Предупреждение конфликтов посредством изм-я отношения к конфликтной ситуации
С этой целью составляется карта потенциального конфликта, т.е. карта, отражающая устремления сторон в конфликтной ситуации. Эта же карта позволяет и структурировать существующий уже конфликт для того, чтобы определить эффективность той или иной стратегии в конфликте: После такого анализа необходимо принять решение о принципиальном участии или неучастии в конфликте. Необходимо следовать следующим принципам:1. не идти на конфликт, если не уверены, что оппонентом правильно поняты ваши мотивы.2. Снижать по возможности личный фон устойчивой тревожности и агрессии (многочисленные тренинги)3. Избегать предконфликтных ситуаций при переутомлении и перевозбужеднии. (суточные колебания)4. Чаще практиковать в конфликтных ситуациях сотрудничество, компромисс, избегание и уступку. Сначала это трудно, но со временем ваше Я начнет воспринимать это поведение как естественное.5. Не давать предварительных оценок и не ожидать единственно желаемого результата. А также по Анцупову: терпимость к инакомыслию, забота человека о снижении своей агрессивности и тревожности, управлять своими текущими психическими состояниями, избегать предконфл-х ситуаций при переутомлении и перевозбуждении, в общении с окруж-ми нужно быть готовым к решению возникающих проблем путём сотр-ва, компр-са, спос-ть к децентрации- возмож-ть поставить себя на место партнёра, в ходе общения с партнёром хотя бы изредка улыбаться, не нужно ждать от окруж-х слишком многого, не забывать о чувстве юмора.
36.Способы и приемы влияния на оппонента в целях предупреждения конфликта. 1.Не требуйте от окружающих невозможного, учитывайте, что их сп-ти к различным видам д-ти различны. Если у работника плохая память, то не следует поручать ему зад-я, требующие великолепной памяти. Ставя з-чи, указывайте реальные сроки их исполнения (т. к может привести к тому, что подчиненные делают работу быстро, но плохо, либо не укладываются в срок.) 2.Не стремитесь быстро, радикально, путем прямых во/д перевоспитать Ч.Если вас в Ч не устраивает какая-либо черта х-ра: вы начинаете периодически указывать ему на эту черту, говорить, что она мешает вам и другим членам коллектива, или в ходе беседы, сделав Ч комплемент, вы мягко говорите ему о недостатке, подчеркивая, что с ним вполне можно жить, но без него Ч стал бы еще лучше. 3. В пр-се общения важно оценивать актуальное психическое сост-е партнера и избегать обсужд-я острых проблем, если повышена вероятность агрессивной р-ции с его стороны. 4. По отн-ю к з-те своих интересов м. занимать достаточно твердую позицию и отстаивать их упорно. По отн-ю к самому оппоненту, его л-ти целесообразно занимать по возм-ти мягкую позицию. 5. Эффективный сп-б предупрежд-я к-тов — своевременная инф-ция окружающих об ущемлении ваших интересов.Нужно просто проинформировать этого Ч о том, в чем затронуты ваши интересы. Типичная ошибка во в/д оппонентов — их одинаковая жесткость по отн-ю к проблеме и противнику. Позиция д.б. гибкой. 6.В пр-се обсуждения проблемы важно не перебивать оппонента, дать ему выговориться. 7.Желательно как можно более заблаговременно информировать людей о ваших реш-ях, затрагивающих их интересы. Ч отрицательно реагирует на неожиданные изм-я с-ции, затрагивающие его интересы. Принимая реш-я, лучше согласовывать их с людьми до того, как они будут приняты. 8.Установите неформальный, личностный контакт с партнером по в/д. 9. В пр-се общ-я желательно избегать крайних, жестких, категоричных по форме оценок любых аспектов обсуждаемых проблем, тем более позиции и л-ти партнера. Категоричная форма высказываемых суждений способствует обострению с-ции общ-я.
37.Влияние инициального коммуникативного пов-я на возн-е конфл. с-ции (по А. П. Егидесу) Вним-е ко всем компонентам общ-я — важная з-ча как для говорящего, так и для слушающего, особенно в с-ции разрешения возникшего м/ду ними противоречия. Нерационально организованное общ-е сп-но стать причиной, кот. ведет к усилению этого противоречия и переходу к конфликтному противостоянию. Расширить предст-я о практических возм-тях профилактики к-тов в ходе общ-я позв-т его содержательный анализ. Для предупр-я труд-тей в пр-се делового общ-я, необходимо учесть, что в любой интеракции есть инициальный посыли ответ— коммуникативные поведенческие акты. Соответственно м. говорить об инициальноми ответном коммуникативном пов-и. А. П. Егидес предлагает толкование психогенеза к-та, в кот. инициальный посыл - порождает к-т. Он пол-т назв-е конфликтогенного посыла (конфликтогена) В противоположность ему инициальный коммуникативный посыл, направленный на удовлетворение потр-ти партнера, становится синтоном. Инициальное коммуник-ое пов-е неоптимально, если оно насыщено конфликтогенами при отсутствии синтонов. На основе опр. потр-тей м. выделить пары «конфликтоген —синтон». Вот некоторые из них: Наруш-е обществ. договора в свою пользу и в ущерб партнеру конфликтогенно, т.к. договор обозначит границу дозволенного-недозволенного, кот. постоянно нужно иметь в виду. Отрицательная оценка, мотивом кот. явл-ся самовозвышение, конфликтогенна. Активная обоснованная искренняя «+» оценка — синтон. Обвинение, включая «-» оценку, подразумевает еще и наказание, поэтому оно еще более конфликтогенно. Наоборот, смягчение вины, оправдание партнера в проблемных с-циях — синтон. Конфликтогенное знач-е имеет юмор, направленный на партнера. Даже если шутка явно доброжелательная, Ч скорее неприятно. Антитеза конфликтогенному юмору — юмор, направленный не на Ч, а как бы «вверх». Конфликтогенна категоричность, даже если она касается абстрактных истин. Если я принял другую т.зр. при категоричной ее подаче, то я уступил. Синтонным противовесом категоричности м.б. активная антикатегоричностъ, приглашение к обсужд-ю, апелляция к мнению партнера. Перебить — конфликтогенно. Дать себя перебить — синтонно. Синтонно вдохновлять на разговор знаками согласия, «возвращением» сод-я сказанного в иной форме. Конфликтогенны любые знаки неприятия. Синтонны знаки приятия. Приведем примеры противоположных в этом смысле проявлений: хмурое лицо или аутентичная улыбка; «Вы видите: я занята» или «Сейчас освобожусь и займусь вашим делом»; невключение или включение в разговор и т. д.(Конфликтогенное иниц. Комм-е повед-е -обязан, но не сделал, должен, но не сделал. Нейтральное-обязан и сделал, должен и сделал. Синтонное-не обязан, а сделал, не должен, а сделал.).