Разрешающая модель социальной работы
Данная модель социальной работы в отличие от многих других носит специфически-прикладной характер. Основу ее формирования и осуществления составляет упразднение или хотя бы снижение отрицательного воздействия общества на отдельного ее члена. Особенно эффективна эта модель при работе с семьями, так как взаимная поддержка членов семьи может активизировать их развитие. Используя эту модель, социальный работник прибегает к специальным методикам, в частности он должен представлять себя «аутентично».
Существуют определенные трудности (особенно на первых этапах) освоения и использования данной модели. Часть из них обусловлена тем, что социальные службы -— это определенные подразделения социальной системы в целом, в которых существуют различные устойчивые формы и уровни социальной дифференциации, способы деятельности.
Разрешающая модель социальной работы ориентирована на оказание помощи в одинаковой степени всем, кто за ней обращается. Но, поскольку существуют определенные бюрократические правила, ограничивающие либо характер оказываемых социальных услуг, либо круг клиентов, которые вправе рассчитывать на помощь, многие потенциальные клиенты могут потерять всякое желание обращаться в социальные службы за помощью, получив негативный ответ на какую-либо просьбу. Человек становится клиентом социальных служб, когда понимает, что какие-то стороны его жизни нуждаются в пересмотре или изменении, не представляя, как можно решить возникшие проблемы.
В настоящее время существует тенденция считать клиентами социальных служб определенные группы людей (малообеспеченные, одинокие, престарелые и т.д.). В некоторых группах существуют стереотипные представления, что быть клиентом социальной службы позорно, а люди, нуждающиеся в помощи при решении проблем повседневной жизни (не в экстремальных ситуациях, а именно в будничной, повседневной), заслуживают презрения, и если их беспомощность и зависимость вызывают у кого-то чувство вины или жалости, то они презираемы в еще большей степени. В обществе могут возникать негативные отношения и между представителями разных социальных групп, получающих социальную помощь, но считающих, что другим «достается» больше, а это, с их точки зрения, несправедливо.
Разрешающая стратегия социальной работы ориентирована как на поддержание разных социальных групп, так и на совершенствование различных услуг, оказываемых клиентам, а также на преодоление негативного отношения к тем, кто нуждается в помощи социальных служб, и к самим социальным работникам. Одна из основных задач разрешающей модели практики социальной работы — помочь клиентам оценить собственные потенции в решении возникших проблем.
С этой целью осуществляется процесс обучения и научения клиентов тому, как можно решать такого рода проблемы. В данном случае используется технология «партнерских отношений». Она исходит из того, что при первых контактах с клиентом необходимо преодолеть существующую у него негативную реакцию. Для этого важно определить, локализовать и упразднить «блоки» негативизма, возникновение которых может быть обусловлено отрицательным опытом в детстве (стыд, испытываемый в связи с бедностью своей семьи, своей или родительской инвалидностью, принадлежностью к каким-то этническим группам и т.д.), слабым здоровьем, отставанием в развитии и т.д. Все это во многом ограничивает эффективность выполнения клиентом его социальных ролей. После упразднения негативных «блоков» следует усилить поддержку клиента, стремящегося решить проблему.
Особенно действенно разрешающая модель социальной работы реализуется в настоящее время при работе с маргинальными группами. В этом случае для социального работника важно найти альтернативные варианты объяснения поведения любого представителя этой группы, особенно те альтернативы, которые другими чаще всего воспринимаются как ложные. Затем социальный работник должен предложить клиенту выбрать альтернативное объяснение, наиболее релевантное для него.
Взаимоотношения социального работника с клиентами должны устранить их недоверие к официальным службам, а также неуверенность в собственных силах, которая возникает порой из-за того, что первая попытка получить помощь была безрезультатной. Социальный работник должен иметь четкие представления о мотивации клиентов, учитывая их социально-культурные ожидания. Это предполагает, что социальный работник одновременно выполняет несколько функций: консультанта (способствует повышению самооценки клиента), учителя (помогает приобретать знания о себе), воспитателя (формирует социальные навыки, позволяющие клиенту решить специфические задачи).
Разрешающая модель социальной работы может быть использована для оказания услуг в семье, микрорайоне, общине.