Категория деятельности. Проблема ведущей деятельности.
Деятельность- динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.
Функции деятельности (Э.Г. Юдин):
●Как объяснительный принцип |
●Как предмет объективного научного изучения |
●Как предмет управления |
●Как предмет проектирования |
●Как ценность в системах культуры |
Структура деятельности (А.Н. Леонтьев):
1. Мотив-деятельность | 2. Цель-действие | 3. Условие-операция | 4. Психофизиологическая функция |
Структура деятельности (В.П. Зинченко):
1. Мотив-деятельность | 2. Цель-действие | 3. Функциональное свойство-операция | 4. Предметное свойство-функциональный блок |
Характеристики:
Предметность | Субъектность | Осознанность | Целенаправленность | Социальность |
*предмет деятельности выступает двояко: 1-независимо существующий объект 2-образ предмета *мотив понимается, как предмет (А.Н. Леонтьев) *предметность деятельности-предметность образов, потребностей, эмоций, чувств | *субъект-тот, кто осуществляет свои действия и деятельность *субъектность-осознание человеком себя как носителя своих психологических качеств, сознания и самосознания | *принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн) -мотивы деятельности могут быть осознанны, но в обычных условиях они не представлены в сознании *принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев) -образ (накопленные движения) и процесс его формирования | Уровни (А.Н. Леонтьев): *мотивационный (осознанность мотив деятельности: мотивы-цели и мотивы-смыслы) *целевой (побудители действий-цели, задача-цель действий) *операциональный (условия выполнения действий, которые не представлены в сознании) | *является опосредованной культурно-историческими формами *возникает дважды (Л.С. Выготский): 1-совместная 2-индивидуальная |
Категория общения.
Аспекты изучения общения (Л.П. Буева):
1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией) |
2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации) |
3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания) |
4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями) |
5) «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения) |
6) «семиотический» (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой) |
7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками) |
3 точки зрения в рассмотрении общения:
ФИЛОСОФИЯ | СОЦИОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЯ |
*актуализация существующих общественных отношений | *способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы | *специфическая форма деятельности; самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности человека |
Основные трактовки общения:
1) общение-вид самостоятельной человеческой деятельности | 2) общение-атрибут других видов человеческой деятельности (процесс передачи/приема информации) | 3) общение-взаимодействие субъектов (субъект-субъектное взаимодействие) |
Основные процессы коммуникативной деятельности (Г.М. Андреева):
Типы коммуникативной деятельности (А.А. Леонтьев):
1) личностно-ориентированный:
*диктальное общение (общение, связанное с тем или иным предметным взаимодействием)
*модальное общение (психологические взаимоотношения собеседников)
2) социально-ориентированный
Структурные компоненты общения (Е.В. Руденский):
●предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект; |
●потребность в общении — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке; |
●коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение; |
●действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные); |
●задачи общения — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; |
●средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; |
●продукт общения — это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. |