Правила работы с первоисточниками. Методические указания
Цель данных методических указаний - помочь правильно организовать самостоятельную работу над первоисточниками, составить содержательные конспекты философских произведений, многие из которых сложны для изучения, отличаются острой полемичностью, обилием рассматриваемых вопросов, множеством имен, фактов, оценок. Глубокая самостоятельная работа над ними обеспечит успешное усвоение курса философии в вузе.
Приступая к изучению того или иного произведения, необходимо отчетливо представить историческую обстановку в период его создания, выяснить почему возникла необходимость в его написании, какую цель ставил перед собой автор. Одним из важнейших средств серьезного овладения этической теорией является конспектирование первоисточников.
Для составления конспекта рекомендуется сначала прочитать работу целиком, чтобы уяснить ее общий смысл и содержание. При этом можно сделать пометки о ее структуре, об основных положениях, выводах и т.п., надо стараться отличать в тексте основное от второстепенного, выводы от аргументов и доказательств. Если есть непонятные слова, надо в каком-нибудь энциклопедическом словаре найти, что это слово обозначает. Закончив чтение (параграфа, главы, статьи) надо задать себе вопросы такого рода: В чем главная мысль? Каковы основные звенья доказательства ее? Что вытекает из утверждений автора? Как это согласуется с тем, что уже знаете о прочитанном из других источников?
Ясность и отчетливость восприятия текста зависит от многого: от сосредоточенности студента, от техники чтения, от настойчивости, от яркости воображения, от техники фиксирования прочитанного, наконец, от эрудиции - общей и в конкретно рассматриваемой проблеме. Несомненно, надо понимать, что качества эти вырабатываются в процессе чтения.
Многое зависит и от склада ума. Если в сознании студента легче укладываются факты, нежели обобщения и выводы, необходимо нацелиться на сосредоточенную работу именно над теоретическими положениями. Если же теоретические положения воспринимаются отчетливее кажущейся мозаики фактов, необходимо сосредоточиться на фактической стороне.
Результатом первоначального чтения должен быть простой план текста и четкое представление о неясных местах, отмеченных в книге. После предварительного ознакомления, при повторном чтении следует выделить основные мысли автора и их развитие в произведении, обратить внимание на обоснование отдельных положений, на методы и формы доказательства, наиболее яркие примеры. В ходе этой работы окончательно отбирается материал для записи и определяется ее вид. Квалифицированный читатель владеет тремя ее видами: план, тезисы, конспект.
Из предшествующего изложения ясно, что план есть краткий, последовательный перечень основных мыслей автора. Запись прочитанного в виде тезисов - значит записать опорные мысли текста. Разница между планом и тезисами заключается в следующем: в плане мысль называется (ставь всегда вопрос: о чем говорится?), в тезисах - формулируется - (что именно об этом говорится?). Запись опорных мыслей текста важна, но полного представления о прочитанном на основании подобной записи не составишь. Ведь важно и то, как автор доказывает свою мысль, как убеждает в истинности своих выводов. Так возникает конспект. Форма записи, как мы уже отметили, усложняется в зависимости от целей работы: план - о чем?; тезисы - о чем? что именно?; конспект - о чем? что именно? как?
Конспект есть краткое последовательное изложение содержания. Основу его составляет план, тезисы и выписки. Универсальность конспекта таит в себе весьма большую сложность для использующего этот вид записи. Подводные камни конспектирования: многословие, цитирование не основных, а связующих мыслей, стремление сохранить стилистическую связанность текста в ущерб его логической стройности.
Важно помнить, что приступать к конспектированию необходимо тогда, когда сложились навыки составления записи в виде развернутого подробного плана. Необходимо также заметить, что не всякий текст нуждается в конспектировании. Как правило, запечатлеть в конспекте необходимо особо важную для студента книгу, статью, усвоение которой определяет дальнейшую работу в рамках учебного процесса.
Требования к конспектированию не могут носить канонического, жестко определенного характера, из всех видов записи эта самая свободная, но полезно знать, что основные элементы конспекта обязательно должны в полном объеме фиксировать позицию автора, систему основных утверждений и аргументацию их.
Форма записи при конспектировании требует особого внимания: важно, чтобы собственные утверждения, размышления над прочитанным, четко отделялись при записи. Разумнее выносить свои пометки на широкие поля, записывать на них дополнительные справочные данные, помогающие усвоению текста (дата события, упомянутого авторами; сведения о лице, названном в книге; точное содержание термина и т.п.). Если конспектируется текст внушительного объема, необходимо указывать страницы книги, которые охватывает та или иная часть конспекта.
Для удобства пользования своими записями важно озаглавить крупные части конспекта, подчеркивая заголовки. Следует помнить о назначении красной строки, стремиться к четкой графике записей - уступами, колонками. Излагать главные мысли автора и их систему аргументов - необходимо преимущественно своими словами, перерабатывая таким образом информацию,– так проходит уяснение ее сути. Мысль, фразы, понятые в контексте могут приобрести порой более пространное изложение в записи. Но всегда ( и в этом суть конспектирования) текст оригинала свертывается. И, свертывая текст, студент отрабатывает логическое мышление учиться выделять главное и обобщать однотипные суждения, однородные факты. Есть и еще один аргумент в пользу записи своими словами: обобщается письменная речь студента, шлифуется его язык.
Знание общей стратегии чтения, техники составление плана и тезисов определяет и технологию конспектирования:
· Внимательно читать текст, попутно отмечая непонятные места, незнакомые термины и понятия. Выписать на поля значение отмеченных понятий.
· При первом чтении текста необходимо составить его простой план, последовательный перечень основных мыслей автора.
· При повторном чтении текста выделять систему доказательств основных положений работы автора.
· Заключительный этап работы с текстом состоит в осмыслении ранее отмеченных мест и их краткой последовательной записи.
· При конспектировании нужно стремиться выразить мысль автора своими словами, это помогает более глубокому усвоению текста.
· В рамках работы над первоисточником важен умелый отбор цитат. Необходимо учитывать, насколько ярко, оригинально, сжато изложена мысль. Цитировать необходимо те суждения, на которые впоследствии возможна ссылка "как на авторитетное изложение мнения, вывода по тому или иному вопросу.
2.3.2. Письменные работы в вузе: рефераты, курсовые работы, доклады. Краткие методические указания.
С чего следует начинать работу? - С формулировки темы.
Формулировать тему следует исходя из следующих критериев.
· Для выбранной темы не должно быть слишком много источников на иностранных языках
· наиболее безответственные темы – глобальные, они же в наименьшей степени требуют чтения специальной литературы и позволяют избежать эмпирических исследований.
· Тема должна быть не очень знакома тем, кто будет ее читать в качестве рецензента
· Тема должна быть идеологически нейтральна, чтобы избежать спора не по теоретическим, а по идеологическим вопросам.
Правила цитирования:
- текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той форме, в которой он дан в источнике;
- цитирование должно быть полным, без купюр и искажения смысла, допускается пропуск слов и предложений, на месте которых ставится многоточие.
- Каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно соответствовать библиографическому стандарту.
Более подробные рекомендации можно найти в соответствующей литературе:
1. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление – М. Гардарики, 2005
2. Колесников Н.И. От конспекта до диссертации ( уч. пособие) – М. Флинта. 2002
3. Эко У. Как написать дипломную работу. – М. 2004
4. Эхо Ю. Письменные работы в вузах. Практическое руководство – М. Инфра-М. 2002