Да ты просто люби и все. Опыт святых отцов
— Я сегодня узнал про Иисусову молитву. Книгу напи- сал крестьянин 19-го века. Имя неизвестно. Книга очень интересная в плане опыта, как прийти к покою на уме, к возможности научиться думать сердцем.
— Да, но есть люди, которые счастливы всю жизнь, они просто работают, они просто радуются и не унывают в труд- ностях. Их можно назвать жизнелюбами с добрым сердцем.
Возвращение домой
И при этом они могут и не изучать ничего из духовного. Просто любить нужно и все. Остальное приложится.
— Просто любить. А что тебе дали эти слова? Я думаю, ни один мудрый старец не скажет лишь это, но скажет, что необходимо изучать любовь. Поскольку фраза «про- сто люби» то же самое как «хочу быть здоровым». У нас все просто любят, когда влюблены, когда сочетаются в браке. Но где эти счастливые браки сейчас?
— Значит, не было любви.
— Интересно, как вообще можно понять, что она была? Или что она есть? Знаешь, на самом деле все уже любят, просто каждый так, как умеет — так, как дано ему в уме- ниях любить от Бога. Но святые отцы, которые дошли до истинного счастья в своем сердце — счастья, которое никогда не убывает, они ведь пишут простым мирянам, всем нам, об этом пути к такому счастью. Неужели бес- полезны все эти писания? Неужели лишь для них самих все это было важным? Неужели их желание научить простых людей, пусть даже и добрых и жизнерадостных, научить нескончаемому счастью в сердце — глупость и излишнее занятие? Думаешь, они не знают, что все уже любят? Знают, но почему тогда стремятся направить нас двигаться дальше? Вот человек, как ты говоришь, жизне- люб и добр, он имеет намного больше, чем те, кто озабо- чен курсом валютных единиц и собственными накопле- ниями, имеет намного больше, кто озабочен поиском счастья и тех, кто печалится. Имеет намного больше, по- тому что любит жизнь, и ему просто некогда скучать, у него всегда найдется то, что доставит ему радость в труде. Такие люди обычно певучи и трудолюбивы, терпеливы, оптимистичны и сознательно радостны. И вот, имея та- кого человека в пример, находятся подобные им, кто осу- ждает или унижает желание других людей идти путем
Павел Амурский Ваша жизнь(?)
святых отцов. «Да ты просто люби» — говорят они. «Нам бы со своей жизнью разобраться, а не труды еще читать каких–то отцов», «у меня своя жизнь, свои проблемы и я их должен сам решить их и научиться любить сам. Не знаю как, но сам. Бог поможет». Почему мы осуждаем или унижаем или недооцениваем это желание [святых отцов], но не думаем при этом, что такой жизнелюб и оптимист получился из-за своего стремления к духов- ному пути в своих прошлых жизнях. Тот, кто говорит
«ты просто люби» — любит ли он сам, как любит святой отец? Счастлив ли он сам, как счастливы святые люди? Или обычным людям необязательно стремиться к тако- му состоянию святости? Главное добреньким быть, тер- пеливеньким, и любящим? А что это значит любящим? Те, кто обычно говорят «Да ты просто люби и все», воз- можно вкладывают смысл «Да меня бы кто-нибудь лю- бил по-настоящему и все, был бы я счастлив»?
Все хотят счастья. Это заложено в нас как основной принцип в желании жить. В нас заложено три основных принципа, как своеобразная форма жажды: мы хотим
«Существовать», мы хотим «Сознавать», мы хотим по- лучать «Блаженство». Если хотим идти духовным путем, путем сознательно думающего, улыбчивого и просто- душного сердца, нам нельзя считать, что мы уже знаем все о достижении счастья или мы знаем то, что такое
«любить». Святые люди прошли большой и трудный путь в понимании человеческого тела, ума и сердца. У них всегда есть чему поучиться.
(Мы часто ограничиваемся вопросами о том, как на- учиться любить друг друга, в отношениях мужчины и женщины. И часто мы вкладываем в слово любовь — только определенное поведение и отношение друг к другу. Тем не менее, нужно понять, что любовь — это в
Возвращение домой
первую очередь внутреннее состояние самого человека, но не отношение).
Но мы ленимся на самом деле, и думаем, что это не обязательно. Тем временем жизнь не вечна, и понять этот огромный путь святых отцов невозможно за недельку до смерти. Вспомните Вовку из мультфильма «Вовка в триде- вятом царстве». Всему нужно учиться и всегда есть учитель, или в виде книг или в виде наставника, или в виде жизнен- ных ситуаций — так же как и у ребенка есть родитель.
Мы взрослеем и думаем, что поумнели, думаем, что уже самостоятельны и нам не нужна помощь. Но лишь случит- ся горе или беда тяжелая или просто тяжело у нас на душе, так маму в мыслях зовем, Бога ли зовем, просим помощи у ближних, и плачем как дети. Не думайте, что умнеем
— лишь глупеем, если закрываем глаза на опыт мудрых старцев. Невозможно научиться самому за столь корот- кую жизнь. Невозможно самому себе сказать, что знаешь о любви все, если не глуп. Необходимо учить и повторять труды их и не ради награды, не ради самого этого счастья, но лишь потому, что это просто путь вашей жизни:
«Но даже и желания ради царства небес- ного, если кто станет совершать спаси- тельные подвиги, то и это святые отцы на- зывают делом наемническим»
О молитве
«А что такое молитва? и как научиться молиться? — на сии, хотя и первейшие и самонужнейшие вопросы, весьма редко у проповедников сего времени можно на- ходить обстоятельные объяснения; поелику они труднее
Павел Амурский Ваша жизнь(?)
для понятия всех вышеисчисленных их рассуждений и требуют таинственного ведения, а не одной токмо школьной научности. Да что еще всего сожалительнее, что суетная стихийная мудрость заставляет измерять Бо- жие мерилом человеческим».
«У туземных народов я научился тому, что перед про- ведением любой значительной церемонии необходимо сначала соединиться в любви с Матерью Землей, по- том — с Отцом Небом и благодаря этому, наконец, с Ве- ликим Духом, или Богом. То же самое нужно сделать пе- ред тем, как входить в священное пространство сердца, иначе оно будет ускользать от вас».
Именно поэтому, в древности, молитва была первым делом перед всяким начинанием. Молитвой притяги- вали светлые силы, и они помогали. Молились и перед посевом зерна, и призывом дождя, и перед приемом пищи и в любом деле молитва ли, ритуал ли или меди- тация были необходимым и естественным занятием — общением с Жизнью. Это также означает фразу «на Бога надейся, а сам не плошай». У нас не так много времени, чтобы мы могли его так непозволительно тратить лишь на суету нашу житейскую. Не стоит недооценивать зна- чения знаний древних мудрецов, которые наполнены были не только словесным пониманием, но написали все труды свои после самостоятельного деятельного опыта. Не будьте наивны в своей важности считать необязатель- ным изучать это.
Возвращение домой
И наполнится светом
23 ноября 2011
Прежде чем осознать, человеку необходимо прочув- ствовать это, так сказать, «на своей шкуре». Поэтому, боль- шинство учится, лишь, на своих ошибках. Будда просидел у дерева, пока не осознал смысл потока жизни. Глупый скажет «дай-ка и я сяду на ночку у дерева и откроется мне», но разумный поймет — необходимо должное осоз- нание, сила внутренняя; сила сердца и духа необходимы.
Можно бороться со своим эго. Но можно, подобно Будде, опустошить и открыть сердце, сохраняя его пу- стым. Сердце необходимо наполнять радостью и силой духа. А мы даже не задумываемся, чем его наполняем.
«Иисус сказал ей: поэтому я говорю следующее: ког- да он станет пустым, он наполнится светом, но когда он станет разделённым, он наполнится тьмой» (Евангелие от Фомы, 65).
Божественное присутствие
«Когда, обретая знание, «я» человека стано- вится единым со всем сотворённым, то как может пребывать он в смятении или печали, если во всём видит он единство?» (Иша–Упа- нишада)
Развивая детское удивление, вы придете к тому, что все вокруг, все, что видите вы, слышите, все что ощущаете, все это будет для вас источником радости, источником любви. В дальнейшем, развив это, все, на что бы вы ни
Павел Амурский Ваша жизнь(?)
посмотрели — все это будет казаться вам отражени- ем вас самих. Удивительная радость переполняет, ког- да любое ощущение наших чувств, вызывает радость, в удивлении от увиденного. Во всем вы начинаете видеть частичку себя. Как можно быть печальным и одиноким при этом? Полезно смотреть в небо так, как будто смо- трите вы на себя самого изнутри, находясь в маленькой молекуле своего же организма. Вы видите — сам воздух пропитан чем-то неотделимым от вас самих. Вы ясно понимаете причастность вас ко всему, что видите. Когда начнете видеть себя, в каждом человеке, в каждой тра- винке и в каждом дуновении ветра, тогда поймете, что означает — Бог везде, Бог вокруг нас, Бог в каждом.
«Ученики его сказали ему: В какой день царствие при- ходит? Иисус сказал: оно не приходит, когда ожидают. Не скажут: Смотрите, здесь! — или: Смотрите, там! — Но Царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его»
Однажды мы пробудимся и увидим, что все вокруг, ровно, как и мы сами, светимся энергией одной [единой] природы. «Как я могу знать, кто я есть, когда я есть все это, — сказал он, указывая на окружающее жестом голо- вы. Затем он взглянул на меня и улыбнулся».
Использовать серцем
24 ноября 2011
Но кто применяет прочитанное нами, в жизни? Вот мы восторженно задумываемся от прочитанного, а зав- тра уж и не помним точно, что прочитали. После, лишь
Возвращение домой
остаются воспоминания, что читали что-то поучитель- ное. Учимся не от книг даже, а все еще на собственных ошибках, на глупости своей! Невежество не самый страшный из грехов, накопление плохо усвоенных зна- ний страшнее, — пишет Рерих. Не будьте дураками с дырявыми карманами. В этом ключ познания сердцем. Лишь уму нужны свои ошибки, лишь ему нужно полу- чать ушибы и обжигаться. Если научитесь прочитанное использовать сердцем, быстро поймете сердечное уче- ние. Ум же, лишь впечатления получает от прочитанно- го, но сохраняем при этом образ своей нерушимой ин- дивидуальности и слишком много думаем о себе.