Части, поднимающиеся над уровнем фигуры.

Могут быть функциональными или украшающими (крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек-кудрей, цветково-функциональные детали). Это энергия охвата разных областей человеческой деятельно­сти, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих либо любознательность, желание соу­частвовать как можно в большем числе дел окружа­ющих, завоевание себе места под солнцем, увлечен­ность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — кры­льям или щупальцам и т. д.). Украшающие детали — демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность (например, ло­шадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

Хвосты.Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции, судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведе­нию. Влево — отношение к своим мыслям, реше­ниям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности.

Положительная или отрицательная окраска это­го отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падаю­щим движением вниз (недовольство собой, сомне-



Глава 2. Психодиагностика: практика

ние в собственной правоте, сожаление о сделан­ном, сказанном, раскаяние и т. п.). Следует обра­тить внимание на хвосты, состоящие из несколь­ких, иногда повторяющихся, звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда раз­ветвленные.

Контуры фигуры. Анализируют по наличию или отсутствию выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это за­щита от окружающих, агрессивная, если она вы­полнена в острых углах; со страхом и тревогой, если имеет место затемнение, «запачкивание» кон­турной линии; с опасением, подозрительностью, если поставлены щиты, заслоны, линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний кон­тур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограни­чение, осуществить принуждение, т. е. против стар­ших по возрасту, родителей, учителей, начальни­ков, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия автори­тета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры — недифференциро­ванная опасливость и готовность к самозащите лю­бого порядка и в разных ситуациях; то же самое, если элементы защиты расположены не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности (реаль­ной), слева — больше защита своих мнений, убежде­ний, вкусов.

Общая энергия.Оценивается количество изоб­раженных деталей (только ли необходимое количе­ство, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конеч­ности или тело, хвост, крылья и т. п.), с заполнен­ным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но усложняющих конструкцию до­полнительных деталей). Соответственно, чем боль­ше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном слу­чае — экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «возит карандашом по бу­маге», не нажимая на него.) Обратный же характер

линий — жирная с нажимом — не является поляр­ным: это не энергия, а тревожность. Следует обра­тить внимание на резко продавленные линии, види­мые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность. Обратить внимание также на то, ка­кая деталь, какой символ выполнен таким образом (т. е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии(дубляж линии, не­брежность, неаккуратность соединений, «остров­ки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т. д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. Те же фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемо­та, волка, или птицы, улитки, муравья, или белки, собаки, кошки). Это отношение к собственной пер­соне и к своему Я, представление о своем положе­нии в мире, как бы идентификация себя по значи­мости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). В данном случае рисуемое животное — представи­тель самого рисующего. Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки живот­ного в положение прямохождения на две лапы вместо четырех или более и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап — на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соот­ветственно степени выраженности очеловечива­ния животного.

Механизм сходен (и параллелен) аллегориче­скому значению животных и их характеров в сказ­ках, притчах и т. п. Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке независимо от их связи с той или иной де­талью изображения. Особенно значимы в этом от­ношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцен­тировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекоподобной фигуре и др. Это отно­шение к полу вплоть до фиксации на проблеме сек­са. Фигура круга (особенно ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытно­сти, замкнутость, закрытость своего внутреннего



Часть 1. Личность, мотивация, потребность

мира, нежелание давать сведения о себе окружаю­щим, наконец, нежелание подвергаться тестирова­нию. Такие рисунки обычно дают ограниченное количество данных для анализа. Обратить внима­ние на случаи вмонтирования механических ча­стей в тело животного — постановка животного на пьедестал, тракторные или танковые гусени­цы, треножник, прикрепление к голове пропелле­ра, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, кла­виш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие возможности выражены обычно количеством со­четающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимают форму готового, существующего животного (людей, лоша­ди, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приде­лывается готовая существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществую­щим — кошка с крыльями, рыба с перьями, соба­ка с ластами и т. п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.

Название может выражать рациональное сое­динение смысловых частей (летающий заяц, «беге-кот», «мухожер» и т. п.). Другой вариант — словооб­разование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («ратолетиус» и т. п.). Первое — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демон­стративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-зву­ковые без всякого смысла («лялие», «лиошана», «Гратекер» и т. п.), передающие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных крите­риев в основе мышления, перевес эстетических эле­ментов в суждениях над рациональными. Наблюда­ются иронически-юмористические названия («риночурка», «пузыренд» и т. п.) при соответ­ственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т. п.). Склонность к фантазирова­нию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями («аберсинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния» и т. п.).

ТЕСТ «ДОМ. ДЕРЕВО. ЧЕЛОВЕК»

Эта проективная методика исследования лично­сти была предложена Дж. Буком в 1948 г. Тест пред­назначен как для взрослых, так и для детей, воз­можно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Об­следуемому предлагается нарисовать дом, дерево и человека (ДДЧ). Затем проводится опрос по раз­работанному плану.

Р. Берне при использовании теста ДДЧ просит изобразить дерево, дом и человека в одном рисун­ке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и челове­ком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происхо­дит в нашей жизни.

Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок дома, де­рева и человека. Если первым нарисовано дерево, значит основное для человека жизненная энергия. Если первым рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебреже­ние этими понятиями.

Интерпретация признаков в тесте «Дом. Дерево. Человек»

«Дом»

Дом старый, развалившийся. Иногда субъект таким образом может выразить отношение к само­му себе.

Дом вдали— чувство отвергнутости (отвержен­ности).

Дом вблизи— открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого до­ма— серьезный конфликт.

Разные постройки— агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт про­тив того, что субъект считает искусственными и куль­турными стандартами.

Ставни закрыты.Субъект в состоянии приспо­собиться к интерперсональным отношениям.



Глава 2. Психодиагностика: практика

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без две­рей),— отражение конфликтной ситуации, нано­сящей вред правильной оценке реальности, непри­ступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).

Стены

Задняя стена, расположенная необычно,— соз­нательные попытки самоконтроля, приспособле­ние к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции.

Наши рекомендации