Обсуждение предыдущего этапа и его результатов
А теперь давайте обсудим, как вы пропели эту неделю. Каждый желающий будет выходить в центр круга, садиться на стул и расска-
зыватьоб этой неделе, начиная с первого дня: как он проснулся, что думал, что делал, что ощущал на протяжении первого и последующих дней.
Расскажите также, как вы играли свою роль, что мешало и что помогало ее играть.
Если возникла какая-то проблемная ситуация — давайте проиграем ее все вместе. При необходимости мы можем внести изменения вваш очерк и в систему конструктов.
Далее на протяжении всего тренингового дня работа строится по индивидуально-ориентированному принципу. Каждый должен побыть в центре круга, и каждому должно быть уделено внимание — как минимум, полчаса.
Сон о будущем (Фопель К., 2000)
Мы с вами сегодня плодотворно поработали. Теперь вам предстоит продолжить Игру. Встретимся через неделю и попробуем исследовать, что изменилось в вас, что осталось тем же и что появилось нового.
А сейчас давайте мысленно заглянем всвое будущее. Мы можем по-разному воспринимать время. Иногда год пролетает, как одна секунда, а одна минута тянется, как целый месяц. Кроме того, мы можем мысленно как возвращаться в прошлое, так и заглядывать в будущее.
Сядьте удобно, закройте глаза. Несколько раз вдохните и выдохните, и пусть с каждым выдохом вас покидают хлопоты, тревоги и напряжение...
Вообразите себе часы с тремя стрелками — часовой, минутной и секундной. Держите их перед собой, и пусть они показывают какое-то время. Наблюдайте, как они идут вперед. Вообразите себе их во всех деталях, как двигается секундная стрелка, чтов настоящее время происходит с минутной, как перемещается часовая. Смотрите на них внимательно и наблюдайте за всеми тремя стрелками одновременно... (30 секунд)
А теперь вообразите себе, что часы становятся прозрачными, растворяются в воздухе и вы переноситесь в свое будущее.
Вы видите разные образы — одни четкие, другие не очень. Кто-то ощутит звуки, запахи, свои собственные движения. Внимательно посмотрите, какую картину будущего вам создало ваше подсознание. Свяжите образы, которые возникли, с вашими сознательными желаниями.
Если картина исчезнет, можете снова посмотреть на часы и понаблюдать за стрелками. Это поможет вам вернуться в будущее.
А теперь возвращайтесь назад, в эту комнату, раскройте глаза, потянитесь, выпрямьтесь.
Обсуждение. Что вы видели?
Прощание
Давайте простимся с помощью нашего ритуала. Встанем в тесный круг. Положим руки на плечи друг другу. Закроемна минуту глаза и мысленно передадим друг другу все возможные положительные эмоции, чувства, пожелания.
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
На этом этапе, который длится тоже одну неделю, участники Программы продолжают играть в жизни личности из очерка фиксированной роли.
По завершении второго формирующего этапа участники снова встречаются для обсуждения кода работыи завершающей диагностики.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ И ДИАГНОСТИКА
Приветствие
Давайте сейчас поприветстстиуем друг друга с помощью нашего традиционного ритуала.
Вступительное слово
Сегодня мы собрались с вамп последний раз для того, чтобы выяснить, как мы изменились за эти дни. Изменениябывают субъективными и объективными — те, о которых мы думаем, что они случились, и те, которые действительно состоялись.
Разминка (идея — Фопель К., 2000)
Давайте сначала проанализируем историю развития нашей группы. В рабочем альбоме изобразите рисунок, который символически
будет отображать вас и ваше самочувствие от начала работы в группе до сегодняшнего дня. При желании отметьте ключевыми словами наиболее важные ситуации.
Обязательно изобразите следующие моменты: 1) когда вы были наиболее счастливы в группе, 2) когда вам было очень неприятно, 3) когда вы просто ощущали себя спокойно и комфортно.
Обсуждение
Исследование изменений
Исследование изменений у нас будет проходить так же, как мы это делали раньше — вновь обратимся к жизненному пути, значимым людям и затем перейдем к конструктам.
Каузометрия
см. с. 27
Психогимнастика
Можно предложить любое простое упражнение.