Тема 1. Психологические аспекты управления
Студент должен:
знать:
- психологическую характеристику коллектива и личности;
- основные психологические закономерности управленческого труда;
уметь:
- применять методы наблюдения, тестирования, анкетирования для изучения личности и коллектива в целом;
выполнить:
- составить психологическую характеристику коллектива;
- составить анкету и провести анкетирование (по выбору);
- составить шкалу наблюдения за чертами личности (по выбору);
- провести тестирование на определение профессиональных характеристик работника.
Тема 2. Основы психологии личности
Студент должен:
знать:
- основные формы проявления психики человека: психические процессы и психические состояния и свойства личности;
уметь:
- дать характеристику личности на основе ее познавательных психических процессов, ведущему эмоциональному состоянию и преобладающим свойствам личности;
выполнить:
-изучить и дать анализ типа восприятия, типа памяти и мышления, развития речи и воображения;
- определить характерные особенности направленности личности (цели, идеалы, интересы, убеждения), задатков и способностей (в частности - коммуникативно-организационных), темперамента и характера;
- выявить наиболее типичное эмоциональное состояние.
Тема 3. Психология малых групп и коллективов
Студент должен:
знать:
- понятие и характеристику малых групп и коллективов;
уметь:
- применять методы наблюдения, тестирования, анкетирования, для изучения личности и коллектива в целом;
выполнить:
- провести социометрию (метод изучения межличностных отношений);
-проанализировать уровень благополучия взаимоотношений (УБВ), коэффициент удовлетворения (Куд), индекс изоляции (ИЗ) по каждому из выборов:. эмоциональному, деловому и психологическому;
-определить лидеров;
-определить интеллектуальную активность, эмоциональную коммуникативность и микроклимат коллектива;
- сделать вывод и рекомендации по повышению эффективности группы.
Тема 4. Этапы формирования коллектива
Студент должен:
знать:
- этапы развития групп и способы формирования коллектива;
уметь:
- определять стадию развития коллектива («притирка», «ближний бой», «экспериментирование», «эффективность», «зрелость»);
выполнить:
- провести исследование на определение этапа развития группы;
- определить факторы, препятствующие эффективной работе коллектива: неясность целей, непригодность руководителя, квалификация сотрудников, отсутствие творческих способностей работников и т.д.
Тема 5. Конфликтные ситуации и пути их разрешения
Студент должен:
знать:
- типы и виды конфликтных ситуаций;
- характеристику типов личностей по поведению в конфликтных ситуациях;
- эффективные пути выхода из конфликтов;
уметь:
- определять тип конфликта, причины его возникновения и пути выхода;
выполнить:
- проанализировать потенциальные конфликты, их причины и предложить пути их эффективного разрешения.
Тема 6. Кадровое планирование в организации
Студент должен:
знать:
- цели и задачи кадрового планирования;
уметь:
- составлять оперативный план работы с персоналом;
выполнить:
- проанализировать планирование кадров в организации;
- составить оперативный план работы с персоналом.
Тема 7. Набор персонала и отбор кадров
Студент должен:
знать:
- источники организации набора персонала и приемы набора работников;
- процесс отбора персонала;
уметь:
-организовать процесс набора кадров и отбора их на вакантные должности;
- провести собеседование с претендентом (претендентами) при приеме на работу;
выполнить:
- составить анкету-резюме на себя;
- принять участие в процессе анализа анкет, в собеседовании с претендентами на вакантные места;
- проанализировать и сделать вывод о профессиональной пригодности претендента на вакантную должность.