Освещение модели частично рисующим (а) и акцентирующим светом (б)

Узкий концентрированный пучок рисующего света может касаться лишь небольшого участка лица, определяя этим основной эффект светового рисунка и выражая световой акцент всей композиции; такой свет можно назвать акцентирующим рисующим светом (рис. 51, б).

Рисующий свет должен четко и рельефно выразить форму головы и фигуры (исключение составляют частичные и акцентирующие участки света) и уточнить их положение в пространстве. Но вполне реальный эффект он дает только в том случае, когда дополнительные источники освещения не нарушают светотени.

Воспроизведение натуры с реалистических позиций в портретной фотографии не допускает двух или нескольких потоков направленного света одинаковой яркости, освещающих модель с разных сторон. Иначе это будет эффект ради эффекта, так как причудливые тени с разных сторон, нарушение пластики и искажение форм создадут неправильное представление о модели, отрицательно отразятся на портретном сходстве.

Рисующий свет создается чаще всего одним осветительным прибором, что делает невозможным образование двойных теней как на модели, так и на фоне. Однако иногда бывает необходимо использовать сдвоенные приборы рисующего света, например при съемке портрета в рост, когда один над другим устанавливают два прибора рисующего света: один направляют на верхнюю, другой – на нижнюю часть фигуры. При съемке детей создают так называемое глубинное пространственное освещение, когда один из двух приборов рисующего света выдвинут на 40-50 см вперед.

В большинстве случаев при портретной съемке рисующий свет направляют на лицо модели под углом 30-60° по отношению к оптической оси объектива фотоаппарата.

Среди портретистов распространено мнение, что объем головы лучше всего выявляет рисующий свет под углом примерно в 45°. Однако встречаются схемы портретного освещения, когда рисующий свет дается с бокового, заднескользящего и даже заднедиагонального направления (теневые полуобороты, портрет в темной тональности).

Основное впечатление от изобразительной формы портретного снимка создается световым акцентом рисующего света на лице портретируемого. Если рисующий свет установлен фронтально и на уровне камеры, то он не решает поставленной задачи с точки зрения создания художественной формы, так как лицо будет освещено полностью. При этом будут освещены как важные участки, так и второстепенные.

При отклонении источника рисующего света от оптической оси объектива освещение принимает более выраженный светотеневой характер, так как по мере приближения источника к диагональному положению светотеневой рисунок становится несимметричным: одна часть лица освещается больше, чем другая, на которой появляются значительные по размеру тени. В изображении хорошо подчеркиваются объемные формы лица.

В отличие от фронтального диагональное освещение не может привести к образованию бестеневого рисунка освещения, так как источник света в этом случае всегда расположен под углом к оптической оси камеры.

Расположение источников рисующего света, образующих диагональное освещение, возможно с одной из сторон объекта, справа или слева относительно камеры. В портретной фотографии встречаются три варианта диагонального освещения – верхнее, нижнее и на уровне лица.

Освещенность, создаваемая на объекте съемки, зависит от ряда факторов: мощности лампы, типа рефлектора и расстояния между светильником и объектом, светочувствительности негативного материала, относительного отверстия объектива, отражательной способности предметов, расположенных рядом с объектом.

В кинематографе иногда требование к освещенности заключается в создании рисующего света на значительной глубине кадра, для того чтобы при передвижении актера не происходило резкой смены освещенности.

При фотографировании модель не перемещается в пространстве, и создание такого глубинного света не вызывается необходимостью. Наоборот, в фотопортрете для активизации светотени, для прорисовки объема и тонкой пластической выразительности формы необходимо искать не только заметный спад оптической резкости, но и заметный спад яркости как в глубину, так и вдоль всего кадра.

Таким образом, рисующий свет должен быть единым по направлению, должен прогрессивно терять яркость в глубину кадра и к его краям. Поэтому в большинстве случаев не следует пользоваться светильниками с большим углом рассеяния, а также сильно отдалять источник рисующего света от модели.

В зависимости от конструкции прибора рисующего света на объект съемки может быть направлен пучок концентрированного света. Так, линзовый прибор типа КПЛ (рис. 52) при сфокусированном положении лампы имеет угол рассеяния света 12°. При этом он не может с близкого расстояния выполнять функцию рисующего света, так как величина создаваемого им пятна незначительна. При полностью расфокусированном положении лампы угол рассеяния света достигает 46°. Этого уже вполне достаточно, чтобы использовать прибор в качестве источника рисующего света, однако направленность лучей остается все еще чрезмерно сильной. В результате на лице модели мы увидим излишне выявленную фактуру. Она будет все четче изображаться по мере передвижения прибора в более боковое положение. Этот свет должен быть смягчен дополнительным рассеиванием. Для этой цели используют пропитанные огнестойким составом марлевые сетки или специальный рассеиватель арказоль.

Освещение модели частично рисующим (а) и акцентирующим светом (б) - student2.ru

52. Прожекторы: а – КПЛ-10; б – КПЛ-15, в – КПЛ-25

Матовые среды (стеклянные или из арказоля) превращают прожектор в источник направленно-рассеянного света. При этом чем ближе к объекту расположен прожектор, тем больше направленная часть его излучения, и наоборот, чем дальше от объекта находится прибор, тем более преобладает рассеянный свет. Дистанция формирования светового луча (критическое расстояние, ближе которого прожектор дает неравномерное по яркости световое пятно на объекте) в этом случае сокращается, как и при переходе с узкого луча на широкий.

Кроме прожекторов в качестве приборов рисующего света используют приборы направленно-рассеянного света. Широкое распространение получили осветительные приборы типа "Бронколор" (рис. 53).

Освещение модели частично рисующим (а) и акцентирующим светом (б) - student2.ru

53. Осветительный прибор фирмы "Бронколор"

Рассматривая основные эффекты освещения, создаваемые рисующим светом (фронтальный, контровый, диагональный, заднедиагональный, боковой, скользящий, заднескользящий), можно заключить, что лицо, освещенное ярким боковым светом в пределах скользящего его направления, установленного над головой портретируемого, бывает подчеркнуто объемным. При таком освещении достигается пластическая выразительность портрета, четкость его пространственного построения.

Избранный эффект освещения может оказаться неоправданным и формальным, если он не соответствует образной характеристике портретируемого.

Примером талантливого использования света, в частности рисующего, является творчество М. С. Наппельбаума. Он умел привлечь внимание зрителя к смысловому центру портрета (см. рис. 126).

Живописные формы портрета обозначаются резче, ощутимее благодаря контрастам светотени. Эти контрасты, т. е. соотношение света и тени, как известно, целиком зависят от интенсивности излучения, создающей освещенность на объекте, угла падения рисующего света и светлоты поверхностей, на которые он падает.

В живописи отдельный цвет не воспринимается нами локально, поэтому и в фотографии яркости, создаваемые источником рисующего света, не следует рассматривать изолированно. Рисующий свет создает рисунок светотени на объекте и вызывает образование светотональных масс. Эффект рисующего света следует оценивать как неотъемлемый элемент художественной формы фотопроизведения.

Помимо лепки объемных форм фотопортретисты пользуются контрастами освещения для усиления динамичности композиции, для изменения тональности различных участков лица. При этом перед фотографом возникает еще одна проблема – сочетание светотональных и светотеневых элементов освещения. Чем ярче рисующий свет и значительнее контрасты, тем меньше свет способен воспроизводить тональности за счет цветовой окраски предмета.

Работая с рисующим светом, следует всегда учитывать интервал яркости объекта съемки, вызывающий впечатление общего контраста и контраста смежных участков. Помимо интенсивности излучения и угла направления рисующего света здесь большое значение имеет светлота фона. При портретировании на светлом фоне чередование тонов будет выглядеть примерно так: светлый тон фона, светлый тон освещенной части лица, полутона, тона падающих теней, слабые полутона, темные тона собственных теней. Разность наибольшей и наименьшей яркостей лица и фона (интервал яркостей) здесь может быть достигнута между участками освещенной части лица и участками теней. Между ними мы будем наблюдать градацию светотени в виде участков полутона. Такое освещение можно назвать пластичным, так как наблюдаемая градация тонов от светлого к темному представляет собой закономерную последовательность яркостей, а максимальный интервал яркостей находится между участками, не граничащими между собой (см. рис. 142).

Если же вместо светлого создать темный фон, тональность которого темнее участков падающих и собственных теней лица портретируемого, то сохранив пластичность освещения лица, мы нарушим общую пластичность композиции. Это произойдет потому, что максимальный интервал яркости на снимке будет между самым темным тоном на фоне и самым светлым тоном на освещенной части лица.

Метод контрастного освещения долго господствовал в портретной фотографии. Он встречается и в настоящее время. В световой отработке модели он базируется на резком противопоставлении света и тени. Часто это достигается использованием при съемке только рисующего света. Однако рисующий свет без дополнительного смягчения теней создает на объекте высокие контрасты, не приемлемые для большинства портретных композиций.

На практике рисующий свет комбинируют с заполняющим и моделирующим светом (рис. 54, а, б, в, г). Иногда комбинируют рисующий свет только с заполняющим или только с моделирующим.

Освещение модели частично рисующим (а) и акцентирующим светом (б) - student2.ru

54. Этюды, создаваемые диагональным рисующим светом (а), рисующим и заполняющим светом (б), рисующим светом и "пражским моделированием" (в), рисующим светом и широким моделированием (г)

Заполняющий свет

Для понижения общего контраста в соответствии с замыслом светотональной композиции применяют рассеянный заполняющий свет. Заполняющим называется свет, который равномерно освещает все снимаемое пространство и создает на всех видимых элементах сюжета освещенность, достаточную для получения желательной плотности в теневых участках негатива.

Основное действие заполняющего света относится к теневым сторонам объекта, где особенно заметно высветление теней, что соответственно меняет световой баланс, т. е. соотношение яркостей отдельных участков изображения. Благодаря заполняющему свету происходит заметное увеличение участка полутонов на переходах от света к тени, что улучшает градационные свойства изображения. Лицо в портрете приобретает округлость, усиливается передача его объемной формы.

Приборы заполняющего света бывают самых разнообразных форм и конструкций. Их общими характерными свойствами являются широкий угол рассеяния и малая сила света.

Внутренняя отражательная поверхность прибора обычно матирована.

В портретной фотографии в качестве приборов заполняющего света чаще всего используются приборы прямого (рис. 55, а, б, в) и отраженного излучения (рис. 55, г).

Освещение модели частично рисующим (а) и акцентирующим светом (б) - student2.ru

Наши рекомендации