Оооооооооооосооооооооооооооооооооооооооооо
рук взобраться на стул, расслабить мышцы спины и поясницы и так же тихо и бесшумно опуститься на пол. Повторяется 5—8 раз.
9. «БЕГ В РЕЗИНКЕ»
Разбейтесь, пожалуйста, на пары. Каждая пара получает резинку (дается сшитая кольцом широкая бельевая резинка).
В каждой паре определите, кто ведущий, а кто ведомый. По ходу игры вы будете меняться ролями. Ведущий и ведомый надевают на себя резинку и расходятся друг от друга на то расстояние, на которое позволит натяжение резинки. По сигналу тренера пары начинают движение по комнате. Это может быть ходьба различной скорости и темпа, бег, преодоление всяческих препятствий в виде столов и стульев, неожиданные повороты, остановки... Главное — сохранить резинку на теле (причем понятно, что придерживать ее во время движения руками нельзя, иначе все упражнение потеряет смысл!). Она должна быть упруго натянута между участниками так, чтобы не спадать с их тел, но и не рваться из-за излишнего натяжения.
Следующее упражнение разминки проводится с волейбольным, легким резиновым мячом или с воздушным шаром. Цель игры — тренировка координации движений, точное владение телом, физическая разминка и организация партнерства в игре.
10. «§УТБОЛ - ВОЛЕЙБОЛ»
Становимся в широкий круг. Попробуйте продержать в воздухе воздушный шарик в течение двух-трех минут. Время окончания игры будет обозначено свистком. Если шарик коснется пола, вся группа считается проигравшей. Готовы? Начинаем! <...>
Часть первая
оооооооооооооооооо с о о о о оооооооосоооооооооо
Вы прошли первый этап игры и доказали, что способны быть людьми подвижными, ответственными, брать на себя инициативу и быстро принимать нужное решение. О таких-то и говорят, что у них «есть голова на плечах». Давайте проверим, действительно ли возможно с помощью этой головы выполнить следующий этап задания!
Руки за спину. Будьте внимательны и осторожны, чтобы не столкнуться лбами! В течение минуты вам придется продержать шарик в воздухе, отбивая его только головой. Свисток! <...>
Замечательно! Ну а теперь представим, что все участники — игроки футбольной команды, а значит, в этот раз вам придется удерживать шар в воздухе только с помощью ног. Давайте расширим круг и... начинаем! Время этого этапа — две минуты.
Итак, вам удалось пройти три увлекательных этапа игры. На очереди — последний, четвертый. Задание остается тем же: продержать шар в воздухе, не дать ему коснуться пола. Возьмитесь, пожалуйста, за руки! Вы должны будете продержать шарик в воздухе в течение одной минуты, отбивая его «замком» сцепленных рук!
«Мышечный контролер»
11. «МЫШЕЧНЫЙ КОНТРОЛЕР»
Актеру важно научиться быть хозяином своего тела. Нередко от волнения наши мышцы сковывает страх, тело теряет привычную гибкость и подвижность, перестает слу-
Круг друзей
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
шаться. Помните, насколько неловкими мы вдруг становимся в нестандартной ситуации, в незнакомой компании, на торжественных приемах, при первом выходе на сцену? Мышечный зажим не оставляет и следа от природной пластичности.
Научимся управлять телом. Для этого мысленно направляем приказ руке: «Напрягись!» Попытаемся запомнить реакцию мышц и вернемся вновь к напряжению. Когда эта команда отработана, переходим к следующей: «Расслабься!» Опять запоминаем поведение тела и проверяем, что рука висит вдоль туловища абсолютно свободно. Повторим задание на напряжение и релаксацию сперва с одной, а затем со второй рукой.
То же упражнение проделываем с мышцами ног. <...> С шеей. <...> Опять с руками. <...> Получается? Приятно чувствовать себя хозяином собственного тела?! Запомним свои ощущения и постараемся воспользоваться «мышечным контролером» при каждом выходе на сцену.
Еще до начала упражнений — элементарное задание на внимание к своим мышцам. Какие из них напряжены, какие расслаблены?
12.«ВОЗДУХ - ЖЕЛЕ - КДМЕНЬ»
Просим группу расположиться в форме круга. Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде ведущего «ВОЗДУХ!» актеры пытаются сделать свое тело максимально «эфирным», лишенным самого малейшего напряжения, почти парящим. По команде «ЖЕЛЕ!» участники представляют себя в виде находящегося на тарелке желе, оно колышется, вибрирует, в нем присутствует структура. И наконец, последняя команда — «КАМЕНЬ!» — требует от группы и каждого участника тренинга застыть в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело.
Часть первая
оооооооооооооооооо оооооо оооооооооооооооооо
Ведущему важно не только время от времени менять команды, но и тщательно контролировать ход упражнения, проверяя степень расслабления — напряжения мышц, поддерживая в актерах интерес к изучению своего тела и групп мышц, задействованных в работе.
13. «МАСЛЕНКА»
Участники располагаются по кругу. Ведущий просит каждого представить тело в виде сложного механизма.
Каждый из вас — машина, много и тяжело работавшая, давно требующая хорошей смазки, буквально «истосковавшаяся» по доброй порции машинного масла. Я тот механик, который, ухаживая за вашим тонким механизмом, вливает через болыцой палец левой руки хорощую порцию масла. Ваша задача — принять драгоценную влагу, струящуюся из масленки в механизм, и прогнать масло через все суставы, которые будут играть в нашем образе роль шестеренок, рычагов, колесиков... Не торопитесь, выполняйте задание медленно и сосредоточенно!
14. «УПОР»
Подойдите, пожалуйста, к стене, упритесь в нее руками! Ноги на ширине плеч. По моей команде все пытаются расширить границы нашей комнаты. Сделать это можно, лишь раздвинув стены. Даже если нам это не удастся, не будем заранее отказываться от самой попытки! Не забываем о правильном дыхании! По свистку сбрасываем мышечное напряжение и мгновенно расслабляемся.
Готовы? Начинаем! Упираемся в стену, пробуем сдвинуть ее хотя бы на миллиметр! <...> Помогаем себе голосом! Раз, два, еще упор! Свисток!!! Расслабились. <...> Восстановите дыхание. А теперь еще раз — упор! <...>
Необходимо сделать 5—7 подходов.
Круг друзей
ОООООООООООООООООО ОООООО OOOOOOGOOOOOOOO. ООО
15. «БАГАЖНАЯ ПОЛКА»
Представьте, что мы с вами отправляемся путешествовать на поезде или в самолете. Обратите внимание, что над сиденьем находится достаточно вместительная полка для багажа. Пока путешествие не началось, наша задача — поднять и поставить на багажную полку дорожную сумку (чемодан).
Вначале «увидим» эту сумку перед собой. Представим ее форму, цвет. Ощутим вес: внушительный, но все же нам под силу справиться с задачей. Мы достаточно сильны и ловки, чтобы закинуть багаж наверх. Приготовились. Поставили ноги на ширине плеч! «Взяли» груз! Поднимаем его вверх! <...> Ощущаете напряжение рук? Обратите внимание на работу мышц спины, поясницы! <...> Полка высокая, приходится приподняться на носки, чтобы задвинуть сумку до самой стены. Еще одно усилие, и... сумка на полке! Полностью расслабьтесь, опустившись на стул. Восстановите дыхание. Несколько раз сожмите и разожмите пальцы, вращайте кистями рук!
Отдохнув, еще раз повторим упражнение. <...> Делаем не менее 3 подходов.
16. «ШТАНГИСТ»
Это упражнение напоминает предыдущее, с той лишь разницей, что вместо дорожной сумки мы будем поднимать штангу. Нам приходится иначе распределить усилия: вместо «точечного» захвата ручки сумки или чемодана схватить руками гриф штанги по всей ее длине. Обратите внимание, изменилось ли положение ног? Так же или иначе мы группируем тело перед рывком? Те же ли группы мышц участвуют в упражнении?
Желательно выполнить 3—4 подхода к «штанге», чередуя мышечное напряжение с полным и частичным расслаблением.
Часть первая
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
17. «СПАГЕТТИ»
Наверняка каждый из вас хотя бы раз пробовал спагетти. Не удивлюсь, если для кого-то это любимое блюдо.
Представьте себе только что отваренную длинную и тонкую макаронину. Захватим ее двумя пальцами — она висит абсолютно свободно, раскачиваясь из стороны в сторону. Если мы начнем вращать кистью руки, то и наша воображаемая макаронина начнет извиваться наподобие шнурка или веревки,.. А теперь в такую «макаронину» нам предстоит превратиться самим.
Расслабьте руки от предплечья до кончиков пальцев! Размахивайте руками в разные стороны, контролируя их абсолютную свободу. <...> Следующий этап — освобождаем руку от локтя до кончиков пальцев и продолжаем хаотическое вращение. <...>
Держим «закрытым» локтевой сустав, но полностью освобождаем кисть и пальцы. Вращаем ими, ощущая пружинистую вибрацию! Проверьте, что пальцы действительно свободны и струятся, как длинные отваренные спагетти. <.,.>
Выход на сцену неопытного, начинающего актера всегда сопряжен с опасностью потери власти над собственным телом. От смущения мы вдруг зажимаемся, становясь несмазанными куклами-роботами, или теряем мышечный тонус. Тогда тело становится безвольным и расхлябанным.
Утешим себя тем, что подобное явление давно известно всем, кто занимается психологией творчества, 8 истории искусства известны случаи, когда даже великие актеры становились в начале карьеры жертвами собственной неопытности. Великий русский певец и актер Федор Шаляпин — подлинная
Круг друзей
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
звезда оперной сцены прошлого века — оставил в своих воспоминаниях описание подобного казуса. Тогда ему пришлось впервые выйти на сцену, исполняя роль жандарма в пьесе «Жандарм Роже»: «...Я был нелепо, болезненно застенчив...
Нсстал спектакль. Помню только ряд мучительно неприятных ощущений... Помню, отворили дверь в кулисы и вытолкнули меня на сцену. Я отлично понимал, что нужно ходить, говорить, жить. Но я оказался совершенно не способен к этому. Ноги мои вросли в половицы сцены, руки прилипли к бокам, а язык распух, заполнив весь рот, и одеревенел. Я не мог сказать ни слова, не мог пошевелить пальцем. Но я слышал, как в кулисах шипели разные голоса:
— Да говори же, чертов сын, говори что-нибудь!
Сцена качалась. Я ощущал, что исчезаю, умираю. Опустили занавес...»
Ходьба плюс...
«Ходьба плюс...» — это цикл заданий и упражнений, которые особенно хороши на этапе физического разогрева и знакомства с группой. Темп проведения этих упражнений остается постоянно высоким.
В группе незнакомых между собой людей «ходьба плюс» дает возможность снять неизбежные при встрече с новыми людьми в новой обстановке напряжение, стеснение и эмоциональный зажим. Организация множества «блицконтак-тов», спонтанное «перемешивание» участников на площадке помогают психофизической адаптации, а проще сказать, делают каждого частью общего веселого и целенаправленного движения, рушат китайские стены отчуждения.
Часть первая
оооооооооооооооооо оооооо оооооооооооооооооо
18. «ВСТРЕЧА»
Начинаем свободное движение по комнате. Не смотрим на партнеров. Двигаемся, как бы погруженные в собственные мысли. Избегаем не только столкновений, но даже касаний. Движения легкие и свободные. Не снижая темпа, пробуем заполнить равномерно все части комнаты. Даже углы не оставляем пустыми...
Теперь встречаемся глазами с каждым, кто проходит рядом с нами. Секундная задержка — остановка на зрительный контакт — и вновь движение к следующей встрече. Приостановились — взгляд — движение. <...> Если до сих пор наш зрительный контакт с партнерами был чисто механической фиксацией, то теперь давайте наполним встречу эмоциями. Что выражает ваш взгляд при каждой новой встрече: радость, удивление, приветливость, безразличие? <...>
Продолжаем движение и каждому, кто встретится нам на пути, пожимаем руку. Темп не снижается, поэтому вам придется быть достаточно расторопными, чтобы успеть здороваться и с теми, кто проходит справа от вас, и с теми, кто пробегает слева. Попытайтесь не пропустить ни одного человека, никого не оставить без приветствия. Ходить кругами совсем не обязательно: вся комната в нашем распоряжении. Импровизируем в выборе маршрута!
...Теперь вместо рукопожатия касаемся каждого встречного той частью тела, которую называет ведущий.
— Локоть! — значит, к локтю встречного прикладываем свой локоть и останавливаем бег, пока я не проверю, все ли нашли себе пару.
— Плечо! — значит, стоим плечо к плечу...
— Колено... — приставили колено к колену.
Все здесь люди достаточно взрослые, умеющие считать не только до двух, верно? Поэтому когда я назову три части тела, вам придется объединиться в тройки, четыре части тела — четверки участников. Продолжаем ходьбу и пробуем выполнить это задание...
Круг друзей
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
— Спина, голова, колено!.. Посмотрите, в этой группе три человека первыми выстроились в некую абстрактную скульптуру. Первый поднял ногу и уперся коленом в спину второго, а третий «бодает» второго головой. Так что есть требуемые голова, колено, спина. Эта группа нашла иной способ: два человека уперлись друг в друга лбами и соединили один левое, другой правое колени, а третий участник группы прислонился к первому спиной... Отлично, вы оказались очень изобретательными! Давайте попробуем еще несколько конструкций!
— Ладонь, лоб, затылок! <...>
— Попа, попа, колено! <...>
— Спина, колено, локоть, лоб! <...> Правильно сделали те, кто объединился в четверки. Действительно, названы четыре части тела, значит, участвуют четыре человека. Посмотрим, какие конструкции возникли теперь! Успокаиваем дыхание. Расслабляемся. <...>
Часть первая
оооооооооооооооооооооооооооооооооооооооооо
* * *
Еще раз напомню: все упражнение проходит в быстром темпе. Комментарии ведущего по возможности короткие и очень конкретные. После каждого этапа — проверка и несколько слов поддержки, коррекции, шутки.
19. «ВНУТРЕННЕЕ ЗРЕНИЕ»
Ходьба. По команде «Фриз!» — немедленная остановка. Мы будто «замораживаемся», ведь в переводе с английского «freeze» — «заморозиться, застыть на месте». Закроем глаза. Представим себя сейчас со стороны.
В каком я положении по отношению к другим участникам? К стенам комнаты? К окну? Входной двери?
Увидьте себя как бы «третьим глазом». Пусть это внутреннее зрение подскажет вам, в какой позе застала вас команда «Фриз!» <...> Вновь движение, и снова команда «Фриз!»: остановка — закрыли глаза — внутреннее видение...
20. «ХОДЬБА ПЛЮС»
Быстрая ходьба. По ходу движения ведущий называет разнообразные объекты, цвета, людей... Задание: услышав слова ведущего, как можно быстрее добежать и дотронуться рукой до названного объекта (цвета, человека...).
— Пол! <...> Окно! <...> Черный цвет! <...> (Дотронуться можно до любого предмета черного цвета: собственной одежды, ботинок соседа или ножек стула. Главное — сделать это максимально быстро.)
— Металлический предмет! <...> Блондинка! <...> Парень в клетчатой рубашке! <...>
...Успокоили дыхание. Расслабились!
21. «ЦЕПОЧКА»
Закрываем глаза и начинаем двигаться по комнате в среднем темпе. Выставьте, пожалуйста, руки на^уровне по-
Круг друзей
оооооооооооооооооо о о о о о ооооооооооооооооооо
яса ладонями вперед. Так вы сможете определить, свободно ли пространство перед вами. Встретили кого-то? Прекрасно! Не открывая глаз, подайте друг другу руки, пожмите их и продолжите движение в паре, взявшись за руки. Новая встреча? Присоединяем к себе еще одного неведомого партнера (глаза ведь по-прежнему закрыты, ке забыли?) и продолжаем ходьбу. <...>
Упражнение заканчивается по хлопку или свистку тогда, когда все пары и группы соединятся в одну цепь. Все участники стоят, не открывая глаз!
— Встреча за встречей, вы собрали вместе множество разных людей. Все вы сейчас принадлежите одной единой группе. Почувствуйте себя частью живой цепи! Ощутите тепло и надежность рук! <...> А теперь откройте глаза.
Поблагодарите своих соседей слева и справа за сотрудничество!
22. «ВЕЗДЕХОДЫ»
Это упражнение помогает отработать переключение внимания, активно и плодотворно «запускает» спонтанность и творческое мышление.
Группа ходит по комнате в довольно быстром темпе. Важно быть сосредоточенным на голосе ведущего, который время от времени дает задание, меняющее смысл ходьбы и переносящий участников тренинга в самые неожиданные места. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры. Пристройка к новым обстоятельствам происходит быстро и в индивидуальном порядке, БЕЗ РАЗГОВОРОВ И ОБСУЖДЕНИЯ!
— Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке... Крапива больно стегает по голым ногам... Комары заели!!! А все потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно!!! Сумерки сгущаются...
Снежное поле, пронизывающий зимний ветер... И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться?!
Часть первая