (входящей в состав «ЛУКОЙЛа»). Здесь не было ни подкупа, ни шантажа, ни «криминального» давления. Через жен и любовниц топ-менеджеров предприятий произошел банальный «захват». Женщин завлекли на различные курсы и показали «чудо», потом стали контролировать их. Женщины же заставили своих мужчин сходить на пару сеансов бизнес-тренингов. Мужчины заставили подчиненных. Все - предприятие под «контролем», хотя формально там все нормально, компания не отделяется, но технологии «контроля сознания» для выкачивания денежных средств там применяются. Теперь там если не разделяешь любви к общему «чуду», то тебе не место на предприятии. Зарплату многим сотрудникам выдают литературой, которая помогает им достигнуть более высоко и глубокого понимания «чуда». Для членов семей сотрудников открывают детские группы, где «правильные» нянечки воспитывают детишек; для взрослых членов семьи работают специальные курсы и тренинги. Просто идиллия.
Примеров очень много, но нельзя все списывать на человеческую глупость. «Эти менеджеры - дураки, с нами этого не случится», могут подумать некоторые. На это можно было бы списать, если бы в отраслях «контролируемые» предприятия занимали бы максимум 5% местного рынка, но они занимают 60-80%. Замечу что, контролируют они не пивные ларьки, а крупные финансовые группы. Вряд ли кто-то будет утверждать, что большинство руководства компаний «идиоты», тогда бы они пали от рэкета и конкурентной борьбы. Давайте попробуем рассмотреть причины такой «близорукости», проанализировав баланс интересов предприятия.
Баланс интересов
Многолетняя противоречивая практика работы компаний (корпораций) дала аналитическим и консалтинговым фирмам очень большой материал для обобщения и выработки единых норм и рекомендаций по управлению данными организациями. Все это создает определенную упорядоченность в понимании сути коммерческих отношений и интересов самых разнообразных структурных категорий общества. В процессе функционирования компании в ее корпоративную среду (рис. 1) вовлекаются тем или иным способом различные субъекты общества и категории людей.
Рис. 2. Корпоративная среда
Поэтому руководство компании (корпорации) в процессе принятия решений должно учитывать интересы различных экономических составляющих общества.
Акционеры вступают с компанией в особые отношения: они делают возможным само существование компании как поставщики "рискового" капитала, необходимого для ее возникновения, развития и роста. Интересы акционеров должны учитываться во всех важнейших действиях общества. То есть, корпоративная среда компании представляет собой область взаимодействия компании как объекта с теми, на кого она может в силу своих возможностей оказывать влияние. Одним из возможных вариантов «захвата» компании естественно можно назвать «контроль» посредством акционеров. «Деструктивные группы» либо становятся акционерами (путем инвестиций или покупки акций), либо действуют через контролируемых ими акционеров, добиваясь выгодных для себя условий. Так 14 % инвестиций пакета акций «ВиммБильДанна» (иностранных держателей) принадлежит «деструктивной группе», (в столице этого культа недавно проходили олимпийские игры).
Потребители, требующие к себе самого пристального внимания, поскольку без них компания просто не сможет существовать. Потребители хотят получить качественные товары и услуги, приемлемые цены, хорошее обслуживание и правдивую рекламу. Если компания не стремится направить силы на удовлетворение потребностей последних, то это можно назвать ее главным стратегическим просчетом, из-за которого компанию, как правило, ждет неудача, как в долгосрочном, так и в краткосрочном периоде. Это обусловлено тем, что отношение общества к компании в значительной степени формируется в точках продажи товаров и услуг. Так, посредством потребительского давления одна из региональных дилерских сетей мебельного холдинга «Мистер Твист» (г. Оренбург) перешла под контроль «деструктивной группы». Одним из главных потребителей был холдинг компаний, входящих в «группу».
Служащие, суть отношений которых с компанией, начиная от обычных требований справедливой оплаты труда, переходит к другим аспектам взаимоотношений работодателя с работником: равенству возможностей, защите здоровья на рабочем месте, финансовой безопасности, невмешательству в личную жизнь, свободе самовыражения и обеспечению соответствующего уровня жизни. Пример захвата предприятий через «контролируемых» менеджеров и их окружения был описан выше. Естественно на этих предприятиях уже, о какой либо «личной свободе» речи не идет.
Местное население, на которое компании оказывают наибольшее воздействие в процессе производства. От компаний ждут непосредственного участия в решении местных проблем: образования, организации транспорта, условий отдыха, системы здравоохранения, охраны окружающей среды. В России, где много градообразующих предприятий, эта проблема особенно актуальна, поэтому именно здесь компании, прежде всего, должны объяснять суть и характер своей деятельности. Многие компании, входящие в «деструктивные группы», занимаются спонсорством и меценатством. Так, многие проводят бесплатные тренинги и бизнес-школы для предпринимателей, где им объясняют, как правильно вести бизнес. Есть детские кружки, где подрастающему поколению объясняются все прелести «чуда» и их неправильной жизни до этого. Есть много других «бескорыстных» прелестей, таких как усыновление детей в семьях исповедующих «чудо» и т.д.
Общество в целом, на которое компании оказывают воздействие на национальном и международном уровнях. Деятельность компании оказывается объектом пристального внимания различных организаций и групп заинтересованных лиц, включая академические круги, властные структуры и средства массовой информации. От компаний ждут участия в решении проблем национального и международного масштабов, уплаты налогов и других обязательных платежей и наоборот. Так государственный департамент США помогает саейнтологам и мормонам в Германии. Объясняет правительству Германии, что к ним нужно относится лояльней, а не как к шпионам или организованным преступным группировкам. Они же в долгу перед государством не остаются. Замом директора ФБР по обработке и сбору агентурной информации стал мормон, занимающий до этого аналогичный пост в службе безопасности мормонов («даниты»). В одной телевизионной передаче по каналу ТВЦ утверждалось, что около 1,25% от общего числа сотрудников МВД РФ состоит в тех или иных «деструктивных организациях».
Поставщики, большую часть которых составляют, как правило, малые предприятия, ожидающие от сотрудничества с компаниями справедливых торговых отношений и своевременных платежей. Взаимоотношения компаний и их поставщиков являют собой важное звено любой экономической системы, так как само существование малого бизнеса зависит от честного отношения к нему со стороны других компаний. Схема достаточна тривиальна. «Группа» предлагает «экономические блага» поставщикам, но при этом им нужно пройти стандартизацию. Все тренинги для топ-менеджеров бесплатны.
Консультанты. В «группах» они, как правило - вербовщики. Именно они обеспечивают наиболее высокий прирост «захваченных» предприятий. Они внедряют различные ноу-хау, которые позволяют им контролировать топ-менеджеров, а потом и предприятие. В прошлом году рынок консалтинговых услуг в России вырос на 60%. Огромное поле для консультантов. Однако здесь не стоит драматизировать ситуацию: консультанты из «групп» пока еще занимают 3-4% в сфере предоставления консалтинговых услуг.
Из всего вышеприведенного можно сделать несколько выводов: «деструктивные группы» используют все те же инструменты управления и развития предприятий, что и любой субъект экономических отношений; «группы» предпочитают начинать захват предприятий через топ-менеджеров (или акционеров) и их окружение; «деструктивные группы» в отличие от «деструктивных организаций» ставят целью «получение высокой прибыли», а уже потом увеличение адептов «чуда», а «организации» наоборот; однажды попав в «группу», предприятие оттуда самостоятельно не выходит (не продается); как правило, 2 из 3 предприятий вошедших в «группу» прекращают существовать, как самостоятельные (входят в состав других «групп», как «дочерние предприятия»); из большинства «захваченных» предприятий выводятся активы, а сами предприятия банкротятся.
Не пора ли нам заметить деятельность «групп»? Уже пора добавлять к рэкету, конкурентной борьбе, минимизации налогов, аудиту и консалтингу – и «деструктивные группы». «Группы», которые поглотят Ваш бизнес как раковая опухоль, оставив после себя десятки, сотни сотрудников и членов их семей с «промытыми мозгами», уже стучатся в дверь вашего офиса.
22.02.2002