Категория деятельности. Проблема ведущей деятельности.

Деятельность- динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Функции деятельности (Э.Г. Юдин):

●Как объяснительный принцип
●Как предмет объективного научного изучения
●Как предмет управления
●Как предмет проектирования
●Как ценность в системах культуры

Структура деятельности (А.Н. Леонтьев):

1. Мотив-деятельность 2. Цель-действие 3. Условие-операция 4. Психофизиологическая функция

Структура деятельности (В.П. Зинченко):

1. Мотив-деятельность 2. Цель-действие 3. Функциональное свойство-операция 4. Предметное свойство-функциональный блок

Характеристики:

Предметность Субъектность Осознанность Целенаправленность Социальность
*предмет деятельности выступает двояко: 1-независимо существующий объект 2-образ предмета *мотив понимается, как предмет (А.Н. Леонтьев) *предметность деятельности-предметность образов, потребностей, эмоций, чувств *субъект-тот, кто осуществляет свои действия и деятельность *субъектность-осознание человеком себя как носителя своих психологических качеств, сознания и самосознания *принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн) -мотивы деятельности могут быть осознанны, но в обычных условиях они не представлены в сознании *принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев) -образ (накопленные движения) и процесс его формирования Уровни (А.Н. Леонтьев): *мотивационный (осознанность мотив деятельности: мотивы-цели и мотивы-смыслы) *целевой (побудители действий-цели, задача-цель действий) *операциональный (условия выполнения действий, которые не представлены в сознании) *является опосредованной культурно-историческими формами *возникает дважды (Л.С. Выготский): 1-совместная 2-индивидуальная

Категория общения.

Аспекты изучения общения (Л.П. Буева):

1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией)
2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации)
3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания)
4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями)
5) «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения)
6) «семиотический» (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой)
7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками)

3 точки зрения в рассмотрении общения:

ФИЛОСОФИЯ СОЦИОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ
*актуализация существующих общественных отношений *способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы *специфическая форма деятельности; самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности человека

Основные трактовки общения:

1) общение-вид самостоятельной человеческой деятельности 2) общение-атрибут других видов человеческой деятельности (процесс передачи/приема информации) 3) общение-взаимодействие субъектов (субъект-субъектное взаимодействие)

Основные процессы коммуникативной деятельности (Г.М. Андреева):

Категория деятельности. Проблема ведущей деятельности. - student2.ru

Типы коммуникативной деятельности (А.А. Леонтьев):

1) личностно-ориентированный:

*диктальное общение (общение, связанное с тем или иным предметным взаимодействием)

*модальное общение (психологические взаимоотношения собеседников)

2) социально-ориентированный

Структурные компоненты общения (Е.В. Руденский):

●предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект;
●потребность в общении — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;
●коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение;
●действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные);
●задачи общения — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
●средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
●продукт общения — это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

Наши рекомендации