Показатели и критерии оценивания компетенций на различных этапах их формирования, шкалы оценивания
Показателями и критериями оценки знаний, определенных требованиями по результатам освоения дисциплины, демонстрируемых студентом в ходе текущей и промежуточной аттестации, являются:
- оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживающих полные и глубоко обоснованные знания;
- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший достаточные, полные и обоснованные знания;
- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший недостаточно полные и обоснованные знания;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему не полные и не обоснованные знания.
Показателями и критериями оценки умений и навыков, определенных требованиями к результатам освоения дисциплины, демонстрируемых студентом в ходе текущей и промежуточной аттестации, являются:
- оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживающих уверенные умения и навыки;
- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший недостаточно уверенные умения и навыки;
- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший неуверенные умения и навыки;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, у которого умения и навыки отсутствуют.
При определении уровня экзаменационной оценки по дисциплине используются следующие критерии:
- оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную образовательную программу, и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
- оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полное знание учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности;
- оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание основного учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим ошибки в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их исправления под руководством преподавателя;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Форма промежуточного контроля дисциплины: зачет во 3 семестре.
Согласно балльно-рейтинговой системе итоговая семестровая оценка знаний студентов определяется как суммарный результат семестровых, текущих и промежуточных контролей знаний. В семестре можно получить минимум баллов – 35, максимум баллов – 60. Минимальное количество для допуска к зачету 35 баллов.
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы
Тесты (пример)
Текст вопроса | Варианты ответов | Номер правильного варианта ответа | ||||
1. | Психический процесс целостного отражения действительности называется. | Вниманием | Памятью | Восприятием | Мышлением | |
2. | По степени участия воли в процессе запоминания память делится на: | Произвольную и непроизвольную | Механическую и динамическую | Активную и пассивную | Образную и логическую | |
3. | Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности называют: | Волей | Вниманием | Мышлением | Познанием | |
4. | Что из перечисленного не является проявлением акцентуации характера: | Дисгармоничность развития характера | Гипертрофированная выраженность отдельных его черт | Повышенная уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий | Способы типичного реагирования личности в деятельности, поведении и общении | |
5. | Индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, называются | Способностями | Характером | Чувствами | Темпераментом | |
6. | Родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы: | Человек | Личность | Индивид | Индивидуальность | |
7. | Метод психологии направленный на поиск взаимосвязей между явлениями: | Эксперимент | Тестирование | Наблюдение | Корреляция | |
8. | Какая из отраслей психологии занимается изучением познавательных психических процессов: | Социальная психология | Общая психология | Экспериментальная психология | психология социального познания | |
9. | Что согласно классификации В.Н.Мясищева не является видом эмоций: | Эмоциональные реакции | Эмоциональные отношения | Эмоциональные переживания | Эмоциональные состояния | |
10. | Многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемы потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание людьми друг друга называется | коммуникация | общение | деятельность | управление | |
11. | Какая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности | подтверждающая | прагматическая | формирующая | упраленческая | |
12. | Какой вид общения выделяют в зависимости от содержания общения: | социальное | опосредованное | кондиционное | жестами | |
13. | Психическая деятельность – это: | Отражательная, рефлекторная деятельность мозга | Познавательная активность человека, его способность мыслить | Познавательный процесс | Результат работы мыслительных процессов | |
14. | Структура общения, по мнению Г.М. Андреевой, включает в себя: | коммуникацию | конфронтацию | перцепцию | интеракцию |
Темы контрольных заданий
1. Понятие общения.
2. Формы общения, стили.
3. Виды общения (познавательное, убеждающее, экспрессивное, манипулятивное, ритуальное и др.).
4. Особенности невербального общения (кинесические, проксемические и др.).
5. Жесты и мимика, свидетельствующие о лжи.
6. Общение как обмен информацией (коммуникативная цепь).
7. Эффекты межличностного восприятия (эффекты ореола, неудачника, порядка, проекции, первого впечатления, края, бумеранга).
8. Общение как взаимодействие.
9. Способы организации взаимодействия.
10. Транзактный анализ Э.Берна.
11. Время, как фактор успешности установления контакта.
12. Деловая беседа: этапы и принципы проведения.
13. Создание благоприятного психологического климата беседы.
14. Создание благоприятного впечатления о себе.
15. Поведение в эмоционально напряженных ситуациях: техники, снижающие и повышающие напряжение.
16. Слушание в деловой коммуникации: возможные трудности, виды.
17. Обратная связь в процессе слушания.
18. Постановка вопросов и техника ответа на них.
19. Виды замечаний и методы их нейтрализации.
20. Логические правила аргументации.
21. Способы опровержения доводов собеседника.
22. Деловое совещание (цели, процедуры, правила конструктивного поведения).
23. Групповые методы принятия решений: дискуссия, «мозговой штурм», интервью.
24. Деловые переговоры: основные стадии, порядок ведения, методы ведения, типы, принимаемых решений.
25. Характеристика вербальных средств коммуникации и основные коммуникативные барьеры.
26. Виды критики.
27. Правила позитивной критики.
28. Классификация видов публичной речи.
29. Этапы подготовки публичного выступления.
30. Виды спора.
31. Формально-логические и психологические основы убеждения.
32. Технология сократовского спора.
33. Правила ведения телефонного разговора.
34. Определение коллектива.
35. Структура социально-психологических характеристик коллектива.
36. Развитие группы: превращение группы в коллектив.
37. Факторы сплоченности коллектива.
38. Составляющие элементы психологического климата коллектива.
39. Психологическая структура общения.
40. Функции общения.
41. Средства общения и их использование для передачи ложной информации.
42. Информационная функция общения.
43. Проблемы искажения и потерь информации при вербальном общении.
44. Общение как восприятие людьми друг друга.
45. Сущность и типы взаимодействия людей в процессе совместной деятельности.
46. Психологические способы взаимодействия людей.
47. Типичные ошибки общения и их коррекция.
48. Понятие и цель социального влияния.
49. Проблема социального контроля индивидуального и коллективного поведения.
50. Психологические модели социального влияния.
51. Значение вывода в процессе социального влияния.
52. Односторонние и двусторонние методы социального влияния.
53. Организация ситуации влияния
54. Комплексное использование эмоционального и интеллектуального воздействия.
55. Организация психологической среды влияния.
56. Влияние на эффект взаимодействия дистанции между позициями коммуникатора и слушателя
57. Воздействие социального влияния на сознание человека.
58. Влияние межличностных отношений на формирование установок к различным явлениям.
59. Элементарная социально-психологическая структура процесса социального влияния
60. Роль социальной среды в формировании убеждения
61. Влияние групповой активности на взгляды людей.
62. Основные формы лжи: умолчание (тайна) и искажение (ложь).
63. Моральное значение различия умолчания и тайны.
64. Негативная презумпция искажения информации (лжи).
65. Логический подход: таблицы истинности.
66. Имитация эмоций (фальшивая эмоция) как способ сокрытия переживаемых чувств, не испытываемых на самом деле.
67. Виды признаков обмана: утечка информации и информация о наличии обмана.
68. Вербальные возможности сообщения ложной информации.
69. Склонность лжецов особенно тщательно подбирать слова.
70. Признаки словесного обмана
71. Наиболее распространенные голосовые признаки обмана.
72. Причины проявления голосовых признаков обмана.
73. Типы телодвижений, которые могут быть признаками обмана (эмблемы и иллюстрации).
74. Причины использования иллюстраций для обмана.
75. Различия между эмблемами и иллюстрациями.
76. Позы как признак утечки информации или обмана.
77. Лицо как непроизвольная эмоционально-сигнальная система и ценный источник информации для верификатора.
78. Мимика как источник ложной информации.
79. Двойная роль лица в отражении произвольных и непроизвольных мимических реакций.
80. Информационные возможности лица по передаче различных оттенков эмоциональных переживаний.
81. Социокультурные различия правил контроля мимических реакций.
82. Способность большинства людей использовать мимические способы обмана.
83. Многообразие различных выражений лица и их отличия друг от друга.
84. Соотношение эмоций и выражения лица.
85. Мимические источники утечки информации.
86. Способы передачи информации с помощью глаз.
87. Внешние изменения в лице, вызываемые высшей нервной деятельностью: румянец, бледность, испарина.
88. Проблемы расшифровки мимических признаков обмана.
89. Признаки фальсификации эмоций.
90. Недооценка большинством людей улыбки как средства фальсификации информации.
91. Трудности в отличии ложной улыбки от искренней.
92. Основные виды улыбок.
93. Надежность признаков обмана, обусловленных непроизвольными изменениями, производимыми в организме вегетативной нервной системой и сопровождающими возникновение эмоций.
94. Простота имитации некоторых изменений, вызываемых вегетативной нервной системой.
95. Возможности научения распознаванию признаков некоторых видов обмана.
96. Основные задачами верификатора.
97. Необходимость принятия мер предосторожности для снижения количества ошибок.
98. Проблемы верификатора по определению эмоции, которые испытывает человек правдивый.
99. Выгодные и невыгодные для верификатора стороны ситуации, когда человек не знает о том, что его подозревают.
100. Меры предосторожности, необходимые при истолковании поведенческих признаков обмана.
Примерные вопросы к зачету
1. Определение понятия – общение. Структура и средства общения.
2. Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения.
3. Первое впечатление.
4. Особенности протекания длительного общения.
5. Наши поступки в общении. Самоподача в общении.
6. Коммуникативная сторона общения.
7. Интерактивная сторона общения.
8. Стили общения.
9. Деловая беседа как основная форма делового общения.
10. Вопросы собеседников и их психологическая сущность.
11. Парирование замечаний собеседников.
12. Психологические приемы влияния на партнера.
13. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров.
14. Выслушивание партнера как психологический прием.
15. Техника и тактика аргументирования.
16. Формирование переговорного процесса.
17. Национальные стили ведения деловых переговоров.
18. История ораторского искусства.
19. Подготовка к публичному выступлению.
20. Как завоевать внимание аудитории.
21. Риторические приемы в публичном выступлении.
22. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика).
23. Проксемические особенности невербального общения.
24. Визуальный контакт.
25. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения.
26. Межнациональные различия невербального общения.
27. История происхождения спора. Определение понятий: «спор», «дискуссия», «полемика».
28. Классификация видов спора. Культура спора. Предмет спора.
29. Поведение участников в споре. Индивидуальные особенности участников спора.
30. Национальные и культурные традиции. Уважительное отношение к оппоненту.
31. Выдержка и самообладание в споре. Психологические приемы убеждения. Нечестные приемы.
32. Мыслители древности и Нового времени о людях как о субъектах общения.
33. Психология народов.
34. Психология масс.
35. Психология межличностного общения.
36. Коллективная психология.
37. Динамика психической деятельности человека по А.Ухтомскому.
38. Деятельностный подход в психологии.
39. Культурологическая теория развития психики на основании теории Льва Семеновича Выготского.
40. Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности.
41. Конфликт: виды, структура, стадии.
42. Профилактика стрессов в деловом общении.
43. Психологические особенности общения по телефону.
44. Стили руководства группой подчиненных.
45. Способы психологической защиты.
46. Способы манипулирования людьми.
47. Способности и роли личности.
48. Социально-психологическая адаптация личности.
49. Психология личности.
50. Социальные стереотипы личности.
50.