Техника мысленного экрана и стандартные повторения

Нас учат правильно обращаться с электроприборами, водить автомобиль, обучают даже экономической географии зарубежных стран. Чему только нас не учат! Но при этом наблюдается вопиющаябезграмотностьв отношении работы собственногоразума. Достаточно разобраться в том, как люди обычно запоминают, чтобы осознать необходимость введения в школах и вузах курса, позволяющего научиться грамотно пользоваться возможностями собственного разума.

Уточняю. Когда человекчитает текст на первой странице, он считает, что запомнил его. Ведь он же помнит все, что только что прочитал! Читает вторую страницу. Да, пока помнит. Почти все. А когда читает десятую или двадцатую, порой случается, что булыпую часть прочитанногоуже не помнит. А вы, читая сейчас эти абзацы, помните, что об этом уже говорилось?

Выполняется немедленно.

Вспомните, пожалуйста, в каком разделе шла речь о различии процессов восприятия и запоминания.

Людипутают восприятие сзапоминанием. Одно дело – прочитать (или услышать), то есть воспринять какую-то информацию. И совсем другое – «положить» ее в память.

– А где она, эта память?Куда класть-то? – может спросить меня пытливый читатель.

Если вы развиваете память по предлагаемому мной алгоритму, то память непосредственно перед вами. Это тот самый информационный треугольник, о котором идет речь.

Вы читаете текст (целиком или часть) ипредставляетеего на правом луче либо прямо перед собой на мысленномэкране. Настолько, насколько вы можете представить его. Но… одно дело – прочитать текст. И совсем другое – прочитать и представить его после прочтения на мысленном экране. По затраченному времени эти два варианта почти не отличаются, а по качеству запоминания разнятся весьма значительно.

Техника мысленного экрана и стандартные повторения - student2.ru

Запоминаемуюинформацию при первом прочтении мы«оживляем» (визуализируем, ощущаем и озвучиваем), используя возможно большее количество ощущений и добавляя эмоции, а затем представляем на мысленном экране, вспоминая, о чем был первый абзац и как он выглядел, о чем второй и т. д. Через 15 минут, когда нужно будет вернуться к информации для ее более прочного закрепления в памяти, располагаем воспоминание на мысленном экране, на левом луче, на 1–2 см дальше первой опорной точки.

Попробуйте проделать этосегодня же, после прочтении любого, даже не требующего специального запоминания, текста. Более детально мы рассмотрим механизмы лучшего закрепления информации на голограмме в последующих разделах.

Притретьем обращении к информации (рекомендуется сделать егочерез 3–4 часа), которую необходимо запомнить навсегда, включаем левый луч с экраном на расстоянии 15–20 см от лица (вторая опорная точка) и представляем на нем изображение того, что запоминали. Если видим не все, дополняем изображение, заглянув в учебник или конспект.

Что при этом происходит? Обычное воспоминание об учебном материале может отпечататься в памяти не настолько сильно, чтобы школьник (или студент) помнил прочитанное 2–3 дня или 2–3 месяца. Воспоминание может стереться из сознательной памяти. Когда мы повторяем информацию, голографический образ как бы приближается к лицу, и поэтому вспомнить легче, но при этом воспоминание обычноне совпадаетв пространстве с предыдущей голограммой. При использовании голографической памяти человек не просто вспоминает то, что читал некоторое время назад, он накладывает одну голограмму на другую, в результате происходитусиление яркости голографического изображения данного воспоминания. Это можно сравнить ссовмещением двух слабо экспонированных негативов одного и того же изображения: если их соединить, то фотография получится более отчетливой.

При сознательном управлении расположением своих воспоминаний мы можем намного лучше закреплять в памяти информацию без увеличения количества повторений по сравнению с обычным алгоритмом запоминания.

Соответственно, если мы возвращаемся к информации в третий или четвертый раз, то снова включаем экран в поле голографической памяти в том месте, которое соответствует исходной дате, и значительно улучшаем запоминание благодаряэффекту совмещения голограмм.

Еще одна тонкость. Многим, особенно лицам старшего возраста, не очень удобно представлять текст или что-то другое на расстоянии 7–9 см от лица. Ну и не представляйте, в этом нет необходимости. Просто сначала мысленно включите на левом луче на расстоянии 7–9 см от лица экран с изображением того, что вы видели при запоминании, а затем можетевспоминать, отодвинув изображение на 20, 30 или 40 см – как вам удобнее. Исходное включение экрана на расстоянии 7–9 см (или на любом другом расстоянии) нужно всего лишь для активизации в памяти того участка на голограмме, в котором хранится информация о нужном тексте.

Вспоминание информации

Итак, выпоместили информацию не просто в память, а на левый луч голограммы, и грамотно ее там закрепили. Поскольку у вас есть навык обращения с голографической памятью, даже одно повторение улучшает сохранность информации в памяти.Что дальше?

Вы сдаете экзамен (или у вас ежегодная переаттестация, или на уроке вызвали к доске) и знания надо доставать из памяти прямо сейчас. Во-первых,сконцентрируйтесь. Взгляд перед собой, ощущение своего тела. Это должно стать привычкой, такой же, как привычка поправлять волосы перед тем, как куда-то зайти.

Затем мысленно включаем информационный треугольник или левый луч. Пусть он будет цветным, ярким.На левом луче, на расстоянии, соответствующем тому времени, когда вы запоминали нужную информацию, включаем мысленныйэкран и представляем на нем все, что необходимо. Информация вспоминается намного лучше, причем далеко не все видят изображение на экране. Кому-то после обязательных манипуляций с экраном «все просто приходит в голову».

Ключ

Представьте библиотеку. Вы можете зайти в большой зал и ходить между полками в надежде увидеть знакомую книгу или воспользоваться алфавитным либо каким-то другим каталогом – и очень быстро найти нужное издание.

Пользуясьголографической памятью, человек обращаетсяточно по адресу своих воспоминаний, быстрее вспоминая то, что нужно. Некоторые участники моих тренингов рассказывали, что у них перед глазами возникали целые страницы, когда они включали мысленный экран на голограмме. Об одном из таких случаев будет рассказано в следующем разделе.

Метод ключевых слов

Вы пробовали представлять на мысленном экране силуэты страниц (абзацев) с ключевыми словами в массиве текста, выделенными жирным шрифтом.

Начиная со следующей страницы такие слова будут выделяться всего лишь подчеркиванием. При представлении на мысленном экране вам потребуется представлять их такими же яркими, как и раньше, когда они выделялись жирным шрифтом. Напоминаю, что времени вы затрачиваете почти столько же, как и при обычном прочтении, но при этом развиваете сразу несколько умений.

Наши рекомендации