Понимание дошкольниками отношений временной последовательности
В существующем времени события следуют одно за другим, поэтому восприятие времени отражает последовательность явлений, событий, действий, порядок их следования.
Воспринять и отразить временную последовательность ребенок сможет в таком содержании, где представлен чувственный ряд последовательных звеньев времени: начало, продолжение и конец.
Восприятие временной последовательности в дошкольном возрасте имеет ряд особенностей. При воспроизведении временной последовательности у дошкольников на первый план выступают эмоционально более сильные раздражители, тормозя остальные. Последовательность расположения эпизодов может определяться не временной последовательностью явлений, а их эмоциональной значимостью для ребенка. В дальнейшем эмоциональная значимость восприятия по мере обучения заменяется постепенно смысловой значимостью. В осмысленном материале последовательность отдельных моментов совпадает с причинно-следственными отношениями между ними.
Объективное время — направленная величина (вектор). Определение времени предполагает отправную точку отсчета времени. Такой точкой отсчета времени служит обычно событие, связанное с живыми эмоциями, яркими представлениями, а поэтому легко выделяемое и воспроизводимое. Это надо учитывать при выборе точки отсчета ребенком, когда он восстанавливает временной порядок следования событий, действий. У детей необходимо формировать умение определять начальную точку, от которой и будет выстраи-
ваться цепь расчлененных звеньев, где каждое звено должно занять свое определенное по времени место.
Мы провели обследование детей дошкольного возраста с целью выявить возможности и особенности установления последовательности расположения предложенных звеньев, связанных различными отношениями порядка.
В эксперименте участвовали дети средних, старших и подготовительных к школе групп двух детских садов Ленинграда (80 детей). Было проведено 4 серии эксперимента.
В первой серии детям предлагалось установить последовательность знакомых видов деятельности в режиме дня. Сначала рассказать, что они делают в детском саду утром, когда приходят, что потом. Затем разложить 7 картинок по порядку (картинки с изображением прихода детей в детский сад, зарядки, умывания, завтрака, одевания и прогулки).
Во второй серии выявлялась способность детей установить последовательность изменения человека по возрасту (разложить по порядку 2 набора картинок: малышка, школьница, женщина, старушка; младенец, дошкольник, школьник, мужчина и старик).
В третьей серии дети устанавливали последовательность преобразования объекта в процессе конструирования (как последовательно из листа бумаги изготовляется бумажная табуретка). На основе осознания логической связи между состояниями одного объекта дети раскладывали по порядку 5 деталей, которые получались в процессе изготовления табуретки.
В четвертой серии выявлялись возможности детей осознать причинно-следственные отношения, которыми связаны предложенные на картинках эпизоды рассказов, и, руководствуясь этими отношениями, установить порядок их следования.
Таким образом, дети устанавливали временную последовательность между звеньями, связанными разнообразными отношениями. Но во всех сериях экспериментов были обнаружены однотипные виды ошибок при нарушении детьми последовательности. Так, прежде всего нарушался выбор точки отсчета. На первом месте располагалось то звено, которое сильнее всего эмоционально воздействовало на ребенка. Этот вид ошибок чаще всего приводил к нарушению последовательности всех остальных звеньев.
Следующий вид типичных нарушений — выделение одного звена. На первое или .последнее место дети выносили какое-либо звено, а остальные звенья располагали в должном порядке. В данном случае или играла роль эмоциональная значимость для ребенка выделенного звена (например: «Бабушка главная, ее положу сначала»), или звено, не несущее для ребенка определенного содержания (например, чистый лист бумаги при установлении последовательности изготовления табуретки сначала оставлялся, а потом пристраивался в конце). Таким образом, мы пришли к выводу: при обучении детей устанавливать последовательность во времени надо использовать материал, в котором выделяемые звенья примерно равнозначны по содержанию и эмоциональному воздействию.
Пропуск звена — еще один вид нарушения последовательности. Дети пропускают звено, не включая его в систему расположения материала. Так, при установлении последовательности изготовления табуретки выпускали кубик, так как он отличался от других деталей объемностью.
Допускалась и группировка рядом стоящих звеньев. Сначала идет группировка малых групп в пары. При этом выделяются отношения «раньше — позже» (умываемся — завтракаем, одеваемся — гуляем) или отношения «старше — моложе» (бабушка — мама, дошкольник — школьник).
Некоторые дети, устанавливая обратную последовательность во времени, вносили свою логику соподчинения звеньев.
Встречалась и полная перестановка всех звеньев, когда дошкольники не понимали сути задания или подменяли его другим, более привычным (например, положить картинки в ряд). При обосновании установленного ими порядка они говорили: «Так красиво», «Чтобы видно было».
Итак, наблюдалась однотипность допускаемых детьми ошибок при установлении временной последовательности. А так как характер ошибок и их количество в разных заданиях, выполняемых детьми разных возрастных групп, в целом совпадает, можно говорить о типичности выявленных нарушений определения последовательности во времени детьми дошкольного возраста.
Общее количество допускаемых детьми ошибок доказывает необходимость введения в процесс их обучения специальных приемов вычленения, установления и восстановления временной последовательности в предложенном содержании. Характер нарушений последовательности указывает путь формирования у дошкольников умений упорядочивать звенья.
В результате исследования мы пришли к следующему:
1. Детям среднего дошкольного возраста доступно установление
последовательности событий во времени, в основе которой лежат
внешние, находящиеся на поверхности связи и связи, основанные на
знании данного объекта. Дошкольники этого возраста способны
практическим путем установить последовательность 3—4 звеньев и
обосновать ее.
Дети старшего дошкольного возраста уже могут установить последовательность, в основе которой лежат и более глубокие связи и отношения: развитие явления, изменение предмета или логические и причинно-следственные связи. Они способны проанализировать взаимосвязь уже 5—8 звеньев, а затем практически установить порядок их следования и объяснить данную последовательность.
2. Наиболее доступными для установления действий последова
тельности во времени являются:
знакомый детям материал, о котором у них есть определенный запас знаний;
выделяемые в нем звенья, если они значимы для данного содержания и несут в себе определенную информацию, и эмоцио-
нальная значимость выделенных звеньев примерно равнозначна;
звенья, связанные пространственными отношениями (где эта лошадка стояла раньше, где потом) или временными отношениями (что было сначала, что потом), где можно проследить начало, продолжение, конец.
Временную последовательность ряда звеньев ребенок может постигнуть тогда, когда он будет практически действовать с предложенными для упорядочивания звеньями.
Он должен одновременно сопоставить наличное состояние с предшествующим и последующим, тогда каждое звено будет восприниматься не само по себе, а в системе. Для этого надо создать модель последовательного ряда, где отдельные звенья с промежуточными элементами материализуются в символы и удобно располагаются от начала до конца.
При обучении детей установлению последовательности звеньев во времени необходимо дать им направление ряда. Оно может быть задано, с одной стороны, четкой формулировкой, как надо раскладывать временные звенья (от чего к чему). С другой стороны, время — однонаправленная величина, поэтому расположение звеньев лучше всего дать на прямой в виде стрелы (в философии известен образ времени в виде летящей стрелы). Это может быть вытянутый брус из картона с нарисованной слева направо стрелой по всей его длине. В верхней его части в прорези расставляются звенья в виде карточек-символов или сами предметы.
Карточки-символы должны соответствовать содержанию последовательно располагаемого материала. Например, в комплексе утренней гимнастики упражнения делаются в определенной последовательности и схематически могут быть изображены на карточках в виде стрелочек, показывающих направление движения рук, или треугольников, вершины которых символизируют приседания, повороты, прыжки и т. п. Символы могут быть изображены в виде таких схем:
Для передачи последовательности действий ребенка в конструировании, аппликации на карточках можно изобразить кисточку, ножницы, согнутый надрезанный лист бумаги и т. п.
В нашем опыте обучение проводилось так: после проведения утренней гимнастики воспитатель объяснил детям, что в такой же последовательности эти упражнения будут выполняться и в по-
следующие дни. Чтобы запомнить, какое упражнение делать сначала и какое после него, сделали карточки, на которых эти упражнения были нарисованы. С детьми рассмотрели все упражнения.
Карточки расставили на стреле, у которой есть начало и можно увидеть движение к острию вправо. Вместе с детьми воспитатель установил последовательность упражнений, расставив по порядку карточки.
На следующий день перед началом гимнастики с детьми повторили последовательность упражнений по расставленным на стреле карточкам.
При выполнении упражнений дети контролировали последовательность по модели. В последующие дни перед началом гимнастики дошкольники сами устанавливали карточки на стреле, находя место каждому упражнению. При затруднении воспитатель ставил первую карточку — точку отсчета, а дальнейший ряд продолжали дети. В дальнейшем дети самостоятельно воспроизводили последовательность всех звеньев на стреле и свободно отражали ее в речи, используя наречия «сначала», «потом», «раньше», «позже».
В последние дни эксперимента дети выполняли упражнения по памяти в усвоенной последовательности, а потом по модели проверяли точность выполнения. В результате усвоения последовательности выполнения упражнений время на проведение гимнастики сократилось и сами дети с одобрением оценивали использование модели.
В дальнейшем стрела использовалась, когда необходимо было устанавливать последовательность на музыкальных занятиях при разучивании песен, плясок, на занятиях по конструированию и аппликации, по рассматриванию и рассказыванию по картинам.
К этому времени дети уже поняли принцип изображения последовательности на модели и сразу улавливали ее при объяснении воспитателя, помогали расставить карточки по порядку. По модели дети легко воспроизводили последовательность в работе, в рассказе.
Итак, можно выделить следующие задачи обучения:
научить детей вычленять временную последовательность в предложенном материале;
воспроизводить порядок следования предложенных звеньев;
самостоятельно устанавливать последовательность.
Этапы работы могут быть такие:
объяснение материала в необходимой последовательности;
воспроизведение последовательности на стреле воспитателем, а затем по мере обучения и самими детьми. При выполнении задания руководствоваться демонстрируемой на стреле последовательностью;
установление самими детьми последовательности на стреле; восстановление детьми нарушенной последовательности;
выполнение в последовательности задания с последующей проверкой по модели.
В результате такой работы внимание детей было привлечено к вычленению временной последовательности, и они сами начали ее отыскивать в любом содержании. Появились элементы временной оценки.
Даже небольшой опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показал, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность.
Приложение
Примерные конспекты занятий (выборочные)
Ознакомление с длительностью 3-минутного интервала
Программные задачи. 1. Познакомить детей с длительностью 3-минутного интервала.
2. Учить контролировать время по песочным часам, в про
цессе выполнения разнообразной деятельности.
3. Формировать чувство удовлетворения от умения выполнять
задания на время.
Материал: секундомер на столе воспитателя, на каждом столе песочные часы (3-минутные). Ход занятия.
— Вы знаете, сколько длится 1 минута? Минута — это 60 се
кунд. Вы знаете, что можно успеть сделать за 1 минуту? Как вы
думаете, что больше—1 минута или 3 минуты?
— Да, 3 минуты больше, чем 1 минута. 3 минуты—это 1 мину
та, еще 1 и еще 1 минута, 3 раза по 1 минуте.
Воспитатель дает задание показать 3 минуты на 1-минутных песочных часах (3 раза их перевернуть), 3-минутных и на секундомере (3 раза стрелка обойдет круг).
— Как вы думаете, что можно успеть сделать за 3 минуты? По
смотрим, что мы успеем сделать за 3 минуты.
1-е задание. Из листа бумаги сложить лодочку за 3 минуты. Следить за песочными часами и закончить с окончанием 3 минут.
2-е задание. 3 минуты рисовать на листе бумаги в клетку круги по строчкам. Оценить своевременность окончания. Сосчитать, кто сколько строчек кругов успел нарисовать за 3 минуты.
3-е задание. Рисовать кто что хочет 3 минуты. Следить по песочным часам и кончить вовремя. Оценить своевременность окончания. Рассказать, кто что успел нарисовать за 3 минуты.
4-е задание. В раздевальной комнате в течение 3 минут одеваться, следя за временем по песочным часам. Рассказать, сколько вещей успели надеть за 3 минуты. Сравнить с тем, что успевали надеть за 1 минуту (наблюдать за 3—4 детьми).
Формирование навыка определять длительность 3-минутного интервала
Программные задачи. 1. Учить детей оценивать длительность своей работы.
2. Закрепить знание длительности 3-минутного интервала, срав
нить длительность 3 минут с длительностью 1 минуты.
3. Формировать у детей чувство удовлетворения от умения
точно оценить временной интервал.
Материал: 1-минутные и 3-минутные песочные часы, 2 листа чистой бумаги, лист бумаги в клетку и карандаш. Ход занятия.
— У меня песочные часы. Дети, посмотрите и сами решите, за сколько времени в них пересыплется весь песок? (Перевернуть часы.) Сколько прошло времени? (1 минута.)
А эти песочные часы на 3 минуты. Как вы думаете, сколько раз надо перевернуть минутные песочные часы, пока пройдет 3 минуты? Проверим это.
Что мы успевали сделать за 3 минуты на прошлых занятиях? (Сложить лодочку, нарисовать 2 строчки кругов, слепить 2 небольших предмета или нарисовать и т. п.) А теперь вы будете делать то же самое за 3 минуты, но без часов. Сами будете заканчивать работу, когда вам покажется, что 3 минуты кончились. А я проверю и скажу, кто правильно чувствует, сколько длятся 3 минуты.
1-е задание. Посидеть 3 минуты; когда покажется, что 3 минуты прошли, поднять руку.
2-е задание. За 3 минуты сложить из бумаги, что хочешь. (Положительная оценка направлена на точность определения временного интервала.)
3-е задание. Рисовать на листе в клетку кружки 3 минуты.
4-е задание. Рисовать кто что хочет 3 минуты.
5-е задание. В раздевальной комнате 3 минуты одеваться и самим прекратить это делать, когда закончатся 3 минуты. Рассказать, что успели надеть за 3 минуты.
Формирование умения определять объем работы на 3-минутный интервал
Программные задачи. 1. Учить правильно выбирать объем работы соответственно указанному интервалу (3 минуты).
2. Воспитывать чувство удовлетворения от умения правильно планировать по времени деятельность.
Материал: песочные часы, куклы, листы бумаги с нарисованными геометрическими фигурами для вырезания, ножницы.
Ход занятия.
— Дети, сегодня на занятии вы сами будете выбирать такое дело, которое можно успеть сделать за 3 минуты. Посмотрим, кто правильно сумеет выбрать работу, которую можно сделать за 3 минуты.
1-е задание. На каком из этих листов можно успеть вырезать все фигуры за 3 минуты? Выбрать лист и сделать это за 3 минуты. Оценить правильность выбора, отметить, почему успел или не успел.
2-е задание. Сколько вещей можно успеть снять с куклы за 3 минуты? Раздевать куклу 3 минуты. Проверить время.
3-е задание. Сколько вещей можно успеть надеть кукле за 3 минуты? Надеть их за 3 минуты. Оценить правильность планирования.
4-е задание. Предложить дежурным детям определить, сколько столов они успеют подготовить к занятию по рисованию за 3 минуты, затем сделать это.
Ознакомление с длительностью 5-минутного интервала
Программные задачи. 1. Познакомить с длительностью 5-минутного интервала.
2. Учить контролировать время по песочным часам и часам-
конструктору в процессе выполнения разнообразной деятельности.
3. Формировать чувство удовлетворения от умения выполнять
задания на время.
Материал: песочные часы на 1-3—5 минут, часы-конст-руктор, материал для работы.
Ход занятия.
— Дети, я сейчас одновременно переверну эти песочные часы, они все покажут разное время, а вы сами решите, за сколько минут пересыплется песок во всех этих часах. (Показывает.) Эти белые часы на сколько минут? (На 1 минуту.) Л эти красные часы на сколько минут? (На 3 минуты.) Кто знает, на сколько минут эти черные часы? (На 5 минут.) Как можно проверить? Сколько раз стрелка на секундомере должна обойти круг в течение 5 минут?
(5 раз.)
5 минут можно измерить и по часам. Вот какие у нас есть часы. (Показать часы-конструктор.) По кругу часов на одинаковом расстоянии одна от другой помещены цифры, есть две стрелки. Чем одна отличается от другой? (Длинная и короткая.) Короткая стрелка показывает часы, а длинная стрелка показывает минуты. Расстояние, которое длинная стрелка проходит от одной цифры до другой, равно 5 минутам. На часах между цифрами есть короткие черточки. Сосчитай, Оля, сколько расстояний между черточками на часах от цифры до цифры. (5.) Одно расстояние—1 минута. Сейчас мы и посмотрим, за сколько времени пересыплется песок во всех песочных часах, сколько пройдет большая стрелка на часах и сколько кругов сделает стрелка на секундомере. (Вызвать ребенка и поручить ему следить за секундомером.)
В 5 минутах сколько по 1 минуте? 5 минут — это 5 раз по 1 минуте. Как думаете, что можно успеть сделать за 5 минут? Сейчас мы все будем выполнять определенную работу за 5 минут.
1-е задание. 5 минут делать из бумаги коробочку (сначала сложить бумагу, надрезать и склеит!)). Все время следить за песочными часами, которые стоят у детей на столах, и за часами на столе воспитателя. («Покажи, Юра, где будет большая стрелка через 5 минут».) Оценить своевременность окончания и сколько
успели сделать.
2-е задание. 5 минут выкладывать узор из вырезанных, нарисованных геометрических фигур. Оценить своевременность окончания и отметить, кто сколько узоров успел выложить.
Закрепление представления о длительности 5-минутного интервала
Программные задачи. 1. Закрепить представление о длительности 5-минутного интервала.
2. Учить контролировать время по песочным часам и часам-
конструктору.
3. Сравнить возможный объем работы для выполнения за 1 —
3—5 минут.
Материал: песочные часы на 1—3- 5 минут, часы-конструктор, материал для работы.
Ход з а и я т и я.
— Дети, мы выполняли разные задания за 1 минуту, за 3 минуты и за 5 минут и видели, что можно успеть сделать за это время. Сейчас сравним, что можно успеть сделать за 1 минуту, 3 минуты и 5 минут.
Вызвать трех детей и предложить им сесть за стол возле разных песочных часов, кто где хочет.
1-е задание. Вырезать на листе нарисованные фигуры: одному ребенку—1 минуту, другому — 3 минуты, третьему — 5 минут. Следить по песочным часам, заканчивать с окончанием отведенного времени. В конце рассказать и сравнить, кто сколько успел и кто следил за временем.
2-е задание. Еще троим детям 1 минуту, 3 минуты и 5 минут строить домики из строительного материала. Сравнить, какую постройку можно успеть сделать за какое время.
3-е задание. Всем детям 5 минут строить домики из строительного материала. Следить за временем по песочным часам. Оценить своевременность окончания и сложность постройки.
4-е задание. В раздевальной комнате одеваться 5 минут. Выяснить, сколько вещей можно надеть за 5 минут.
Формирование умения определять объем работы на 5-минутный интервал
Программные задачи. 1. Учить детей оценивать длительность своей работы.
2. Закрепить знание детьми длительности 5-минутного интер
вала, сравнить длительность 5 минут с длительностью 3 минуты.
3. Формировать чувство удовлетворения от умения точно опре
делять временной интервал.
Материал: песочные часы на 3 и 5 минут, бумага, ножницы, клей, строительный материал.
X од .ч а п я т и я.
У меня песочные часы на 3 минуты и на 5 минут. Дети, сейчас вы будете выполнять работу за 3 минуты и за 5 минут, но без часов. Когда вам покажется, что время кончилось, прошло 3 минуты или 5 минут, сколько я скажу, вы кончите работать и уберете руки со стола, а я проверю, как вы оценили время.
1-е задание. 3 минуты строить дом из строительного набора. Закончить работу, когда покажется, что 3 минуты прошло. Оценить своевременность ее окончания.
2-е задание. 5 минут делать из бумаги коробочку: сложить лист, надрезать и склеить. Когда покажется, что 5 минут прошло, кончить работать.
3-е задание. 5 минут вырезать из бумаги фигуры, из которых потом сложить узор. Закончить работу, когда покажется, что прошло 5 минут. Оценить, кто правильно чувствует длительность и успевает закончить работу, выбирая нужный темп.
Содержание
Введение .................................................................................. 3
Ознакомление детей с частями суток ...................................... 5
Методика ознакомления детей с календарем........................... 16
Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного
возраста ..........................................................................
Понимание отношений временной последовательности детьми
42 46 |
дошкольного возраста.......................................................... 36
Приложение...........................................................................
Литература .......................................................................
Литература
Веракса Н.Формирование единых временно-пространственных представлений // Дошк. воспитание.—1976.—№ 5.—С. 46—48.
Кононенко И.Знакомство детей со временем // Дошк. воспитание.—1981.— № 7.— С. 11 —13. Мусейибова Т.Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста // Дошк. воспитание.—1972.—№ 2.—С. 48—55.
Селешников С. И.История календаря и хронология.—М., 1977.
Чуднова Р. Обучение детей ориентировке во времени // Дошк. воспитание.—1979.—№ 1.—С. 24—29. Щербакова Е., Фунтикова О.Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели // Дошк. воспитание.—1986.— № 7.—С. 43—46.