Конец шестого столбца в бланке для ответов 1 страница
Глава 2. Психодиагностика: практика
103. Я могу своим дружеским отношением вве
сти людей в заблуждение, хотя на самом деле они
мне не нравятся:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
104. Какое слово не относится к двум другим?
a) думать;
b) видеть;
c) слышать.
105. Если мать Марии является сестрой отца
Александра, то кем является Александр по отноше
нию к отцу Марии?
a) двоюродным братом;
b) племянником;
c) дядей.
Интерпретация факторов
Фактор А — «замкнутость — общительность»
При низких оценках человек характеризуется необщительностью, замкнутостью, безучастностью, некоторой ригидностью и излишней строгостью в оценке людей. Он скептически настроен, холоден по отношению к окружающим, любит быть в одиночестве, не имеет близких друзей, с которыми можно быть откровенным.
При высоких оценках человек открыт и добросердечен, общителен и добродушен. Ему свойственны естественность и непринужденность в поведении, внимательность, доброта, мягкосердечность в отношениях. Он охотно работает с людьми, активен в устранении конфликтов, доверчив, не боится критики, испытывает яркие эмоции, живо откликается на любые события.
В целом фактор ориентирован на измерение общительности человека в малых группах.
Фактор В — «интеллект»
При низких оценках человеку свойственны конкретность и некоторая ригидность мышления, может иметь место эмоциональная дезорганизация мышления. При высоких оценках наблюдаются абстрактность мышления, сообразительность и бы-
страя обучаемость. Существует некоторая связь с уровнем вербальной культуры и эрудицией.
Фактор С — «эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость»
При низких оценках выражены низкая толерантность по отношению к фрустрации, подверженность чувствам, переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения, раздражительность, утомляемость, невротические симптомы, ипохондрия.
При высоких оценках человек выдержанный, работоспособный, эмоционально зрелый, реалистически настроенный. Он лучше способен следовать требованиям группы, характеризуется постоянством интересов. У него отсутствует нервное утомление.
В крайних случаях может иметь место эмоциональная ригидность и нечувствительность. По некоторым работам фактор связан с силой нервной системы, лабильностью и преобладанием процесса торможения.
Фактор Е — «подчиненность — доминантность»
При низких оценках человек застенчив, склонен уступать дорогу другим. Он часто оказывается зависимым, берет вину на себя, тревожится о возможных своих ошибках. Ему свойственны тактичность, безропотность, почтительность, покорность до полной пассивности.
При высоких оценках человек властный, независимый, самоуверенный, упрямый до агрессивности. Он независим в суждениях и поведении, свой образ мыслей склонен считать законом для себя и окружающих. В конфликтах обвиняет других, не признает власти и давления со стороны, предпочитает для себя авторитарный стиль руководства, но и борется за более высокий статус; конфликтный, своенравный.
Фактор F — «сдержанность — экспрессивность»
При низких оценках человек характеризуется благоразумием, осторожностью, рассудительностью, молчаливостью. Ему свойственны склонность все усложнять, некоторая озабоченность,
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
пессимистичность в восприятии действительности. Беспокоится о будущем, ожидает неудач. Окружающим он кажется скучным, вялым и чрезмерно чопорным.
При высоких оценках человек жизнерадостен, импульсивен, беспечен, весел, разговорчив, подвижен, энергичен, социальные контакты для него эмоционально значимы. Он экспансивен, искренен в отношениях между людьми. Эмоциональность, динамичность общения приводят к тому, что он часто становится лидером и энтузиастом групповой деятельности, верит в удачу.
В целом оценка по этому фактору отражает эмоциональную окрашенность и динамичность общения.
Фактор G — «подверженность чувствам — высокая нормативность поведения»
При низких оценках человек склонен к непостоянству, подвержен влиянию случая и обстоятельств. Не делает усилий по выполнению групповых требований и норм. Он характеризуется беспринципностью, неорганизованностью, безответственностью, гибкими установками по отношению к социальным нормам. Свобода от влияния норм может привести к антисоциальному поведению.
При высоких оценках наблюдаются осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность.
В целом фактор определяет, в какой мере различные нормы и запреты регулируют поведение и отношения человека.
Фактор Н — «робость — смелость»
При низких оценках человек застенчив, не уверен в своих силах, сдержан, робок, предпочитает находиться в тени. Большому обществу он предпочитает 1—2 человек, друзей. Отличается повышенной чувствительностью к угрозе.
При высоких оценках человеку свойственны социальная смелость, активность, готовность иметь дело с незнакомыми обстоятельствами и людьми. Он склонен к риску, держится свободно, раскованно. В целом фактор определяет реактивность на угрозу в социальных ситуациях и определяет степень активности в социальных контактах.
Фактор I — «жесткость — чувствительность»
При низких оценках человеку свойственны мужественность, самоуверенность, рассудочность, реалистичность суждений, практичность, некоторая жесткость, суровость, черствость по отношению к окружающим. При высоких оценках наблюдаются мягкость, устойчивость, зависимость, стремление к покровительству, склонность к романтизму, артистичность натуры, женственность, художественность восприятия мира. Можно говорить о развитой способности к симпатии, сочувствию, сопереживанию и пониманию других людей.
Фактор L — «доверчивость — подозрительность»
При низких оценках человек характеризуется откровенностью, доверчивостью, благожелательностью по отношению к другим людям, терпимостью, уживчивостью, человек свободен от зависти, легко ладит с людьми и хорошо работает в коллективе.
При высоких оценках человек ревнив, завистлив, характеризуется подозрительностью, ему свойственно большое самомнение. Его интересы обращены на самого себя, он обычно осторожен в своих поступках, эгоцентричен.
В целом фактор говорит об эмоциональном отношении к людям.
Фактор М — «практичность — развитое воображение»
При низких оценках человек является практичным, добросовестным. Он ориентируется на внешнюю реальность и следует общепринятым нормам, ему свойственна некоторая ограниченность и излишняя внимательность к мелочам. При высокой оценке можно говорить о развитом воображении, ориентировании на свой внутренний мир, высоком творческом потенциале человека.
Фактор N — «прямолинейность — дипломатичность»
При низких оценках человеку свойственны прямолинейность, наивность, естественность, непосредственность поведения. При высоких оценках человек характеризуется расчетливостью, проницательностью, разумным и сентиментальным подходом к событиям и окружающим людям.
Глава 2. Психодиагностика: практика
Фактор О — «уверенность в себе — тревожность»
При низких оценках человек безмятежен, хладнокровен, спокоен, уверен в себе. При высоких оценках человеку свойственны тревожность, депрессивность, ранимость, впечатлительность.
Фактор Q1 — «консерватизм — радикализм»
При низких оценках человек характеризуется консервативностью, устойчивостью по отношению к традиционным трудностям, он знает, во что должен верить, и, несмотря на несостоятельность каких-то принципов, не ищет новых, с сомнением относится к новым идеям, склонен к морализации и нравоучениям. Он противится переменам и не интересуется аналитическими и интеллектуальными соображениями.
При высоких оценках человек критически настроен, характеризуется наличием интеллектуальных интересов, аналитичностью мышления, стремится быть хорошо информированным. Более склонен к экспериментированию, спокойно воспринимает новые неустоявшиеся взгляды и перемены, не доверяет авторитетам, на веру ничего не принимает.
Фактор Q2 — «конформизм — нонконформизм»
При низких оценках человек зависим от группы, следует за общественным мнением, предпочитает и работать, и принимать решения вместе с другими людьми, ориентируется на социальное одобрение. При этом у него часто отсутствует инициатива принятия решений.
При высокой оценке человек предпочитает собственные решения, независим, следует по выбранному им самим пути, сам принимает решения и сам действует, однако он не всегда доминантен, т. е., имея собственное мнение, он не стремится навязывать его окружающим.
Нельзя сказать, что он не любит людей, он просто не нуждается в их одобрении и поддержке.
Фактор Q3 — «низкий самоконтроль — высокий самоконтроль»
При низких оценках наблюдаются недисциплинированность, внутренняя конфликтность пред-
ставлений о себе, человек не обеспокоен выполнением социальных требований.
При высоких оценках — развитый самоконтроль, точность выполнения социальных требований. Человек следует своему представлению о себе, хорошо контролирует свои эмоции и поведение, доводит всякое дело до конца. Ему свойственна целенаправленность и интегрированность личности. В отличие от социальной нормативности поведения (фактор G) этот фактор измеряет уровень внутреннего контроля поведения.
Фактор Q4 — «расслабленность — напряженность»
При низких оценках человеку свойственны расслабленность, вялость, спокойствие, низкая мотивация, леность, излишняя удовлетворенность и невозмутимость.
Высокая оценка свидетельствует о напряженности, фрустрированности, взвинченности, наличии возбуждения и беспокойства. Состояние фрустрации, в которой человек находится, представляет собой результат повышенной мотивации. Ему свойственно активное неудовлетворение стремлений.
Фактор МD — «адекватность самооценки»
Чем выше оценка по этому фактору, тем в большей степени человеку свойственно завышать свои возможности и переоценивать себя.
На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей могут быть выделены следующие блоки факторов.
1. Интеллектуальные особенности: факторы В, М, Q1.
2. Эмоционально-волевые особенности: факторы С, G, I, O, Q3, Q4.
3. Коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия: факторы А, Н, F, E, Q2, N, L.
Данная методика может применяться как в группе, так и индивидуально, как в блоке с другими методиками, так и изолированно. Для качественной и прогностической интерпретации экспериментатору требуется некоторый опыт работы с методикой.
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
Бланк для ответов
a b ID □ 2D □ 3D □ 4П □ 5П □ 6П □ 7П □ 8П П 9П П юп п пп п 12П П 13П П 14П П 15П П 16П П 17П □ | с | 18 П 19 П 20 П 21 П 22 П 23 П 24 П 25 П 26 П 27 П 28 П 29 П 30 П 31П 32 П 33 П 34 П | b | с | 35 П 36 П 37 П 38 П 39 П 40 П 41П 42 П 43 П 44 П 45 П 46 П 47 П 48 П 49 П 50 П 51П | b | с | 52 П 53 П 54 П 55 П 56 П 57 П 58 П 59 П 60 П 61 П 62 П 63 П 64 П 65 П 66 П 67 П 68 П | b | с | 69П 70 П 71П 72П 73П 74 П 75 П 76 П 77 П 78П 79 П 80 П 81П 82 П 83 П 84 П 85 П | b | с | 86 П 87 П 88 П 89 П 90 D 91П 92 П 93 П 94 П 95 П 96 П 97 П 98 П 99 П 100 □ 101П 102 □ | b | с | 103 П 104 □ 105 □ | b | с | MD |
А | ||||||||||||||||||||
В | ||||||||||||||||||||
С | ||||||||||||||||||||
Е | ||||||||||||||||||||
F | ||||||||||||||||||||
G | ||||||||||||||||||||
Н | ||||||||||||||||||||
I | ||||||||||||||||||||
J | ||||||||||||||||||||
м | ||||||||||||||||||||
N | ||||||||||||||||||||
О | ||||||||||||||||||||
Q, | ||||||||||||||||||||
Q2 | ||||||||||||||||||||
Q, | ||||||||||||||||||||
Q4 | ||||||||||||||||||||
Ключ
Глава 2. Психодиагностика: практика
МИННЕСОТСКИЙ МНОГОМЕРНЫЙ ЛИЧНОСТНЫЙ ОПРОСНИК (ММРI)
ММРI был предложен американскими психологами в 1940—1950 гг. Адаптация ММРI была проведена в нашей стране в 1960-х гг. в Институте им. В. Н. Бехтерева Ф. Б. Березиным и М. П. Мирошниковым.
Текст опросника
1. Мне нравятся научно-популярные журналы по технике.
2. У меня хороший аппетит.
3. Чаще всего даже после спортивной тренировки я просыпаюсь утром свежим и отдохнувшим.
4. Я думаю, что мне подошла бы работа в библиотеке.
5. Я легко просыпаюсь от шума.
6. Я люблю читать в газетах фельетоны и заметки о происшествиях.
7. Обычно (вне занятий спортивными упражнениями) мои руки и ноги теплые.
8. Моя повседневная жизнь заполнена интересными делами.
9. Я сейчас работоспособен приблизительно так же, как всегда.
10. Перед ответственными соревнованиями я час
то ощущаю комок в горле.
11. Я часто вспоминаю свои сны, так как они иногда сбываются.
12. Мне нравятся детективные рассказы и таинственные истории.
13. Обычно я тренируюсь с большим напряжением.
14. Раз в месяц или чаще у меня бывает понос.
15. Иногда мне приходят в голову такие нехорошие мысли, что о них лучше не говорить.
16. Я считаю, что в спортивной жизни мне обычно не везет.
17. Мой отец — хороший человек.
18. Я очень редко страдаю от запоров.
19. Когда я перехожу в новую спортивную команду, то меня интересует, кто еще претендует на это место.
20. Моя половая жизнь удовлетворяет меня.
21. Временами у меня бывают приступы смеха
и плача, которые я не могу сдержать.
23. У меня бывают приступы тошноты и рвоты.
24. Никто из товарищей в спортивной команде и даже тренер никогда не могут меня понять.
25. Мне бы хотелось быть певцом.
26. Я знаю, что мне лучше промолчать, когда
я взволнован.
27. Иногда мне хочется, чтобы товарищи по команде проигрывали в соревнованиях, хотя не пойму, зачем это мне.
28. Когда кто-нибудь причиняет мне зло, я чувствую, что должен отплатить ему тем же хотя бы из принципа.
29. Несколько раз в неделю у меня бывает изжога.
30. Временами мне хочется выругаться в адрес тренера, хотя он в принципе не дает для этого повода.
31. У меня часто бывают ночные кошмары.
32. Я считаю, что мне трудно сосредоточиться на каком-либо упражнении или тренировочном задании.
33. У меня бывали очень странные и своеобразные переживания, особенно перед ответственными соревнованиями.
34. Я очень часто кашляю.
35. Если бы мне не препятствовали, то я достиг бы гораздо больших успехов в спорте.
36. Я редко беспокоюсь о своем здоровье.
37. У меня никогда не было неприятностей из-за моего поведения, связанного с половой (сексуальной) жизнью.
38. В детстве одно время совершал мелкие кражи.
39. Бывает, что у меня появляется желание
устроить конфликт в команде.
40. Большую часть времени я предпочел бы сидеть и мечтать, нежели заниматься чем-либо другим.
41. У меня бывали периоды, когда я целыми днями, неделями или месяцами ничего не мог делать, потому что не мог заставить себя включиться в работу.
42. Родным не нравятся мои занятия спортом.
43. У меня беспокойный и прерывистый сон.
44. У меня почти все время болит голова.
45. Я не всегда говорю правду.
46. Если бы я был спортивным судьей, я не делал бы ошибок.
47. Раз в неделю или чаще я без видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.
48. Когда я нахожусь среди людей, я обеспокоен тем, что слышу очень странные вещи.
49. Было бы лучше, если бы правила соревнований почти ни в чем не ограничивали спортивную инициативу.
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
50. Иногда я чувствую, что умираю.
51. Физически я чувствую себя так же хорошо, как способные спортсмены.
52. Я нередко предпочитаю проходить мимо
своих товарищей по команде, если они со мной не
заговаривают первыми.
53. Я верю в чудесные исцеления.
54. Я нравлюсь большинству людей, которые меня знают.
55. Обычно меня не беспокоят боли в сердце и в груди.
56. У меня много раз возникали конфликты с товарищами по команде, с тренером, хотя я ни в чем не виноват.
57. Я общительный человек, это отмечает мой тренер.
58. В хорошую погоду настроение у меня обычно улучшается.
59. Мне часто приходится выслушивать распоряжения от тренеров, которые понимают меньше меня в спорте.
60. Я не всегда читаю передовицы в газетах.
61. Я не вел правильный образ жизни.
62. В различных частях моего тела я часто ощущаю жжение, ползание мурашек, онемение.
63. Я не испытываю затруднений при дефекации.
64. Иногда я так настаиваю на чем-нибудь, что товарищи по спортивной команде злятся, хотя я прав.
65. Я люблю своего отца.
66. Вокруг себя иногда я вижу людей, зверей и предметы, которые другие не видят.
67. Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, видимо, довольны другие.
68. У меня почти не бывает болей в области затылка.
69. Меня иногда привлекают лица одного со мной пола.
70. Мне нравится высказывать свое расположение товарищам по команде.
71. Я думаю, что люди часто преувеличивают свои несчастья для того, чтобы вызвать сочувствие и получить помощь.
72. Меня часто беспокоят неприятные ощущения в области желудка.
73. Я мог бы стать великим спортсменом, если бы не разные обстоятельства и не мешали бы недоброжелатели.
74. Мне часто хотелось быть женщиной. (А если вы женщина, то никогда об этом не жалели?)
75. Временами я бываю злым и раздражительным.
76. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.
77. Мне нравится читать о любви.
78. Я люблю поэзию.
79. Никакой необъективный спортивный судья не выбьет меня из колеи.
80. Иногда я дразню животных.
81. Я думаю, что мне понравилась бы работа лесника.
82. Меня легко переспорить.
83. Каждый, кто способен и хочет усердно трудиться на тренировках, может многого добиться в спорте.
84. Я нахожу, что нередко бывают на соревнованиях ситуации, когда легко потерять надежду на успех, хотя и очень много тренировался.
85. Временами меня так сильно привлекают чужие перчатки, туфли и другие вещи, что мне очень хочется завладеть ими, хотя они мне не нужны.
86. На соревнованиях у меня отсутствует обычно уверенность в себе, хотя я много и упорно тренировался.
87. Я хотел бы быть цветоводом.
88. Я считаю, что жизнь стоит того, чтобы жить.
89. Нужны очень веские доказательства, чтобы убедить большинство людей в истине.
90. Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
91. Я не сержусь, если надо мной подсмеиваются.
92. Мне хотелось бы быть медсестрой (медбратом).
93. Я считаю, что многие люди не удержались бы ото лжи, если бы это было выгодно.
94. В спортивном азарте я способен на грубость, о чем впоследствии сожалею.
95. Я всегда готов принять участие в общественной работе в нашем спортивном коллективе.
96. Я очень редко ссорюсь с членами моей семьи.
97. Временами я испытываю сильное желание сделать что-нибудь вредное или шокирующее.
98. Я верю, что в конце концов справедливость восторжествует.
99. Я люблю, когда после спортивного успеха мы его бурно отмечаем.
100. Я всегда в состоянии заставить себя принять определенное решение.
101. Я считаю, что женщина должна иметь такую же свободу в половых отношениях, как и мужчина.
Глава 2. Психодиагностика: практика
102. На соревнованиях труднее всего мне бороться с самим собой.
103. У меня никогда или почти никогда не бывает мышечных судорог и подергиваний.
104. Я часто довольно безразличен к тому, выигрываем мы спортивное соревнование или проиграем.
105. Временами, когда я плохо себя чувствую, я бываю раздражителем и могу нагрубить тренеру.
106. Большую часть времени я чувствую себя так, как будто я сделал что-то скверное или даже преступное.
107. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым.
108. Большую часть времени мне кажется, что моя голова или нос чем-то заполнены.
109. Некоторые тренеры так любят давать распоряжения, что мне хочется сделать наоборот, даже если я знаю, что они правы.
110. И мои тренеры, и товарищи нередко имеют что-то против меня.
111. Я не делал ничего рискованного в своей
спортивной деятельности из одной только любви
к риску.
112. Я часто нахожу необходимым отстаивать то, что я считаю справедливым.
113. Я считаю, что соблюдение спортивной этики для спортсмена является обязательным.
114. Я верю в свое спортивное будущее.
115. Если я восхищен спортивным соперником, то готов проиграть ему из уважения.
116. Спортивные игры мне доставляют большее удовольствие, когда я держу пари.
117. Мне кажется, что большинство людей поступают честно, так как опасаются за свой престиж.
118. Бывало, что в школе меня вызывали к директору за прогулы.
119. Моя речь, даже если волнуюсь, всегда такая же, как обычно (не убыстряется, не замедляется, не появляется неразборчивости).
120. Мои манеры за столом в домашних условиях не так хороши, как в гостях.
121. Я думаю, что против меня мои тренеры нередко имеют негативные планы, хотя не знаю, почему.
122. По-моему, я примерно так же способен и находчив, как и большинство окружающих меня людей.
123. Я считаю, что меня кто-то преследует.
124. Мне кажется, что большинство людей скорее воспользуются каким-либо нечестным способом для достижения выгоды, чем примирятся с ее потерей.
125. Мой желудок сильно беспокоит меня.
126. Мне нравятся драматические спектакли.
127. Я знаю, что в команде всегда есть несколько человек, которые плетут против меня интриги.
128. Вид крови не пугает меня и не вызывает дурноты.
129. Часто я не могу понять, почему я бываю так сердит и ворчлив.
130. У меня никогда не было рвоты с кровью и кашля с кровью.
131. Я не боюсь чем-нибудь заразиться.
132. Я люблю собирать цветы и выращивать комнатные растения.
133. Я никогда не позволял себе чего-нибудь
необычного в половой жизни.
134. Временами мои мысли проносятся быстрее, чем я могу их высказать.
135. Если бы я мог пройти в кино без билета и был уверен, что этого не заметят, то, вероятно, так бы и сделал.
136. Я считаю, что моя семейная жизнь столь же хороша, как и у большинства моих знакомых.
137. Если кто-либо делает мне что-то неприятное, то я обычно интересуюсь скрытыми причинами этого.
138. Критика или порицание со стороны тренера всегда очень задевают меня.
139. Временами у меня возникает такое чувство, как будто я должен нанести повреждение себе или окружающим.
140. Я люблю готовить пищу.
141. Мое спортивное поведение в сильной степени контролируется принятыми нормами в моей команде.
142. Временами я определенно чувствую себя
бесполезным.
143. В детстве я входил в компанию, которая в любых ситуациях держалась вместе.
144. Мне хотелось бы служить в армии.
145. Нередко мне хочется вступить в драку.
146. Я очень люблю туризм и не бываю счастлив до тех пор, пока где-нибудь не брожу или не путешествую.
147. Я часто многое теряю из-за своей нерешительности.
Часть 1. Личность, мотивация, потребность
148. Терпеть не могу, если меня отвлекают, когда я занят важным делом.
149. Я регулярно вел дневник.
150. В играх я предпочитаю скорее выиграть, чем проиграть.
151. Кто-то пытается отравить меня.
152. Чаще всего, когда я засыпаю, меня не тревожат никакие мысли.
153. В течение последних нескольких лет я большую часть времени чувствую себя хорошо.
154. У меня никогда не было ни припадков, ни судорог.
155. Я не толстею и не худею, если даже этого не делаю преднамеренно.
156. У меня бывали периоды, когда я что-то делал, а потом не знал, что именно я делал.
157. Я считаю, что в спортивном коллективе мне всегда многие тайно завидуют.
158. Я легко плачу.
159. Теперь я уже не так хорошо понимаю прочитанное, как раньше.
160. Никогда в жизни я не чувствовал себя лучше, чем сейчас.
161. Я иногда испытываю боль в темени.
162. Мне всегда досадно, и я возмущаюсь, если приходится признать свое поражение.
163. Я редко устаю.
164. Мне нравится читать материалы по теории моего вида спорта.
165. Мне нравится поддерживать знакомства с важными лицами, потому что это как бы придает мне вес, и я больше себя уважаю.
166. Я испытываю страх, когда смотрю вниз с большой высоты.
167. Меня бы не очень взволновало, если бы у кого-нибудь из моих родственников случились судебные неприятности.
168. Очень часто я никак не могу понять своих товарищей по команде, хотя все они понимают друг друга.
169. Я не боюсь иметь дело с деньгами.
170. Меня не беспокоит, что думает обо мне мой тренер.
171. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.
172. Мне часто приходится бороться с собой, чтобы не показать, что я застенчив.
173. Я любил школу.
174. У меня никогда не было обмороков.
175. У меня никогда не было головокружения.
176. Я не испытываю особенно большого страха перед змеями.
177. Моя мать — хороший человек.
178. Я полагаю, что у меня хорошая память.
179. Меня беспокоят сексуальные вопросы.
180. Мне трудно поддерживать разговор с незнакомыми людьми.
181. Когда мне становится скучно тренироваться, я стараюсь предпринять что-либо, чтобы встряхнуться.
182. Я боюсь потерять рассудок (сойти с ума).
183. Я не люблю помогать в спортивной тренировке, пусть каждый сам борется за успех.
184. Я часто слышу голоса, идущие неизвестно откуда.
185. Мой слух, очевидно, нисколько не хуже,
чем у большинства людей.
186. Я часто замечаю, что перед ответственными соревнованиями мои руки дрожат.
187. Несмотря на эмоциональные ситуации, я сохраняю высокую координацию движений.
188. Мои глаза не устают при длительном чтении.
189. Большую часть времени я испытываю общую слабость.
190. У меня очень редко бывают головные боли.
191. Временами перед ответственными соревнованиями я покрываюсь потом, что меня очень удручает.
192. Я не испытывал затруднений в сохранении равновесия при ходьбе.
193. У меня никогда не было приступов астмы или крапивницы.
194. У меня бывали приступы, при которых я не мог управлять своими движениями или речью, но при этом осознавал все, что происходило вокруг.
195. Не все люди, которых я знаю, мне нравятся.
196. Спорт привлекает меня также поездками в города, где я раньше никогда не был.
197. Кто-то пытается меня обокрасть.
198. Я очень редко мечтаю.
199. Детей следовало бы ознакомить со всеми основными вопросами половой жизни.
200. Тренеры нередко пытаются присвоить мои мысли и идеи в тренировке по пути к мастерству.