Этапы становления менеджмента как научной дисциплины. Структура менеджмента. Виды менеджмента. Принципы менеджмента.

Менеджмент – это процесс взаимодействия управленцев, использующих специальные технические средства, применяющих обусловленные методы воздействия на людей и процедуры принятия решений о направлениях деятельности и развития организации.

В этой связи менеджмент может рассматриваться как система, как совокупность взаимосвязанных элементов (людей и технических средств) закономерно взаимодействующих для достижения цели. Для эффективного функционирования системы важны все ее компоненты. Если какой-либо из элементов будет пропущен или в недостаточной мере задействован, то вся система будет функционировать с нарушениями и сбоями. Применительно к менеджменту это означает, что при формировании системы управления на предприятии должное внимание должно уделяться всем категориям теории управления и компонентам практики управления.

Менеджмент, как систему можно представить следующим образом:

М Этапы становления менеджмента как научной дисциплины. Структура менеджмента. Виды менеджмента. Принципы менеджмента. - student2.ru ,

где З – законы менеджмента;

Ц – цели менеджмента;

П – принципы управления;

Ф – функции управления;

М – методы управления;

С - связующие процессы управления (коммуникации и принятия решений);

К – кадры менеджмента;

О – организационные структуры управления;

Т – техника управления;

Тех – технология управления;

И – информация;

S – стиль управления

Виды менеджмента

Управленческая деятельность многопланова и осуществляется в различных сферах экономики на разных уровнях управления.

Менеджмент классифицируется по двум признакам: уровням (микро- и макроэкономика) и сферам его применения.

Применительно к управлению экономикой страны в целом различают два уровня менеджмента:общий и производственный.

Общий менеджмент –это управление макроэкономическими процессами. Цели общего менеджмента:устойчивый рост экономики, сдерживание инфляции, минимизация безработицы, положительное сальдо внешнеторгового баланса (и платежного баланса страны).

В рамках общего менеджмента выделяют:а) инновационный менеджмент (управление нововведениями); б) стратегический менеджмент (разработка стратегий развития); в) практический менеджмент (повседневная управленческая деятельность).

Производственный менеджмент – это управление предприятием. Основными направлениямипроизводственного менеджмента являются: технологический менеджмент (управление процессами выпуска продукции); маркетинговый менеджмент (управление продажами); финансовый менеджмент (управление капиталом). Иногда выделяют операционный менеджмент (календарное планирование и диспетчирование).

В самостоятельную сферу управленческой деятельности выделились: менеджмент персонала (управление кадрами) и коммуникационный менеджмент (управление распространением информации в организации).

В рамках производственного менеджмента (управления предприятием) в свою очередь можно выделить три уровня управления: высший, средний и низший.

Высшийуровень – это дирекция предприятия, которая обеспечивает выбор целей и стратегий его развития.

Среднийуровень – начальники цехов и главные специалисты. Они обеспечивают проведение в жизнь политики руководства и доведение заданий до цехов и отделов.

Низшийуровень – это мастера и бригадиры. Они организуют непосредственное выполнение планов и заданий.

Принципы управления

Принцип – основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, политической организации.

Принципы управления – это правила и положения, соблюдение которых способствует успеху управленческой деятельности. Они обусловлены законами и закономерностями менеджмента и отражают характер производственных отношений в обществе.

В рыночной экономике менеджмент базируется на следующих принципах: право собственности на все виды имущества, экономическое самоопределение личности, экономическая свобода товаропроизводителей и продавцов (в рамках закона).

В литературе сформулированы и описаны десятки и сотни принципов управления.

Все принципы можно объединить в несколько групп:

- общие принципы (плановость, ориентация на потребности клиентов, прибыльность, инновативность, компьютеризация, структурные перестройки и другие);

- принципы, определяющие взаимоотношения между работниками (принципы управления людьми);

- принципы реализации основных функций управления (принципы планирования, принципы организации и т.п.);

- принципы (требования) поведения руководителя;

- принципы развития организаций (например 23 принципа JBM);

- принципы, сформулированные классиками науки управления (Ф. У. Тейлором, А. Файолем, Э. Эмерсоном).

В качестве примера приведем фундаментальные положения менеджмента, сформулированные Э. Эмерсоном :

- подчиненный должен расширять и продолжать личность начальника;

- начальник нужен лишь для того, чтобы делать производительной работу подчиненного;

- компетентные специалисты должны формулировать основные принципы дела, обучать всех и каждого их применению и следить за всеми нарушениями;

- каждая ступень управления существует не для удовольствия тех, кто стоит выше, а для обслуживания тех, кто работает ниже;

- каждая мельчайшая операция на предприятии должна быть обслужена всеми знаниями и умениями, которые есть в мире.

Наши рекомендации