Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену).
Вопросы к экзамену
1. Предмет, актуальные проблемы и задачи психологии труда. Связь психологии труда с другими науками.
2. Инженерная психология как научная дисциплина. Предмет и задачи инженерной психологии.
3. Эргономика как комплексная наука о закономерностях и характеристиках трудовой деятельности человека.
4. Краткая история зарубежной психологии труда.
5. Краткая история отечественной психологии труда.
6. Методы психологии труда.
7. Психологические признаки труда.
8. Разновидности психических регуляторов труда.
9. Понятия «эргатическая система», «эргатическая функция». Основные группы эргатических функций.
10. Понятие «трудовой пост». Структура трудового поста.
11. Цели труда. Объективно заданные и субъективно принятые цели труда, их разновидности.
12. Предмет труда как социально фиксированная система признаков объекта труда и как ориентирующий психический образ.
13. Средства, орудия труда и их основные разновидности. Вещественные и внешние функциональные средства труда.
14. Условия труда (профессиональная среда). Основные разновидности объективных условий труда: физическая, социальная, организационная среда.
15. Система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций) и система прав как составляющие трудового поста.
16. Человек как субъект труда. Структура субъекта труда.
17. Индивидуально-типологические свойства человека как субъекта труда.
18. Сенсорные и перцептивные свойства и их динамика.
19. Аттенционные свойства человека как субъекта труда.
20. Психомоторные свойства и их динамика.
21. Мнемические свойства и их динамика.
22. Имажинитивные свойства и их динамика.
23. Мыслительные свойства человека как субъекта труда.
24. Волевые свойства человека как субъекта труда.
25. Проблема мотивации трудовой деятельности. Классификация мотивов трудовой деятельности. Методы исследования мотивов трудовой деятельности.
26. Направления развития человека как субъекта труда.
27. Периодизации развития человека как субъекта труда.
28. Профессиография как средство организации психологического изучения профессий и профессиональной деятельности человека. Принципы профессиографирования.
29. Типы профессиограмм. Особенности профессиограмм, составленных с целью профотбора, профориентации и профконсультации, производственного обучения, рационализации режима и условий труда.
30. Схемы профессиографирования. Структура профессиограммы и психограммы.
31. Методы профессиографии.
32. Классификация профессий, психологические признаки ее построения, цели применения. Обзор психологических классификаций профессий.
33. Психологическая классификация профессий Е. А. Климова, ее структура и возможности применения.
34. Профессиональная пригодность как свойство системы «субъект - объект». Структура субъективных факторов профпригодности.
35. Проблема установления оптимального соответствия субъекта труда и требований трудового поста.
36. Понятие профессиональной ориентации. Цели, задачи и функции профориентации. Принципы осуществления профориентации.
37. Направления профессиональной ориентации.
38. Основные подходы к проблеме профессиональной ориентации.
39. Профессиональная консультация как условие активизации профессионального самоопределения. Принципы организации и проведения профконсультации.
40. Психологические основы профессионального обучения. Профессиональные умения и навыки. Их классификация.
41. Формирование профессиональных умений и навыков. Кривые развития навыков в процессе упражнения. Явления переноса навыков.
42. Психологические основы профессионального отбора кадров.
43. Профессиональная адаптация. Факторы, обуславливающие процесс адаптации. Критерии и методы оценки адаптации рабочих кадров.
44. Проблема безопасности труда на современном производстве. Роль психолога в изучении и предотвращении причин несчастных случаев.
45. Работоспособность как показатель изменений функционального состояния человека в процессе трудовой деятельности. Критерии оценки работоспособности.
46. Закономерности (фазы) изменения работоспособности в процессе труда.
47. Функциональные состояния человека в труде, их классификация.
48. Усталость, утомление, переутомление как негативные проявления функционального состояния. Субъективные и объективные показатели утомления. Физиологические механизмы утомления.
49. Монотонность труда, ее виды, критерии оценки, сущность неблагоприятного воздействия на работника. Состояние монотонии, ее физиологические механизмы.
50. Эмоциональные состояния человека в процессе трудовой деятельности.
Вопросы к зачету
1. Предмет, задачи и методы психологии труда. Связь психологии труда с другими науками.
2. Инженерная психология как научная дисциплина. Предмет и задачи инженерной психологии.
3. Эргономика как комплексная наука о закономерностях и характеристиках трудовой деятельности человека.
4. Краткая история отечественной и зарубежной психологии труда.
5. Психологические признаки труда.
6. Обзор психических регуляторов труда.
7. Понятия «эргатическая система», «эргатическая функция». Основные группы эргатических функций.
8. Понятие «трудовой пост». Структура трудового поста.
9. Человек как субъект труда. Структура субъекта труда.
10. Формирование и развитие человека как субъекта труда.
11. Профессионально-важные и их динамика.
12. Проблема мотивации трудовой деятельности.
13. Профессиография как средство организации психологического изучения профессий и профессиональной деятельности человека. Принципы профессиографирования.
14. Типы профессиограмм. Особенности профессиограмм, составленных с целью профотбора, профориентации и профконсультации, производственного обучения, рационализации режима и условий труда.
15. Схемы профессиографирования. Структура профессиограммы и психограммы.
16. Классификация профессий, психологические признаки ее построения. Обзор психологических классификаций профессий.
17. Психологическая классификация профессий Е. А. Климова, ее структура и возможности применения.
18. Профессиональная пригодность как свойство системы «субъект - объект». Структура субъективных факторов профпригодности.
19. Психологические основы профессионального обучения. Профессиональные умения и навыки. Их классификация.
20. Формирование профессиональных умений и навыков.
21. Психологические основы профессионального отбора кадров.
22. Психологические вопросы адаптации, реабилитации и стабилизации рабочих кадров.
23. Психологические вопросы безопасности труда.
24. Работоспособность как показатель изменений функционального состояния человека в процессе трудовой деятельности. Критерии оценки работоспособности.
25. Закономерности (фазы) изменения работоспособности в процессе труда.
26. Функциональные состояния человека в труде, их классификация.
27. Усталость, утомление, переутомление как негативные проявления функционального состояния. Физиологические механизмы утомления. Субъективные и объективные показатели утомления.
28. Монотонность труда, ее виды, критерии оценки, сущность неблагоприятного воздействия на работника. Состояние монотонии, ее физиологические механизмы.
29. Эмоциональные состояния человека в процессе трудовой деятельности.
30. Психологические методы диагностики, коррекции и профилактики неблагоприятных функциональных состояний.