Либо мотивом достижения в условиях разной ориентации (групповой либо индивидуальной) и разной обратной связи со стороны экспериментатора
(French, 1958b, p. 404)
Положительная обратная связь, | преобладающий мотив достижения | преобладающий мотив аффилиацин | В среднем |
с акцентом на | ориентация | ориентация | |
групповая индивидуальная | групповая индивидуальная | ||
Способности | 40,50 39,38 | 29,12 25,12 | 33,53 |
Сотрудн ич ество | 29,25 30,87 | 38,38 31,50 | 32,50 |
В среднем | 34.88 35,12 | 33,75 28,31 |
В табл. 8.3 приведены полученные результаты для всех 8 сочетаний различных условий (2 х 2 х 2). Как и ожидалось, группы с преобладающим мотивом достижения при обратной связи относительно способностей добились больших успехов, чем при обратной связи относительно сотрудничества, а в группах с преобладающим мотивом аффилиации картина оказалась обратной. Инструкция с групповой или индивидуальной ориентацией никак не повлияла на работу групп с преобладающим мотивом достижения, а в группах с преобладающим мотивом аффилиации групповая ориентация приводила к заметному улучшению результатов. Наиболее благоприятным сочетанием условий для групп с преобладающим мотивом аффилиации является "групповая ориентация и обратная связь с информацией о хорошем сотрудничестве; наиболее неблагоприятным — индивидуальная ориентация и обратная связь с информацией о способностях. Ни один из трех основных факторов — сочетание мотивов, ориентация в работе, мотивационно-специфиче-ская обратная связь, — взятый по отдельности, не оказал значимого влияния на результаты (см. средние значения по столбцам и строкам в табл. 8.3). Наиболее же высокий уровень значимости различий был получен для взаимодействия между структурой мотивов и мотивационно-специфической обратной связью (р < 0,001); значимо также (р < 0,05) взаимодействие структуры мотивов и ориентации в работе.
Эти результаты достаточно отчетливо указывают на два обстоятельства: 1) различия в мотивах проявляются в поведении только при соответствующем побуждении, мотивации; 2) конкретные условия побуждения по-разному воздействуют на разные мотивы. Примечательно, что групповая ориентация при выполнении задания в противоположность индивидуальной имеет значение только при преобладающем мотиве аффилиации, но не при преобладающем мотиве достижения.
Социокультурные индексы мотива и историко-экономические изменения
Различия мотивов определялись не только по поведенческим коррелятам, но также исследовались у разных групп населения, выделявшихся по демографическим признакам. В этом случае коррелятами мотивов были не психологические, а социологические, исторические и экономические категории, которые выступали в роли индикаторов связанных с достижениями ценностных предубеждений и форм поведения людей. Инициатором этого направления исследований был Мак-Клелланд (McClelland, 1961) под влиянием выдвинутого Максом Вебером (Weber, 1904,1905) тезиса о связи между «протестантской этикой» и «духом капитализма». Согласно "этому тезису, промышленная революция выросла из религиозного учения о мирском призвании и трудовой этике христианина в постреформаторских конфессиях (в первую очередь из кальвинистского догмата об абсолютном предопределении).
Мак-Клелланд усматривал здесь следующую психологическую взаимосвязь: в ценностной атмосфере протестантской этики воспитание детей направлено прежде всего на формирование у них самостоятельности и личной ответственности, что благоприятствует развитию мотива достижения. Он, в свою очередь, побуждает к интенсивной предпринимательской деятельности, которая через реинвестирование прибылей и использование технических инноваций способствует ускоренному развитию экономики. Произведенное в 1950-е гг. сопоставление экономической мощи протестантских и католических стран выявило преимущество первых. В качестве индекса экономической мощи Мак-Клелланд взял потребление электроэнергии на душу населения; при этом учитывались и различия в природных ресурсах.
Но как подтвердить предположение о том, что межнациональные различия в мотивации выступают как решающая промежуточная переменная экономического роста? Для этого необходимо, помимо экономического индекса, вывести национальный индекс мотива. Его Мак-Клелланд получил, применив ключевые категории nAch при анализе рассказов, содержавшихся в книгах для чтения школьников третьих классов. Он предположил, что национальный дух в странах с всеобщим обязательным начальным образованием наиболее четко выражается в книгах для чтения младших школьников.
При первом сравнении национальные индексы nAch по состоянию на 1925 г. были сопоставлены с различием между ожидаемым и реальным увеличением потребления электроэнергии в разных странах к 1950 г. (При подсчете ожидаемых значений учитывались различия исходного уровня развития, обусловленные имевшимися в разных странах различными запасами природных ресурсов и достигнутым на тот период уровнем индустриализации.) Корреляция между индексом мотива в 1925 г. и отклонением потребления электроэнергии от ожидаемых значений в 1950 г. равнялась +0,53. Если же брался индекс мотива за 1950 г., то корреляция полностью исчезала (+0,03). Похоже, что действительно высокий национальный мотив достижения проявляется в ускорении экономического развития, а низкий —в его замедлении. Фрей (Frey, 1984) подтвердил этот результат с помощью перекрестно-отсроченного панельного (crossed-lagpanel) анализа; однако он обнаружил, что роль этого эффекта была несколько преувеличена. В табл. 8.4 приводится это соотношение для 49 стран за более короткий промежуток времени с 1950 по 1958 г.
Здесь корреляция между nAch (1950) и отклонением темпа прироста (1952-1958) от ожидавшегося составляет еще 0,43 (см.: McClelland, 1984; Orpen, 1983). Для более позднего периода времени имеется еще два результата: для периода 1950-1967 гг. корреляция составляет 0,39 (McClelland, 1976), а для периода 1952-1976 гг. она равняется всего лишь 0,11 (Beit-Hallahmi, 1980). Таким образом, тезис Мак-Клел-ланда, судя по всему, теряет свою справедливость применительно к более современной экономической ситуации, по крайней мере если его основывать на индексе потребления электроэнергии (значимость которого вполне могла измениться).
Контент-анализ письменных документов позволяет вычислить индексы мотивов и для прошедших исторических эпох. Зеркалом, отражающим дух времени в аспекте мотивации достижения, служат выборки датированных литературных текстов, например эпиграмм, лирической поэзии, эпитафий из Древней Греции, созданных между 900 и 100 гг. до н. э.; или испанских романов, стихов, легенд, появившихся с 1200 по 1730 г.; или английских драм, путевых дневников, баллад, написанных между 1400 и 1830 гг. В качестве экономических индексов выступали древние географические карты, на которых отмечались области экспорта греческого масла в античную эпоху; годовой тоннаж испанских судов, отправлявшихся в Новый Свет; годовой объем ввоза угля в Большой Лондон. Подъем и спад индексов nAch постоянно предшествовал периодам экономического расцвета или упадка. На рис. 8.6 приведены результаты несколько менее амбициозного исследования развития США с 1810 по 1950 г. В ходе исследования подсчитывались показатели nAch за двадцатилетние периоды на материале контент-анализа книг для чтения и затем сравнивались с количеством заявленных за это время патентов на изобретения в расчете на 1 млн жителей. Была обнаружена одинаково направленная динамика графиков изменения индекса мотива за 20-40 лет и подъемов—спадов количества зарегистрированных патентов.
Рис. 8.6. Изменение национального индекса мотива достижения и количества заявленных патентов
(deCharms, Moeller, 1962, p. 139)
Таблица 8.4
Прирост потребления электроэнергии (1952-1958 гг.) и национальный индекс мотива достижения (nAch) в 1950 г. (McClelland, 1961, р. 100)
Отклонения от ожидавшихся темпов прироста в стандартных единицах | |||
Национальный индекс | Выше, чем | Национальный индекс | Ниже, чем |
мотива в 1950 г. | ожидалось | мотива в 1950 г. | ожидалось |
Высокая 3,62 Турция | + 1,38 | ||
nAch 2,71 Индия | + 1,12 | ||
2,39 Австралия | + 0,42 | ||
2,33 Израиль | + 1,18 | ||
2,33 Испания | + 0,01 | • | |
2,29 Пакистан | + 2,75 | ||
2,29 Греция | + 1,18 | 3,38 Аргентина | -0,56 |
2,29 Канада | .:+ 0,06 | 2,71 Ливан | -0,67 |
2,24 Болгария | + 1,37 | 2,38 Франция | -0,24 |
2,24 США | + 0,47 | 2,33 ЮАР | -0,06 |
2,14 ФРГ | + 0,53 | 2,29 Ирландия | -0,41 |
2,10 СССР | + 1,62 | 2,14 Тунис | -1,87 |
2,10 Португалия | +0,76 | 2,10 Сирия | -0,25 |
Низкая 1,95 Ирак | + 0,29 | 2,05 Новая Зеландия | -0,29 |
nAch 1,86 Австрия | + 0,38 | 1,86 Уругвай | -0,75 |
1,67 Англия | + 0,17 | 1,81 Венгрия | -0,62 |
1,57 Мексика | + 0,12 | 1,71 Норвегия | -0,77 |
0,86 Польша | + 1,26 | 1,62 Швеция | -0,64 |
1,52 Финляндия | -0,08 | ||
1,48 Нидерланды | -0,15 | ||
1,33 Италия | -0,57 | ||
1,29 Япония | -0,04 | ||
1,20 Швейцария | -1,92 | ||
1,19 Чили | -1,81 | ||
1,05 Дания | -0,89 | ||
0,57 Алжир | -0,83 | ||
0,43 Бельгия | -1,65 |
Естественным был бы также поиск различий в мотивах у определенных социальных групп населения промышленно развитых стран (см.: Heckhausen, 1972). Репрезентативные результаты таких исследований имеются для США (Veroff,
Atkinson, Feld, Gurin, 1960; Veroff, Depner, Kukla, Douvan, 1980; см. также главу 12 И Reuman, Alwin, Veroff, 1984) и Швейцарии (Vontobel, 1970). He удалось обнаружить различий между протестантами и католиками, однако различия есть между представителями разных социальных слоев. В табл. 8.5 приведены данные по выборке немецкоязычных швейцарских новобранцев. Показатели НУ и БН по ТАТ лучше всего подходят для сопоставления по причине их стандартизованности (значение 100 выступает как среднее для популяции). Чем ниже социальный слой, тем меньше стремление к успеху, но не мотив избегания неудачи. Соответствующие различия имеются и для ЧН и СМ. Особенно отчетливо социальные различия в мотиве достижения выступают у городских жителей. Между представителями обоих вероисповеданий, напротив, никакой существенной разницы не наблюдается.
Таблица 8.5
Выраженность мотива достижения у различных групп населения для выборки из 539 швейцарских солдат-новобранцев (Vontobel, 1970, S. 190)
Социальное происхождение | Мотивационные переменные (стандартизованные) | |||
НУ | БН | ЧН | СМ | |
Все регионы: | ||||
протестанты | ||||
католики | ||||
высший слой | ||||
средний слой | ||||
низший слой | ||||
Городские жители: | ||||
высший слой | ||||
средний слой | ||||
низший слой |
Гендерные различия и «страх успеха»
С самого начала исследований мотивации достижения испытуемые женского пола рассматривались как исключение из правил. Уже в исследованиях по актуализации мотива оказалось, что их показатели потребности в достижениях (пАсК) не возрастают вместе с усилением условий побуждения, а оказываются достаточно высокими уже при нейтральных условиях (McClelland et al., 1949; Veroff, Wilcox, Atkinson, 1953). Однако в других странах, таких как Бразилия (Angelini, 1959) или Япония (Hayashi, Habu, 1962), каких-либо межполовых различий в этом случае обнаружено не было, так же как и в ФРГ при использовании другой методики измерения мотива (НУ и БН) (см.: Heckhausen, 1963a). Это заставляет нас предположить, что решающее значение в данном случае могут иметь межнациональные различия в отборе и поступлении женщин в высшие учебные заведения. В Бразилии, Японии и ФРГ получение высшего образования не столь доступно женщинам, как в США, так что студентками в этих странах становятся представительницы статуса. Их удовлетворенность работой основывается на возможности соотносить свою работу с критериями качества, особенно когда они находились в позиции начальника. Если рассматривать профессию преподавателя как сферу, в которой женщины в то время скорее всего могли проявить свое стремление к достижению, то мы получаем картину, которой не чуждо все то, что справедливо и для мужчин.
Ситуация была такова, что исследования мотивации достижения в англоязычных странах впредь должны были бы ограничиться исключительно испытуемыми-мужчинами, если бы не диссертация и последующие работы Матины Хорнер (Horner, 1968,1969,1970,1972,1974а), которые получили быструю и широкую известность, произведя буквально фурор, и инициировали множество исследований по их проверке. Хорнер считала, что ей удалось открыть секрет разноречивости существующих данных — это особый, характерный для женщин мотив «боязнь успеха». Демонстрация высоких возможностей для достижения успеха вредит их привлекательности в глазах других людей, особенно мужчин. Начало истории, звучавшей следующим образом: «После экзамена в первом семестре Анна оказалась на первом месте среди студентов-медиков своего курса», 65% испытуемых-женщин (особенно много среди них было хорошо успевающих студенток) продолжили, концентрируясь на аспектах, связанных с избеганием успеха; что касается испытуемых-мужчин, то в версии рассказа, где главным героем выступал Джон, такое продолжение выбрали лишь 9%. В качестве ключевых категорий контент-анализа для выявления «боязни успеха» в рассказываемых историях выделялись следующие моменты: негативные последствия успеха, снижающие симпатии других людей по отношению к персонажу и препятствующие аффилиации; ожидание негативных последствий успеха; связанные с успехом отрицательные эмоции; инструментальная активность, направленная на избегание настоящего или будущего успеха (например, стремление стать не врачом, а медсестрой); непосредственно выраженный конфликт по поводу успеха, переосмысление наличной ситуации (отрицание успеха), странные и нереалистичные реакции.
С последующим заданием достиженческого типа студентки с сильно выраженным страхом успеха справлялись хуже своих подруг в том случае, когда в соревновании участвовали не только девушки, но и мужчины. Впрочем, при повторении такого рода исследований другими авторами эти результаты не подтвердились. К тому же «страх успеха» все чаще обнаруживается и у мужчин, и при этом неясно, имеем ли мы здесь дело с каким-то историческим сдвигом ценностей (Alper, 1974; Peplau, 1976; Ztickerman, Wheeler, 1975). Конструкт «страх успеха» является, как пишет Треземер (Tresemer, 1974), «популярным, но недоказанным» (ср. также: Hoffman, 1977; Karabenick, 1977; Nash, 1979; а также подробное изложение в работе: Heckhausenetal., 1985).