Самооценка умения управлять работой класса
Задания по психологической части педпрактики для студентов
Курса исторического факультета заочной формы обучения
Уч.г.
Психологическая часть педагогической практики предполагает необходимость актуализации и применения тех теоретических знаний, которые были получены студентами в процессе изучения психологических дисциплин. Успешность прохождения студентом психологической части практики оценивается по следующим критериям:
1) выполнение всех заданий в полном объеме;
2) владение понятиями, описывающими изучаемые в заданиях психические явления;
3) умение применять психологические понятия для анализа конкретных психических явлений и психологических фактов, наблюдаемых в педагогической практике;
4) умение осуществлять и организовывать наблюдение, беседу, экспериментальное исследование, вести протоколы и анализировать зафиксированные в них факты;
5) умение применять психологические знания при анализе собственной педагогической деятельности.
Самооценка умения управлять работой класса
Цель: изучить своё умение управлять работой класса с помощью самонаблюдения и опросника.
Для желающих получить «9» и выше, предлагается сравнить свои управленческие умения до начала практики и после ее окончания. Сделать выводы, что изменилось и почему.
Содержание задания. Студенту необходимо организовать наблюдение за собственной педагогической деятельностью в процессе проведения уроков и организации внеклассных мероприятий, фиксируя данные в дневнике самонаблюдения (форма записей свободная). При самонаблюдении можно ориентироваться на список базовых управленческих умений учителя, приведённых в опроснике. В конце практики необходимо проанализировать дневниковые записи, а также дополнить полученные представления о своих умениях управлять работой класса с помощью предложенного опросника. Подсчитать проценты по каждому блоку после заполнения.
Инструкция: «Оцените свои управленческие умения отдельно в каждом из трех блоков управленческих умений. Сравните результаты. В каком из блоков Ваши оценки выше? Оцените себя по 10-балльной системе: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Например, 10 баллов – в 100% случаев, до 0 – не умею».
№ | Базовые умения учителя | Балл |
Мне удается поддерживать деловую атмосферу на уроке, в классе практически нет проблем, связанных с дисциплиной | ||
Я добиваюсь занятости на уроке каждого ученика делом | ||
Мне удается устанавливать оптимальный темп урока | ||
Я тщательно продумываю первые недели ведения класса | ||
Я использую разнообразные формы и методы работы, чтобы заинтересовать учеников предметом | ||
Я устанавливаю ясные критерии достижения целей обучения | ||
Я имею тщательно разработанную полную программу обучения | ||
Я имею хорошие знания предмета, умение соотнести теоретические знания с жизненным опытом | ||
Я ясно излагаю материал, хорошо знаю методику преподавания | ||
Я организовываю взаимопомощь, сотрудничество между учениками | ||
Умения учителя, ориентированного на сотрудничество | ||
Я проявляю теплоту и доброжелательность в общении со всеми учениками | ||
Я признаю и вижу достижение каждого, а особенно слабого ученика | ||
Я открыто и ясно выражаю свою позицию так, что при этом не снижается самоуважение учеников | ||
Я создаю условия для свободы выражения позиций, в том числе критики | ||
Ученики сообщают мне об ошибках или непонимании учебного материала | ||
Ситуация урока и опроса знаний не воспринимаются учениками в качестве личной угрозы | ||
Я показываю ученикам, чему они научились за урок, какие умения приобрели для себя | ||
Я поощряю ситуации, когда ученики спорят и обсуждают между собой на уроке проблемы, связанные с темой урока | ||
Я выслушиваю и проявляю внимание ко всем предложениям и идеям учеников | ||
Я создаю условия для проявления инициативы учеников на уроке | ||
Умения учителя, ориентированного на развитие самостоятельности учеников | ||
Я начинаю работу с классом с того, что сразу устанавливаю необходимые правила и процедуры | ||
Я согласую с учениками правила и процедуры совместной деятельности | ||
Я разделяю зоны ответственности между собой и учениками, побуждаю их брать на себя ответственность | ||
Я делаю цель урока целью учеников | ||
Я стремлюсь научить учеников управлять собой, ставить реалистичные цели, планировать свою деятельность | ||
Я ставлю учеников в ситуацию выбора, например, свободы выбора задач, способов действий | ||
Я побуждаю учеников оценивать собственную деятельность | ||
Я стараюсь создавать ситуацию успеха для каждого ученика, повысить ощущение его компетентности | ||
Я веду дискуссии на уроке. Мои функции при этом: создавать связь каждого выступления с общим руслом размышлений, подводить итоги | ||
Я использую разные системы для поурочного и итогового оценивания |
Форма отчёта
Отчёт по выполняемым заданиям включает в себя следующие части:
1) название задания;
2) цель задания, краткое описание методики исследования;
3) анализ полученных результатов;
4) выводы как оценка достигнутой цели;
5) приложение – протоколы наблюдений, бесед, экспериментальных исследований.
Требования по оформлению отчёта
Отчёт оформляется в отдельной папке и сдаётся руководителю-психологу в установленные сроки. Титульный лист оформляется следующим образом:
Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина»
Кафедра психологии развития
ОТЧЁТ
по психологической части практики
студента (ФИО)_____________________________________________
_____________________________________факультета________курса
Форма обучения (очная, заочная)_______________________________
Место прохождения практики _________________________________
(район, школа, класс)
Сроки практики ________________________
Руководитель психологической части практики (ФИО)_____________
20___г.