Консультирование и бессмысленность

Ниже описываются некоторые способы, которые экзистенциальные консультанты используют при работе с клиентами, жалующимися на недостаток смысла в их жизни.

Переопределение проблемы. Когда клиенты жалуются на то, что «жизнь не име­ет никакого смысла», они, похоже, допускают, что жизнь имеет смысл, который они не могут найти. Согласно экзистенциальной позиции, люди скорее придают смысл, чем получают его. Экзистенциальные консультанты повышают осознание клиентами того, что в жизни нет никакого присущего ей смысла, но люди ответственны за создание собственного смысла. Часто то, что относится к категории бессмысленности, лучше всего изучать в связи с другими предельными беспокойствами, связанными со смер­тью, свободой и изоляцией.

Определение видов защиты от тревоги бессмысленности. Экзистенциальные консультанты помогают клиентам лучше осознавать используемые ими виды защиты от тревоги бессмысленности. В какой мере стремление людей к получению денег, удо­вольствия, власти, признания, статуса коренится в их неспособности противостоять экзистенциальной проблеме, связанной с бессмысленностью? Консультанты могут по­мочь клиентам осознать последствия и цену их защиты. Защита от бессмысленности может быть одной из причин того, что клиенты относятся к жизни несерьезно, созда­вая тем самым проблемы, от решения которых они сознательно или подсознательно стремятся уклониться.

Оказание клиентам содействия в их более активном участии в жизни. Кон­сультантам следует подходить к проблеме, связанной с бессмысленностью, помогая клиентам активнее включаться в жизнь. Консультанты должны исходить из того, что желание участвовать в жизни всегда присутствует у клиентов. Консультанты могут предлагать клиентам установить и поддерживать аутентичные отношения, что демон­стрирует их собственное участие в процессе консультирования. Консультанты могут исследовать широкий диапазон надежд и целей клиентов, их системы убеждений, оце­нивать их способность любить и их попытки творчески выражать себя.

Логотерапия

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Свобода воли

Франкл использует термин «экзистенциальный» в трех случаях. Во-первых, тер­мин «экзистенциальный» относится к самой экзистенции, которая является специфи­чески человеческим способом бытия. Во-вторых, «экзистенциальный» относится к смыслу существования. В-третьих, «экзистенциальный» относится к стремлению най­ти смысл в личном существовании или, другими словами, к стремлению к смыслу. Жизнь преходяща, временна. Однако эта временность не делает жизнь бессмыслен­ной. Меняющиеся аспекты жизни являются в то же время потенциальными возможно­стями. Люди должны понять, каковы их преходящие возможности. Люди постоянно выбирают, какие из массы преходящих потенциальных возможностей будут реализо­ваны, а какие будут «приговорены» к нереализации.

Люди обладают свободой воли. В мире живой природы они одни способны к самоот­странению. Люди могут размышлять об имеющихся у них вариантах выбора и оценивать их. Значение имеют не специфические особенности характера людей или их стремлений и инстинктов, а точка зрения, с которой они рассматривают эти особенности. Люди сво­бодны формировать собственные характеры и ответственны за то, что они создают из самих себя. Когда люди поднимаются выше телесных и психических измерений своего существования, они входят в новое измерение, так называемое ноологическое измере­ние. К этому ноологическому измерению относятся именно человеческие функции, та­кие как размышление, способность превращать себя в объект, осознание.

Стремление к смыслу

Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Людям требуется обнаруживать смысл буквально во всем, вплоть до своего последнего дыха­ния. Франкл пишет: «Стремление найти смысл — первичная сила в жизни человека... Этот смысл уникален и специфичен для каждого человека и может быть осуществлен только им одним; только тогда становится значимым то, что воля удовлетворяет стрем­ление человека к смыслу» (Frankl, 1963, р. 154). Как Франкл обнаружил во время сво­его пребывания в концентрационном лагере, люди нуждаются в чем-то, ради чего сто­ило бы жить. Люди — это существа, которые встречаются с другими людьми и добирают­ся до смыслов, которые стоит осуществлять. Однако смысл не совпадает с бытием, ско­рее, он является своего рода платформой для бытия. Человеческое существование ока­зывается в опасности, если только люди не рассматривают мир с позиции трансценден-ции в направлении Чего-то, что находится за пределами их собственного «Я».

Логотерапия сосредоточивается на стремлении к смыслу, в то время как психоана­лиз сосредоточивается на стремлении к удовольствию, а индивидуальная психология — на стремлении к власти. "Франкл признает, что Фрейд и Адлер не использовали именно эти термины. Как удовольствие, так и власть — это «побочные продукты» или производ­ные стремления к смыслу. Стремление к смыслу — не рационалистическое объяснение инстинктуальных стремлений, оно не имеет отношения к снижению напряженности и возвращению к состоянию гомеостаза. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их.

Стремление к смыслу, так же как сила мотивации, отличается от самоактуализа­ции. Франкл рассматривает самоактуализацию только как побочный эффект стремле­ния к смыслу. Люди могут актуализировать себя только в той мере, в какой они осуще­ствляют смысл.

Сознание и подсознание

Какова исходная (референтная) точка, отталкиваясь от которой, люди могут обна­ружить смысл в своей жизни? Поиск смысла включает в себя и сознательную деятель­ность, и установление контакта с бессознательными слоями «Я».

Сознательность

Люди — духовные существа, и логотерапия сосредоточивается на.их духовном суще­ствовании. В этом контексте слово «дух» не имеет никаких религиозных оттенков зна­чения. Духовные движения у людей могут быть либо сознательными, либо бессозна­тельными. Сознательность подразумевает осознание. Целью логотерапии является повышение осознания клиентами своего духовного «Я». Люди должны сознавать лич­ную ответственность, с учетом уникального смысла их жизни, за свои действия в опре­деленных сложившихся ситуациях.

Духовное бессознательное

Каждый человек имеет экзистенциальное, личное духовное ядро. Центрируясь вокруг своего духовного ядра, люди не только индивидуализируются, но и интегрируют свои телесные, психические и духовные аспекты. Хотя граница между сознательным и бес­сознательным «флюидообразна», Франкл считает, что духовное основание человече-ской'экзистенции в конечном счете бессознательно. Глубинный центр каждого челове­ка является бессознательным. Существует четкое различие между инстинктуальным бессознательным и духовным бессознательным. Фрейд рассматривал бессознательное как резервуар, в котором содержатся подавляемые сексуальные и агрессивные инстин­кты. Глубинная психология, вместо того чтобы сосредоточиваться на подавляемых ин­стинктах, стремится проникнуть в глубины человеческого духа. Однако «Я» не подда­ется полному самоанализу, и в некотором смысле это делает человеческую экзистен­цию в самой своей основе нерефлексируемой. Франкл пишет: «Экзистенция существу; ет скорее в действии, чем в размышлении» (Frankl, 1975a, р. 30).

Сознание

Истоки сознания расположены в духовном бессознательном. Логос глубже, чем логи­ка. Экзистенциально аутентичные решения принимаются полностью неосмысленно и бессознательно. Франкл пишет: «Задача сознания — раскрыть человеку unum necesse, единственную вещь, которая требуется» (Frank!, 1975а, р. 35). С помощью Сознания можно интуитивно выявить уникальные возможности смысла, которые следует реали­зовывать в определенных ситуациях. Сознание, или «этический инстинкт», является сугубо индивидуальным в отличие от других инстинктов, которые имеются у большин­ства видов. Франкл полагает, что любовь и искусство уходят своими корнями не толь­ко в моральное сознание, но и в эмоциональные, интуитивные, нерациональные глуби­ны духовного бессознательного.

Свобода может быть «от чего-то» и «для чего-то». Свобода «для чего-то» представ­ляет собой ответственность по отношению к сознанию. Сознание имеет трансцендент­ное качество. Люди могут быть слугами своего сознания только тогда, когда они не произносят монолог, а ведут диалог с сознанием, как с чем-то, что отличается от них самих. Через сознание «доносит свой голос» сверхчеловеческий фактор (Frankl, 1975а, р. 53). Сознание играет главную роль в раскрытии существенной трансцендентности духовного подсознания. Сознание — это «голос» трансцендентности, и сознание само является трансцендентным.

Наши рекомендации