Приложение 4. Правила и способы обсуждения финансовых вопросов
Как говорить о деньгахпо Шнаппауфу.
Если активность началась только в этот момент, значит до того вы плохо работали. Мудрость: «Кто ничего не знает, говорит о цене».
- Сперва речь идет о содержательных моментах. Например: в зависимости от объема работ, количества экземпляров. До того мне нужно уточнить… До одобрения всех преимуществ предложения любая цена кажется высокой. Если сразу спрашивает цену, то от… и до… и куча вопросов.
- Способ бутерброда: перечислить достоинства, назвать цену- как масло на бутерброд.
- Способ сэндвича: цена укладывается между двумя слоями достоинств и полезностей. Например: работа- цена- польза; ценность- цена- польза; преимущество- цена- польза.
- Способ сравнения. Соотнести со сроками эксплуатации, дополнительными расходами клиента. «Мы не так богаты…»
- Способ деления. Расшифруйте цену, разбейте на части. Не используйте круглые. Например, на количество документов, на количество работающих, на количество лет.
- Способ умножения. Т.к. 1 лист обойдется на 1 коп. дешевле, то за год… Или «Автоматический режим позволяет экономить 2 кВт/ч в каждом помещении в течение дня. У вас 6 зданий, в год вы сэкономите…
- Обращение к эмоциям. Продавайте ценность. «Вы можете себе это позволить», «Вы отдаете предпочтение моделям со вкусом». Клиент платит за надежность, безопасность, авторитет… Т.е. покупаются представления, пользу, а не продукт.
«Представьте, что…» и о лицах людей, о похвале начальника.
- Подведение итогов. 2 графы: преимущества и недостатки. Преимуществ больше. Спрашиваем: «Неужели из-за… стоит отказаться от «+»?»
- Вариация предыдущей. Но в начале пишем цену, которую хочет клиент. Говорим: «Хорошо!». Берем красный маркер и им вычеркиваем из первого столбца до необходимой цены самое важное. И комментируем, почему это плохо.
- Снижайте цену только в крайних случаях. Иначе негативные эмоции: «А сначала хотел слупить…» Лучше использовать согласительный способ- добавлять дополнительные услуги: инструктаж, обучение… Если снизите почасовые- потом не восстановите.
«Вы-подход»: модули –» дешевле ремонт; графический интерфейс –» не надо учить сотрудников. Ключевая фраза: для вас это означает… это дает вам…
Важен подход с оптимизмом. Пример: площадь крыльев у шмеля 0,7 кв.см. Весит он 1,2 г. По законам аэродинамики он летать не может. Но он с этим не знаком и летает.
Как говорить о прибавке к зарплате:
Когда понимаешь, что стоишь больше.
- Правильно пиши отчеты. Упоминай свои достижения. Начальник их забывает, да и не всегда знает, чья заслуга.
- Узнай, рыночную обстановку: сколько ты реально стоишь: резюме в сети, общение с коллегами… На многих кадровых сайтах есть «зарплатометр». Headhunter.ru
- Узнай ситуацию в собственной компании
- Не сравнивай с другими фирмами: бухгалтеру чужды идеи абстрактной справедливости.
- Подготовь факты, что работаешь лучше, быстрее, сохраняя самообладание. Не гипотетически «Я хороший человек, ценный сотрудник».
- Не говори, что тебе просто не хватает денег.
- Спроси себя, что для тебя важнее: деньги или перспективы. Может, учеба.
- Начинай не о деньгах. «Мне хотелось бы обсудить с Вами мою работу и посоветоваться, как еще больше повысить ее эффективность».
- Узнай интересы работодателя и предложи варианты, как ты можешь эти интересы удовлетворить.
- Не упирайся в деньги. Как насчет соцпакета, обучения, льготного кредита на машину, дополнительный отпуск, неполная рабочая неделя, надбавки за выслугу, за сложность… Перевод на новую должность, прохождение аттестации.
Список литературы по дисциплине
№ | Наименование |
1. | Мичиц П. Как проводить деловые беседы -М.: Экономика, 1983.-208 с. |
2. | Романов А.А. Грамматика деловых бесед -Тверь, 1995.-240 с. |
3. | Лебедева М.М.Вам предстоят переговоры –М.,1993 |
4. | Фишер Р., Юри У. Путь к согласию. Или переговоры без поражения. –М.,1992 |
5. | Шостром Э. Анти-Карнеги, или человек- манипулятор- Минск, 1992 |
6. | Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию- СПб,2001. |
7. | Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -СПб, 2004 |
8. | Скороходова Н.Ю. Консультирование в практике социальной работы –Петрозаводск, 1999, с.51-82 |
9. | Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов.-М., 2004, с.164-206. |
10. | Видеотренинг делового общения. Практическое руководство по проведению групповых занятий с руководителями промышленных предприятий. -Ленинград, 1990. |
11. | Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. -М., 2001, с.183-200. |