Модальности высших архетипов 1 страница
Локальный — глобальный.Важнейшие для психики модальности связаны с высшими архетипами. Это, например, модальности локальный — глобальный, или частный — общий. Например, когда мы разговариваем, мы часто для усиления своего сообщения, своей реплики делаем обобщения. Если разгневанный муж говорит жене: «Ты сегодня отвратительно пожарила котлеты!» — то это может показаться ему слабым, так как его негодование слишком сильно. Тогда он делает обобщение: «Ты вообще не умеешь жарить котлеты!» Я думаю, вы понимаете, что это совершенно разные вещи, и на провинившуюся жену эти две реплики подействуют совершенно по-разному!
Иногда подобное обобщение идет интонационным образом. Например, муж говорит: «То, что ты сегодня приготовила, я есть не могу!» Однако жена слово «сегодня» не слышит. Она воспринимает то послание, которое муж ей фактически посылает, а именно: «Ты не умеешь готовить». И обижается, и говорит: «Ну, вот, я так и знала, ты считаешь, что я не умею готовить, что я вообще ни на что не способна». Он как бы наводит ей эту мысль. Если они воспроизведут этот диалог в присутствии психолога, он скажет жене: «У вас дефект восприятия, сказано было совершенно конкретно, локально, вот именно о сейчас, почему вы понимаете это вообще?» Однако для этого у жены есть достаточно весомые причины. Каждое общение двупланово. Есть прямой (социальный, объективный) смысл того, что говорится, а есть психологический смысл. И люди, находящиеся в близком общении, всегда, прислушиваются к психологическому смыслу. Беда в том, что люди, излагающие свои мысли, часто не обращают внимания на то, какими словами они пользуются. И та модальность, которую они имеют в виду — одна, а та, которая звучит в речи — другая. Однако они этого совершенно не замечают ни в своем самовыражении, ни в чужом. И задача психотерапевта заключается в том, чтобы обратить внимание человека на эти вещи и научить его выражать себя в правильной модальности и адекватно слышать модальности при восприятии других людей.
Модальности инь и ян.Следующая очень важная пара модальностей соответствует архетипам ян и инь, или принципам воздействия и восприятия. Вот, например, такая невинная на первый взгляд фраза: «Я вас не понимаю». В зависимости от интонации она может звучать совершенно по-разному. «Я вас не понимаю, глуповат я, извините», — здесь я описываю свое состояние и в таком произнесении это типично иньская фраза. Однако чаще всего фраза: «Я вас не понимаю», — произносится совершенно иначе, а именно, с оттенком осуждения и в совершенно очевидно янской модальности, то есть как действие осуждения. В этом случае психологически эта фраза звучит и воспринимается как: «Я вас осуждаю!» или «Я требую, чтобы вы сказали то, что вы сейчас сказали, по-другому!», или еще хуже: «Я требую, чтобы вы изменили свои жизненные позиции».
Таким образом, человек говорит фразу, которая внешне вроде бы касается его состояния, то есть по своему социальному содержанию она иньская, но фактически при ее произнесении идет прямой эмоциональный и ментальный удар по другому человеку, причем сам произносящий эту фразу, может быть, этой разницы и не замечает, то есть не видит расхождения между прямым смыслом фразы и ее фактическим воздействием на партнера. А если окружающие заметят ему: «Ты чего на человека так наехал?» — он ответит: «А что я такого сказал? Я всего лишь сказал, что я его не понимаю...» — но эта фраза будет сказана уже в совсем другой интонации.
Модальности времени.Есть, как мы знаем из астрологии, три основные фазы, или модальности времени: фаза Творения, когда что-то созидается, фаза Осуществления, то есть время работы в устойчивых программах, и фаза Растворения, когда определенный цикл существования подходит к концу.
Эти модальности тоже очень важны при общении между людьми. Могу привести такой пример. Муж, разгневанный поведением жены, говорит: «Все, ты меня достала, я ухожу!» Эту фразу можно воспринять в трех модальностях времени. Сказанная в модальности творения, эта фраза означает, что идея ухода только что пришла ему в голову, и он как бы испытывает ее — для себя испытывает, испытывает на жене. В этом случае она может отделаться кратким извинением, что, мол, извини, дорогой, я, наверное, сделала что-то, не подумав, — и этого в принципе будет достаточно, конфликт на этом будет исчерпан. Эта же самая фраза может быть произнесена в модальности осуществления, и тогда она будет означать, что программа ухода уже им продумана, и он уже приготовил себе определенную площадку где-то на стороне, куда он собирается уходить, что он уже определенным образом разобрался со своими ценностями, с чем-то в душе распрощался, и что у него в течение месячного срока уже намечен переезд на новую квартиру. И в этом случае, если жена не хочет, чтобы он уходил, ее адекватная реакция должна быть гораздо более серьезной, чем описанная выше. Например, она должна вызвать мужа на серьезный ценностной разговор: «Скажи, что тебя не устраивает, может быть, не все еще потеряно, может быть, мы еще что-то сладим вместе», — и продемонстрировать свою готовность пойти на существенные качественные уступки, перестройку своих ценностей и т. д. И, наконец, эта фраза может прозвучать в модальности растворения, когда, собственно говоря, муж сообщает, что ситуация, которая у них с женой сложилась, уже разрушена, и он имеет в виду, что чемоданы уже собраны, и он уже надел костюмчик, собрал вещички и вот уже готовится в последний раз выйти из квартиры и отдать жене ключи. И в этом случае, чтобы предотвратить уход мужа, женщине нужно пойти на какие-то экстренные меры — упасть в обморок, забиться в истерике, или кинуться к окну с очевидным намерением из него выброситься.
При этом, заметьте: если муж скажет свои слова в модальности творения, а женщина воспримет их в модальности растворения и отреагирует соответственно (начнет рвать на себе волосы и кричать, что теперь ей прямая дорога в петлю), то он воспримет ее поведение как абсолютно неадекватное. Он скажет: «Ты чего вытворяешь? Я же, того, пошутил!». Если же он произнес свою фразу в модальности осуществления, а жена даст такую реакцию, как будто она услышала ее в модальности творения, то есть отделается кратким извинением, то он, может быть, промолчит, но его решимость уходить только возрастет. Вот вам пример того, что модальности делают с людьми, если не обращать на них внимания. Последите сами за собой, за своими окружающими.
Гуманитарные модальности
Эгрегориальная модальность. Следующая модальность — эгрегориальная. Она не относится к числу базисных, но в человеческих взаимодействиях очень важна. Когда человек что-то говорит или делает, он может иметь в виду, что он это делает как бы от себя лично, а может подразумевать, что он делает это, например, в интересах своей семьи, или в интересах пары, то есть стоять на позиции: «Я делаю это для нас двоих». И это совсем другое, чем если он это делает для себя. Можно что-то делать в интересах семьи, можно что-то делать в интересах истины, в интересах Вселенной, если хотите, или, более скромно, в интересах своей фирмы, своего рода, своего города, своего народа, человечества. Вот ученый — он трудится, открывает законы природы, затем внедряет свое открытие — в чьих интересах он трудится? Тут надо смотреть. Если он имеет в виду внедрение своего открытия в рамках своей страны, в целях повышения ее конкурентоспособности, то значит он служит эгрерору своего государства. Если он не имеет в виду брать патент, а открывает истину для всех — как, например, открывал Ньютон закон тяготения — он трудится на эгрегор человечества в целом. Так вот, эти модальности служения, как правило, человеком подразумеваются, осознаются им лишь наполовину или не осознаются вовсе, но всегда очень выразительно окрашивают то, что с ним происходит. В простейшем варианте можно различать две основные эгрегориальные модальности, которые можно назвать личной и общесоциальной, или субъективной и объективной.
Объективная модальность, особенно с претензией на истину, иногда жутко обидна. Представьте, вы говорите своему знакомому: «Мне не нравится, как ты сегодня выглядишь!» Это субъективная модальность. Но вы можете сказать и по-другому: «Как ты сегодня плохо выглядишь!» Слова, вроде бы, почти те же самые, а модальности — противоположные. Когда вы говорите: «Как ты сегодня плохо выглядишь», — это значит, что человек объективно плохо выглядит, и с этим согласится любой, кто бы на него ни посмотрел, — другими словами, ваша фраза построена так, как будто через ваши глаза и уста смотрит и глаголет все человечество. И вы тем самым наносите человеку мощный удар. По моим наблюдениям, многие межличностные конфликты связаны с тем, что люди очень не любят употреблять субъективную модальность вместо объективной, когда по сути, стоило бы это сделать. Особенно это распространено в этических вопросах, когда другой человек говорит вам, что ему не нравится, как вы поступили, но выражает это не лично, а как бы глазами широкой общественности, человечества в целом или даже Бога, сотворившего Вселенную. Такому человеку хочется задать вопрос: «А что, у тебя есть претензии на то, что ты все знаешь, все видишь насквозь, в том числе все хитросплетения мировой кармы и моей личной судьбы, если ты берешься судить о том, что перед глазами Божественной этики я веду себя не так?» Можно сказать другому человеку: «Ты поступил плохо», — если вы глубоко вошли в обстоятельства жизни этого человека, видите его насквозь, видите все особенности его кармы и можете выступать в роли практического духовного учителя на уровне Будды. Обычно, однако, говоря эти слова, человек имеет в виду нечто гораздо меньшее, а именно, что ему не нравится то, что вы сделали. Но, как правило, он выражает это неадекватно, и говорит так, словно через него транслируется мировая мудрость. Это всего лишь маленький поворот фразы, но вы подсознательно понимаете этот акцент очень четко, обижаетесь, и, главное, перестаете его воспринимать как адекватное лицо. Кто он, в самом деле, такой, чтобы говорить вам всякие гадости от имени всего человечества или даже Бога?
Еще пара гуманитарных модальностей — это прямая и косвенная модальности. Типичный пример — извинение. Есть люди, и их довольно много, которые органически не умеют извиняться. Точнее, они вам скажут, что не умеют, а на самом деле они это очень не любят и не хотят этого делать. И в какую бы неприятную для себя ситуацию такой человек ни попал, как бы она ни требовала извинений, из него слов «Извините, я был неправ!» — не вытянешь никакими силами. Кстати, американские социологи проводили исследование, какую фразу мужчина и женщина произносят с наибольшим для себя трудом, с наибольшими моральными издержками. И для мужчин это оказалась именно эта фраза: «Извините, я был неправ». И тогда идут в ход косвенные извинения, которые порой бывают ужасно забавными. Человек совершенно меняет тон, он начинает говорить подобострастным голосом и каким-то образом косвенно пытается загладить свою вину. Типичный ход — он начинает говорить с вами об обстоятельствах вашей личной жизни: «Как там твоя жена поживает?» — или что-нибудь в этом роде. Прямо он извиниться не может, но зато меняет свое поведение в целом, ясно давая вам понять, что дает задний ход.
Все мы в социальном общении в том или ином виде выступаем во всевозможных ролях, но те роли, которые для нас наименее приемлемы, мы играем косвенным образом. И это для профессионального психолога очень важный момент. Глядя на то, что человек делает подчеркнуто косвенно в ситуациях, когда это надо было бы сделать прямо, психолог может многое сказать о том, что происходит в подсознании.
Свободно — вынужденно. Каждый человек, находясь в той или иной ситуации, подсознательно или полусознательно ощущает: он делает вынужденные ходы (вынужденно отвечает, реагирует, действует), так как ситуация ставит его в безвыходное положение, и тем оправдывает его поведение. И эта вынужденность его как бы морально раскрепощает, то есть он позволяет себе такие вещи, которых он себе обычно не позволит. С другой стороны, у каждого человека бывают состояния, когда он субъективно, психологически ощущает себя свободным, и это состояние во всех отношениях отличается от вынужденного. Вот типичный пример из сферы межличностных отношений.
Жена наседает на мужа, требуя от него чего-то такого, что, он чувствует, делать никак нельзя. Она говорит: «Ну, возьми отгул завтра на работе!» Он ей объясняет (или не объясняет, зная, что безнадежно), что завтра на работе ответственная встреча, от которой многое зависит, и никак завтра отгул брать нельзя. А она нажимает, у нее есть какие-то свои причины, какие-то родственные обстоятельства, то, се. Возникает некоторое напряжение, однако она на него продолжает давить, не обращая внимания на тонкие сигналы, которые он ей дает, и которые обозначают, что она согласия не получит. Кстати говоря, обычно в таких ситуациях грубость сразу в ход не идет. Сначала обычно идут тонкие сигналы, особенно от физического тела, на лице появляется определенная мимика, в движениях обнаруживается жесткость, меняется поворот шеи, она закрепощается и т. д. Однако жена не обращает внимания на эти тонкие сигналы, идущие от мужа, она в своем потоке. И в конце концов, выведенный окончательно из терпения ее настырностью, он ей в какой-то момент говорит: «Знаешь, что я тебе скажу? Ты дура!»
Такие сцены могут повторяться. Они могут повторяться раз в неделю, могут — два раза в неделю. Потом она придет к терапевту или просто будет жаловаться подруге, что муж ее ни в грош не ставит, дурой считает. А на самом деле, считает он ее дурой? Нисколько. Особенность ситуации заключается в том, что слова «Ты — дура» — это его вынужденная защита. Он знает, что когда он это скажет, она все-таки отвяжется. То есть он это говорит, находясь в вынужденной модальности, как бы в ответ на ее слова, в ответ на ее поведение. Он совершенно не имеет в виду, что она вообще дура, но объяснить ей это практически невозможно, и если он начнет ей это объяснять, то она не поймет. Это может объяснить человек со стороны, профессиональный психотерапевт, и то ему для этого придется потратить очень много сил, потому что слова-то повторяются, образ создается, и пробиться сквозь этот образ очень трудно.
Следующие важные психологические модальности это модальности просьбы, требования и приказа. У большинства людей, кто попроще, такой модальности как просьба вообще не существует, то есть прямое проявление их воли выглядит обычно как требование или как приказ. Но фактически этот человек иногда имеет в виду (внутренне), что он просит, однако его просьба внешне выглядит как требование — например, слово «пожалуйста» в определенных кругах не употребляется. Когда такой человек действительно требует — это приказ, а если это приказ, он еще поорет, или кулаком по столу ударит. Но это не значит, что у него внутри нет правильной иерархии этих модальностей. Она есть у каждого человека, каждый человек в какие-то моменты своей жизни просит и даже униженно просит — а вот как это внешне выражается, за этим стоит понаблюдать.
Обида — благодарность. У разных людей существуют очень разнообразные средства выражения того и другого, и путаница здесь бывает очень большая. Подумайте об этом сами.
Жалоба — хвастовство. Рассказывают такую историю. Одна молодая женщина, выходя замуж, сказала: «Меня никто, кроме мужа, не целовал!» На что ее старшая подруга спросила: «А это ты что — жалуешься или хвастаешь?» И действительно, несмотря на то, что жалоба и хвастовство по своему смыслу, казалось бы, противоположные вещи, тем не менее в жизни, в бытовых ситуациях часто человек по виду-то жалуется, а на самом деле (психологически) хвастается. И для психолога путаница человека в этих модальностях — тоже признак большого неблагополучия и того, что в его подсознании недалеко скрывается существенная проблема.
Модальности тонких планов
И, наконец, рассмотрим модальности тонких планов. Эта тема в действительности весьма актуальна, и не в последнюю очередь потому, что к терапевту часто приходят люди эзотерически, оккультно продвинутые. И они видят такие вещи, которые сам терапевт не видит и даже не подозревает, что они существуют. Я помню, у меня училась астрологии одна дама — профессиональный психотерапевт, причем работала она с сумасшедшими. Попутно с астрологией я рассказывал кое-что об эзотерике. Она примерно год у меня проучилась, а потом сказала, что стала гораздо лучше понимать своих пациентов, когда, например, они приходят к ней, смотрят заботливыми глазами и говорят: «Вы знаете, дорогая, у вас сегодня ментал сильно перекошен». Но кроме этого, кроме чисто практического, так сказать, приложения, давно (и не только мной) замечено, что эзотерическая премудрость, тайное знание, будучи переложено на психологический язык, дает ему очень многое. И вот я сегодня попытаюсь одну из этих тем для вас раскрыть.
Я расскажу вам о модальностях тонких планов. Те, кто читал мою книгу «Возвращенный оккультизм, или Повесть о тонкой семерке» или «Тонкие тела» из серии «Каббалистическая астрология», те, наверное, лучше поймут то, что я буду рассказывать. Но я буду рассказывать так, как будто бы вы этих книг не читали.
В эзотерике существует деление человека как единого существа, оккультного организма, на семь тонких тел. Соответственно, в мире (проявленной Вселенной) рассматриваются семь тонких планов. Сверху вниз, то есть от более тонких к более плотным, они называются так:
атманическое тело (Атман — это индивидуальный дух);
буддхиальное тело (иногда говорят буддхическое; буддхи — это высший разум на санскрите);
каузальное тело (еще его называют причинным);
ментальное тело;
астральное тело;
эфирное тело;
физическое тело.
Таким образом, у каждого человека есть семь тонких тел, а в мире есть семь соответствующих планов. И в каждый момент времени точка сборки человека, то есть его центр восприятия, находится на одном из этих семи планов. В зависимости от этого, то есть от того, в каком состоянии человек находится, он совершенно по-разному воспринимает мир и выражает себя. И правильно понять человека, не понимая, какая из модальностей тонких планов в данном случае у него активна, совершенно невозможно.
Я сейчас вам попытаюсь описать эти модальности, а потом мы с моей ассистенткой разыграем маленькую сценку, и вашей задачей будет определить, кто из участников в какой модальности находится. Поэтому слушайте внимательно.
Атманическое тело. Если сказать совсем коротко, то атманическое тело — это вместилище индивидуального духа. Во внутренней жизни — это главный и единственный идеал человека, который пронизывает все его ценности и, в идеале, все его жизненные события и процессы. Во внешней жизни это то, что называется «жизненная миссия» или, по-русски, судьба, то есть та общая идея, которая охватывает все стороны жизни человека, все события, все его ценности и все жизненные программы и соединяет их воедино.
Буддхиальное тело — в нем находится то, что мы называем словом «идеалы» или «ценности». Сюда относятся добродетели и пороки, то есть положительные и отрицательные душевные качества, а также жизненные позиции человека — это в плане его внутренней жизни. Во внешнем плане буддхиальному телу соответствуют все длительные жизненные программы, которые человек исполняет.
Например, это программа обучения, освоения профессии, когда ему требуется пять-десять лет, чтобы ее хорошо освоить. Или, другой пример, у женщины рождается ребенок, и вместе с ним возникает программа его выращивания и воспитания. Некоторые буддхиальные программы имеют отчетливый срок, некоторые им не ограничиваются, но все они длительны и важны для человека.
Каузальное тело — в нем в первую очередь отражаются конкретные события жизни человека, его действия, поступки, недлительные (локальные) переживания, длящиеся день, два, три. Каузальное тело это то, что наполняет нашу обыденную жизнь; на внешнем уровне — это, прежде всего, поступки, конкретные действия.
Ментальное тело — это тело мысли. Однако оно содержит не только те мысли, которые человеком осознаются. И вообще, что такое мысли, вопрос в нашей культуре еще открытый. К проявлениям ментального тела относятся наши мыслительные процессы, наши модели, наши представления, наше символическое мышление. Но кроме этого, к ментальному телу относится, например, регулирование жизни физического тела, то есть управление всей физиологией. Скажем, вы берете в рот кусок и начинаете его жевать. При этом сначала у вас во рту выделяется определенный сорт слюны, потом вы чувствуете, сколько раз вам надо прожевать ту пищу, которая вам попала в рот, потом в желудке выделяется определенный желудочный сок, в зависимости от того, что вы съели, — все это требует большой ментальной работы, хотя и неосознаваемой, но, тем не менее, нужной.
Другой пример: горнолыжник едет по склону. В каком-то смысле его ум занят: он регулирует спуск. Ученые посчитали, что если смоделировать деятельность мозга, то выбор оптимального пути по трассе по сложности существенно превосходит возможности современных компьютеров. Другими словами, сделать робота, который бы с такой же ловкостью ехал на горных лыжах, практически невозможно.
Итак, ментальное тело регулирует мышление, астральное тело связано в первую очередь с эмоциями человека, а эфирное — с его ощущениями, которые иногда называют «физическими», но это не вполне точно.
В каждый момент времени точка сборки человека, то его центр его восприятия, находится в одном из его тонких тел. И воспринимая любой объект, какой-то фрагмент мира, человек подсознательно настраивается на один из семи тонких планов. И оба эти момента, то есть где находится восприятие человека и куда он направляет свое внимание, обязательно должны учитываться психотерапевтом.
А теперь давайте рассмотрим модальности тонких планов более подробно.
Атманическая модальность.Когда мы можем сказать, что человек находится под преимущественным воздействием атманического тела? Это как бы харизматическое состояние, выражающееся в том, что человеком владеет некоторая моноидея достаточно абстрактного свойства, которой он полностью поглощен, то есть всего остального для него не существует. И эта идея, с его точки зрения, заменяет ему все, заключает в себе весь его мир и всю его жизнь. Через ее призму он воспринимает абсолютно все остальное. Есть люди, у которых эта моноидея достаточно четко выражена, и когда они начинают включаться в эту идею, их глаза загораются ярким светом, который воспринимается окружающими как определенная неадекватность. Все основные мировые ценности, которые в настоящий момент нам предлагает человечество, находят своих выраженных адептов. Любовь, секс, власть, деньги, страдания, жертвенность, работа, помощь другим, нигилизм, катастрофы, смерть — все эти идеи у некоторых людей настолько акцентированы, что буквально пропитывают всю их жизнь. Есть, например, люди, для которых нет в мире ничего, кроме катастроф, и они катастрофят абсолютно всегда.
Первый раз в жизни я услышал это слово — «катастрофить» — не так давно, но оно вошло в мой лексикон. Ко мне пришел как-то руководитель психологического семинара, рассказывал, что они там делают в первый день, второй, третий — «а потом, на пятый день, — сказал он, — мы катастрофили». Так вот, есть люди, которые катастрофят не только в психологической группе на пятый день, а постоянно, всегда.
Есть люди, которые всегда страдают, и заметьте, что это далеко не одно и то же. Есть люди, которые находятся в постоянном состоянии катастрофы, но при этом страдания у них на самом деле нет, это для них нормальное состояние. Есть люди, которые всегда думают о деньгах. Или есть люди — своего рода профессиональные революционеры. Им надо все разломать, и на что бы они ни смотрели, они ждут, что оно сломается, или ломают это сами.
Какова при этом цель? Когда человек находится в атманической модальности, то цель, которая им владеет, никогда не конкретна. Это цель высшая, несколько абстрактная. Это свет некоторого идеала. Как говорят идейные бабники: со всеми женщинами не переспишь, но к этому надо стремиться. И когда он об этом говорит, у него в глазах зажигается, словно прожектор, характерный атманический свет — иногда его называют харизматическим.
Обычно, когда человек находится в атманической модальности, то речь идет о тотальной организации его жизни или о человечестве в целом — ни на что меньшее человек не рассчитывает. Например, приходит ко мне незнакомый читатель, эзотерик, и рассказывает о себе: «В нашей группе пять человек. Мы занимаемся программой галактического единства». Вот это атманический план, атманическая модальность.
Для атманической цели характерно, что она, как правило, обесценивает все, что с ней прямо не связано, все, что ей не озарено. Есть, например, люди, которые считают, что главное в жизни — это любовь. Если этот взгляд поднимается на атманический план, то ситуацию, в которой любви нет, человек вообще не воспринимает. Этой ситуации для него не существует. Или, если он конструктивно настроен, он в эту ситуацию приходит, но думает только о том, что в ней любви не хватает, что надо бы этой любви добавить. А что бы нам всем не обняться, братья и сестры, и не сказать всем друг другу по очереди, как мы друг друга любим. Это работает. Некоторые терапевтические группы даже исключительно этим и занимаются. Вопрос стоит только об уровне этой работы. Здесь работает именно атманический план. Очень многие гуманитарные идеи, например, целительство «рейки», тоже идут в первую очередь по атманическому плану. Здесь действует абстрактная идея исцеления, никак не конкретизирующая ни болезни, ни целительские потоки, а действующая по простейшей схеме: положили на больного руки, и дальше исцеление идет само по себе. Вот это — атманический уровень абстракции.
Речь. Какая речь характерна для человека, который находится в атманической модальности? Для него характерна харизматическая эмоциональная насыщенность, заменяющая смысл, поскольку обычного, то есть ментального, смысла здесь, как правило, нет. Здесь есть некая абстрактная идея, которую ни в коем случае нельзя конкретизировать, а иначе человек обидится или отбросит вас в сторону. Для атманической модальности в речи характерны лозунги с определенным ключевым словом, и на этом ключевом слове делается ударение. «Мы несем любовь всему человечеству». И точка.
Теперь немного о харизме, или благодати, свойственной атманической модальности. Она бывает одновременно и подавляющего, и вдохновляющего типа. Посмотрите внимательно: она человека на что-то вдохновляет, но в то же самое время подавляет для него все остальное. И те, кого его харизма подавляет, естественно, как бы отходят в сторону и уже для этого человека не существуют. А те, кто к нему подходят — они, соответственно, вдохновляются его харизмой и некоторое время на ее энергии живут.
Еще одна особенность атманической модальности — это неопределенность. Она, как стрелка компаса, показывает: идем туда. Куда «туда» — непонятно, что там будет — еще менее понятно, но идем. Характерный жест: рука вперед-в сторону-вверх.
Другие особенности атманической модальности: всеохватность и универсальность. Здесь — по идее — ничто не упускается, и хотя фактически отсекается очень многое, но в принципе все должны ко мне прийти, все должны исповедовать мою идею, она абсолютно всем годится без каких бы то ни было ограничений. Универсальность означает, что тот, кто не со мной, того для меня как бы нет, но я всегда могу оставить ему запасной вариант, так что когда он захочет быть со мной, то я найду ему место, и когда он придет ко мне, то обретет подлинное счастье и смысл бытия.
Какова адекватная реакция на такого человека? Это очень важно. Это тема комплементарности. Это слово происходит не от слова «комплимент», а пишется с буквой «е», и происходит от английского слова complementary, что означает «дополнительный». Это психологический термин, который означает в первую очередь адекватность в общении. Если вы некомплементарны — это значит, что вы ведете себя не так, как имеет в виду человек, который с вами взаимодействует, причем «не так» именно по стилю: не по смыслу того, что вы делаете, а по стилю, по качеству, по модальности. Вы ведете себя комплементарно — это значит, что вы по стилю соответствуете его ожиданиям, и невидимые колесики вашего общения зацепляются.
Итак, какова комплементарная реакция на атманическое поведение? В первую очередь — это согласие в общем. Обязательно. Здесь невозможна никакая критика, никакое альтернативное мнение, скажем, что существует что-то иное, также хорошее. Нет, его не существует. Или, если оно и есть, то сейчас не о том речь. Вы должны согласиться в общем, и если вы согласились в общем, то вы можете как-то что-то конкретизировать для себя в рамках этой общей идеи, то есть разрабатывать ее конкретно — на это, скорее всего, человек посмотрит снисходительно.
Для атманической модальности характерны невосприимчивость к критике и неприятие равного соучастия, то есть человек берет на себя априорно высшую роль, и если вы по поводу его идей, не дай Бог, начнете приводить какие-то ассоциации, метафоры, то есть наравне с ним выходить на атманический уровень абстракции, то вам, скорее всего, не поздоровится. Вам скажут: «Суди, дружок, не выше сапога».
Следующий признак атманической модальности — требование тотальной жертвы. Если вы хотите быть принятым этим человеком, то вы должны полностью измениться, принести в жертву и вашу семью, и вашу работу, и ваше мировоззрение в целом, надеть рюкзак и пойти по той дороге, которая вам предписана. Все меньшее вызывает только раздражение. Его позиция в вашем отношении выглядит обычно так: «Ты пришел — значит, ты отвечаешь за то, что ты пришел. Ты пришел целиком.»