Психологическая теория коллектива.
Традицией исследования коллектива в отечественной науке имеет два источника.
1.В работах Маркса впервые была высказана мысль о том, что коллектив - специфическая форма организации людей социалистического общества. Для Маркса подлинная коллективность невозможна в условиях существования антагонистических классов, коллективный труд как труд свободный основан на общественной собственности.
2.Активные исследования коллектива в различных отраслях обществоведения в 20-30-е годы. Проявило себя и в обыденном употреблении самого понятия «коллектив». Широкое значение этого понятия, распространенное в нашем обществе, относится практически к любым группам в рамках отдельного предприятия, учреждения, отрасли промышленности, географического района и т.д.
Что же касается разработки проблемы в истории отечественной науки. Важнейший признак коллектива, по МакаренкоА.С., - это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Важнейшим условием движения вперед является непрерывное развитие тех самых общественно значимых целей, ради которых создан коллектив. Цели коллектива должны соответствовать общественным.
Признаки коллектива: объединение людей во имя достижения определенной, социально одобряемой цели; наличие добровольного характера объединения, целостность( с опр. организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления);форму взаимоотношений между его членами, которая обеспечивает принцип развития личности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.
Стадии и уровни развития в психологической теории коллектива:
Психологическая теория коллектива, разработанная А.В. Петровским (Психологическая теория коллектива, 1979). 3 слоя.
1.Непосредственные контакты между людьми, основанные на эмоциональной приемлемости или неприемлемости;
2. отношения опосредуются характером совместной деятельности;
3. ядро группы, развиваются отношения, основанные на принятии всеми членами группы единых целей групповой деятельности. Этот слой соответствует высшему уровню развития группы, и, таким образом, его наличие позволяет констатировать, что перед нами коллектив.
Главная идея всей концепции, а именно положение о том, что «деятельностное опосредование выступает как системообразующий признак коллектива» (Петровский, 1979. С. 206).
С этой точки зрения были внесены уточнения в анализ многоуровневого строения группы, Авторы предпочитают в последней редакции рассматривать уровни групповой структуры в обратном порядке:
1.Центральное звено групповой структуры образует сама предметная деятельность группы (социально-позитивная деятельность)
Доказать достаточную степень ее развития можно при помощи трех выделенных критериев:
1)оценка выполнения группой основной общественной функции (успешность участия в общественном разделении труда);
2)оценка соответствия группы социальным нормам;
3) оценка способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности.
2. Второй слой групповой структуры представляет собой фиксацию отношений каждого члена группы к групповой деятельности, ее целям и задачам.(ЦОЕ- ценностно-ориентационное единство»),
3.Третий слой, фиксирующий собственно межличностные отношения, опосредованные деятельностью.
4. четвертый слой, где фиксируются поверхностные связи между членами группы. Это те же межличностные отношения, однако та их часть, которая построена на непосредственных эмоциональных контактах, где ни цели совместной деятельности, ни общезначимые для группы ценностные ориентации не выступают в качестве основного фактора, опосредующего личные контакты членов группы.
В зависимости от целей существуют: просоциальные группы ( положительные цели-группа на отдыхе)и высший уровень развития группы –коллектив(преследует общественно-значимые цели);Асоциальные группы по взаимному сговору(отрицательные цели-приступная группировка) высокоорганизованная-мафия.
Группа существует, пока не достигнута цель.